АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18008/2011
26.11.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 26.11.2012 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Грибещенко Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Купцевич Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья «Свердлова-40» (юридический адрес: 664011 <...>; ОГРН <***>)
к Администрации города Иркутска (664000 <...>; ОГРН <***>)
о понуждении к исполнению в натуре обязанности по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности,
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности,
установил:
Товарищество собственников жилья «Свердлова-40» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации города Иркутска об обязании в срок до начала отопительного сезона 2012-2013 гг. произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <...> по следующим видам работ: ремонт фундамента и стен, ремонт перегородок межэтажных и межкомнатных, перекрытия чердачные, ремонт крыши, включая замену и установку водостоков; ремонт полов (в местах общего пользования); ремонт окон (в местах общего пользования); ремонт дверей тамбурных; ремонт системы отопления с установкой общедомовых и внутриквартирных приборов учета; ремонт систем горячего и холодного водоснабжения с установкой внутриквартирных и общедомовых приборов учета; ремонт канализации; асфальтирование земельного участка; ремонт цокольной части здания и нежилого кирпичного пристроя.
Представитель истца в судебном заседании 08.10.2012 г. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования уточнил, просит обязать администрацию г. Иркутска в срок не позднее начала отопительного сезона 2013-2014 гг. выполнить в натуре следующие виды работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: <...>:
- ремонт фундамента и фасада (или стен) (заключение Службы от 28.01.2011, заключение БТИ от 20.01.2011);
- ремонт перекрытий междуэтажных, чердачных, подвальных (заключение Службы от 28.01.2011, заключение БТИ от 20.01.2011);
- ремонт кровли, в том числе над лестницами общего пользования, включая замену и установку водостоков (технический паспорт БТИ на 2010, заключение БТИ от 20.01.2011);
- ремонт полов (в местах общего пользования) (заключение БТИ от 20.01.2011);
- ремонт дверей тамбурных (в местах общего пользования) (заключение БТИ от 20.01.2011);
- ремонт систем отопления и горячего водоснабжения с установкой общедомового у прибора учета (заключение Службы от 28.01.2011, заключение БТИ от 20.01.2011, технический паспорт на 2010);
- ремонт системы холодного водоснабжения с установкой общедомового прибора учета (заключение Службы от 28.01.2011, заключение БТИ от 20.01.2011);
- ремонт системы канализации (заключение Службы от 28.01.2011, заключение БТИ от 20.01.2011);
- асфальтирование земельного участка в пределах земельного участка находящегося в общедолевой собственности №38:36:000034:2033 (технический паспорт БТИ на 2010);
- ремонт цокольной части здания и нежилого кирпичного пристроя (акт БТИ от 01.07.2009).
В обоснование иска представитель истца пояснил: жилой дом № 40 по ул. Сверлова, г.Иркутск, является муниципальной собственностью и до 2006 г. находился на балансе МУП ДЭЗ № 1 по Правобережному округу г. Иркутска. Принадлежность жилого дома муниципалитету установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 01.08.2011 г. по делу № А19-12839/2010. Жильцами дома в декабре 2007 г. создано товарищество собственников жилья «Сверлова-40». Год постройки дома – до 1917 г., благоустроен, имеет центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию.
По договорам приватизации с 1991 г. началась приватизация квартир в жилом доме.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель несет обязательство по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном жилом доме, до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта. Благоустройство дома произведено в 1960-ые годы, сети эксплуатируются более 50 лет без капитального ремонта, нормативные сроки эксплуатации коммунальных сетей истекли. Ремонт фасада, крыши, перекрытий не производился никогда.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В приложении № 8 поименован перечень работ при капитальном ремонте жилищного фонда.
Кроме того, в обоснование перечня работ по капитальному ремонту истец ссылается на приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312; приказ от 05.01.1989 г. № 8 об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, приказ Министерства Жилищно-коммунального хозяйства РФСФСР от 13.08.1980 г. № 424 «Об утверждении инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда» (приложение № 4) – внешнее благоустройство относится к капитальному ремонту; приказ Минжилкомхоза от 13.06.1984 г. № 285 (пункт 3.1) – установка приборов учета абонентом (ответчиком) до 1990 г.; приказ Министерства Энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 г. № 310 «Об утверждении правил пользования электрической и тепловой энергией» (пункты 1.1, 4.1) – предусмотрено обеспечение жилых домов необходимыми приборами учета. Из технических паспортов, заключения БТИ, заключений Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области следует, что жилой дом по адресу: <...>, находится в неудовлетворительном состоянии и требует значительного капитального ремонта.
Ответчик требования истца об обязании проведения капитального ремонта по указанному перечню работ оспаривает по следующим основаниям:
- поскольку в силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» у администрации г.Иркутска, как бывшего наймодателя, сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома, требование об обязании ремонта фундамента и стен не обоснованы, так как в заключении Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области от 28.01.2011 г. имеется указание на ремонт фасада и кровли, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества, а не на полную замену несущих конструкций (фасада, фундамента);
- в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке приборов учета энергоресурсов лежит на собственниках помещений в многоквартирных домах. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, носят рекомендательный характер;
- в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения для обслуживания более одного помещения. Из технического паспорта следует, что в спорном доме имеется только одно место общего пользования: на втором этаже в одной тамбурной дверью. Остальные лестницы, помещения дома предназначены для обслуживания только одной квартиры;
- в заключениях БТИ от 22.11.2011 г., заключении Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области от 28.01.2011 г. не указано на износ и капитальный ремонт асфальтного покрытия;
- решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-13541/2011 истцу было отказано во взыскании убытков в сумме 228 557 руб. 03 коп. по проведенному капитальному ремонту в период с 2008 по 2011 гг. в жилом доме. Истцом не доказано, что заключение Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области от 28.01.2011 г. составлено с учетом проведенного капитального ремонта.
Оценив доводы стороны, материалы дела, суд установил.
Протоколом общего собрания собственников жилья от 12.12.2007 г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, определен способ управления жилым домом – товарищество собственников жилья, с утверждением устава ТСЖ «Сверлова-40» (свидетельство о государственной регистрации серия 38 № 002565370).
По данным технических паспортов, в том числе, МУП «БТИ г. Иркутска» от 10.09.2010 г. на двухэтажный многоквартирный жилой дом по адресу: <...>. 40, установлен год застройки – 1917 год, с расположением 10 квартир, жилой площадью 228,2 кв.м., общей площадью – 348,5 кв.м., площадь здания – 400 кв.м. Водопровод – 277,5 кв.м., канализация – 277,5 кв.м., горячее водоснабжение – 301,9 кв.м. Строительный объем здания – 2012 куб.м.
Согласно описанию конструктивных элементов жилого дома (технический паспорт от 10.09.2010 г.), состояние дома с учетом физического износа – неудовлетворительное: фундамент – износ 65%; стены кирпичные – 60%; перекрытия деревянные по деревянным балкам – 60%; кровля металлическая – 50%; полы деревянные – 60%; проемы – 50%; энергоснабжение, водопровод, канализация – 60%.
Актом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области (далее – Служба) от 01.07.2009 г. о результатах обследования жилого дома по адресу: <...>; заключением Службы от 20.01.2011 г. №03/11/11 установлены признаки физического износа конструктивных элементов дома от 50-60%, установлены факты нарушения использования и сохранности жилищного фонда, несоответствия жилых помещений коммунальных услуг требованиям «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170: массовые повреждения и разрушения, сквозные трещины фундамента; искривления и сквозные трещины стен; трещины перегородок в местах сопряжения со смежными конструкциями; гниль и значительный перегиб, щели в чердачных перекрытиях; протечки и просветы в отдельных местах крыши; разрушены сточные желоба, проржавение водостоков; значительная деформация, прогибы, щели в полах в местах общего пользования; оконные переплеты рассохлись, расшатались, гниль рам; пересох колод, осадка тамбурных дверей; заваренные свищи и трещины на радиаторах отопления, проржавение трубопровода; проржавение труб центрального горячего и холодного водоснабжения; наложение хомутов и накладок на линии чугунного канализационного трубопровода.
Как усматривается из заключения Службы от 28.01.2011 г. о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома, выданного ТСЖ «Свердлова-40», требуется капитальный ремонт (подпункты 1.1 – 1.4):
- капитальный ремонт системы горячего и холодного водоснабжения, с полной заменой элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт системы отопления, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт системы водоотведения, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт системы электроснабжения, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества.
Согласно пункту 2 заключения Службы от 28.01.2011 г., вопрос о капитальном ремонте подвального помещения, фасада, кровли жилого дома – рассмотреть при получении заключения специализированной организации (по обследованию зданий и сооружений, в том числе, по квартире № 6, № 7).
В материалы дела истцом представлено заключение ООО «Артефакт» от 23.10.2008г., по результатам строительной экспертизы жилого дома, расположенного по адресу: <...> (лицензия Д551007 номер ГС-6-38-02-26-0-3812035820-003444-4, выданной 20.12.2004 г. Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Как следует из заключения ООО «Артефакт», при оценке технического состояния и износа конструктивных элементов жилого дома, возможности капитального ремонта, определении перечня работ, строительной экспертизой установлено, что дальнейшая эксплуатация жилого дома возможна лишь при проведении капитального ремонта: стальное покрытие кровли разрушено; деревянные чердачные перекрытия – гниль, прогиб балок, щели; по периметру здания цокольная часть здания неисправна (отслоение штукатурного слоя, трещины, плесень, нарушение гидроизоляции); неисправность отмостков по периметру здания; опасность обрушения нежилого пристроя к кирпичным стенам квартир № 6, № 7, по стенам сквозные трещины; частичное разрушение кирпичной подвальной лестниц, следы подтопления подвала дождевыми и талыми водами; гниль стропил лестниц общего пользования; опасность обрушения и так далее.
Из информации МУП «БТИ г. Иркутска» от 22.11.2011 г. № 2987/11 следует, что по архивным данным, данным технической инвентаризации от 1975, 1979, 1983, 1985 гг. , конструктивные элементы жилого дома по адресу: <...>. 40, по состоянию на вышеуказанные даты (в том числе, по состоянию на 1991 г.) имели общий износ дома – 41%, техническое состояние неудовлетворительное. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта.
Вышеизложенные с определенностью свидетельствует о том, что с даты застройки жилого дома с 1917 г. (дому 74 года) на начало приватизации в 1991 г. физический износ жилого дома составил 41% и требовался капитальный ремонт. При этом, согласно приказу Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое ССР от 23.11.1988 г. № 312 (ведомственные строительные нормы), минимальная продолжительность эффективной эксплуатации здания и объектов по постановке на капитальный ремонт: стены – 10-15 лет; фундамент – 50 лет; перекрытия деревянные по жилым домам – 60 лет; лестницы деревянные – 20 лет; кровля металлическая – 15 лет; перегородки деревянные – 30- лет; двери и окна – 50 лет; водопровод, канализация – 40 лет; трубопровод горячей воды – не более 30 лет; внешнее благоустройство - асфальтовое покрытие – 10 лет.
Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств, что с даты застройки жилого дома с 1917 г. в доме проводился капитальный ремонт. Из чего следует, что в течение 74 лет (на дату приватизации в 1991 г.) и по настоящее время (жилому дому 95 лет) в доме не проводился капитальный ремонт здания.
Довод ответчика о том, что истцом проводился капитальный ремонт и возмещение затрат по капитальному ремонту рассматривалось в рамках дела № А19-13541/2011, суд находит необоснованным, так как доказательств проведения капитального ремонта, в том числе, по заявленным видам работ, ответчиком в материалы дела не представлено в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, обязательность проведения капитального ремонта с перечнем указанных работ установлена в заключениях Службы, МУП «БТИ г. Иркутска», датированных 2011 г. Доказательств полагать иное ответчиком суду не представлено.
В силу требований статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если при приватизации хотя бы одной жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте.
Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 г., Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.05.2012 г. по делу № А19-13541/2011 установлено наличие договоров приватизации квартир в многоквартирном доме по адресу: <...> в 1992, 1993, 1995, 2002 гг; установлено, что наймодателем при приватизации квартир от имени собственника выступал ответчик -администрация г. Иркутска.
В соответствии с часть. 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из вышеизложенного следует, что истец правомерно на основании статьи 16 обратился Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился с требованием об обязании администрации г. Иркутска провести капитальный ремонт жилого дома по адресу: <...>.
Доводы ответчика о неправомерности требований истца в части проведения капитального ремонта фундамента, холодного пристроя к дому, установки счетчиков, благоустройства в виде асфальтирования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, суд находит несостоятельными.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР приказом от 13.08.1980 г. № 424 предусмотрело классификацию капитальных ремонтов и состав работ, в том числе, ремонт фундаментов, стен, фасадов.
Приказом Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.01.1989 г. № 8 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, с указанием перечня работ, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, в том числе, благоустройство дворовых территорий (асфальтирование), восстановление разрушенных участков, тротуаров, проездов.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13.06.1984 г. № 285 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, в которых предусмотрена установка счетчиков воды.
Приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 г. № 310 утверждены Правила пользования электрической и тепловой энергией, в пункт 4.1 которых предусмотрена установка и эксплуатация потребителем приборов учета тепловой энергии.
Из поименованных правовых актов усматривается, что на момент приватизации жилого фонда с 1991 г. предусматривалась обязанность потребителей (наймодателей) по установке приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
При этом, как следует из постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (пункт 2.4.2) - при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, для улучшения эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды и так далее.
Более того, в соответствии со статьей 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из существа спора, судом были заслушаны пояснения Государственного инспектора Центрального отдела жилищного контроля в управлении жилищного контроля Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области ФИО3, проводившей осмотр жилого дома по адресу: <...>, как специалиста Службы, и составившей Заключение о необходимости проведения капитального ремонта, которая подтвердила необходимость проведения капитального ремонта жилого дома по заявленным видам работ.
На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что требование Товарищества собственников жилья «Свердлова-40» об обязании администрации города Иркутска произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Государственная пошлина не подлежит взысканию в Федеральный бюджет Российской Федерации в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду принятия судом искового заявления к производству с отсрочкой уплаты государственной пошлины и освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требование удовлетворить.
Обязать Администрацию города Иркутска выполнить следующие виды работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>:
- ремонт фундамента и фасада (или стен);
- ремонт перекрытий междуэтажных, чердачных, подвальных;
- ремонт кровли, в том числе над лестницами общего пользования, включая замену и установку водостоков;
- ремонт полов (в местах общего пользования);
- ремонт дверей тамбурных;
- ремонт систем отопления и горячего водоснабжения с установкой общедомового прибора учета;
- ремонт системы холодного водоснабжения с установкой общедомового прибора учета;
- ремонт системы канализации;
- асфальтирование земельного участка в пределах земельного участка находящегося в общедолевой собственности №38:36:000034:2033;
- ремонт цокольной части здания и нежилого кирпичного пристроя;
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.Н. Грибещенко