АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-18152/2015
« 14 » декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 декабря 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е..
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Янтарь»
к Администрации Бодайбинского городского поселения
о признании незаконным постановления от 07.11.2014 № 513-п,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.09.2015 № 62;
от органа, принявшего оспариваемый акт: не явились;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Янтарь» (далее – ООО «Янтарь») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Бодайбинского городского поселения о признании незаконным постановления от 07.11.2014 № 513-п «О признании утратившим силу постановления администрации Бодайбинского городского поселения 18.04.2014 № 219-п».
Обществом также заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Администрация Бодайбинского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв по делу.
Из материалов дела следует, что 17.08.2007 между Администрацией города Бодайбо и района (арендодатель) и ООО «Янтарь» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № 1204, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду на основании постановления мэра г. Бодайбо и района от 10.08.2007 № 693-и земельный участок с кадастровым номером 38:22:000050:0017, площадью 3700,0 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, т. Бодайбо, ул. Иркутская, 2 «в», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты производственного назначения, фактическое использование: под производственной базой.
Постановлением Администрации Бодайбинского городского поселения от 26.03.2014 изменен адрес земельного участка с кадастровым номером 38:22:000050:17. расположенного в <...>. Адрес участка в новой редакции: <...>.
Постановлением главы Администрации Бодайбинского городского поселения от 18.04.2014 № 219-п утвержден градостроительный план № RU 38503103-12 от 17.04.2014 земельного участка с кадастровым номером 38:22:000050:17, расположенного в <...> (разрешенное использование – для производственной базой) для строительства административно-бытового здания.
30.06.2014 Администрацией Бодайбинского городского поселения обществу «Янтарь» выдано разрешение на строительство № RU 38503103-23 объекта капитального строительства – административно-бытового здания, расположенного по адресу: <...>.
07.11.2014 главой Администрации Бодайбинского городского поселения вынесено постановление № 513-п, согласно которому ранее изданное постановление главы администрации от 18.04.2014 № 219-п признано утратившим силу. Также постановлено считать утратившими силу градостроительный план земельного участка № RU 38503103-12 от 17.04.2014 и разрешение № RU 38503103-23 от 30.06.2014 на строительство административно-бытового здания по ул. Иркутской, 2б в г. Бодайбо.
Не согласившись с постановлением от 07.11.2014 № 513-п, ООО «Янтарь» обратилось в суд с настоящим заявлением, в котором указало, что оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует оформлению в собственность административно-бытового здания, построенного обществом с соблюдением земельного, градостроительного законодательства.
В представленном отзыве от 04.12.2015 № 3215 Администрация Бодайбинского городского поселения требования ООО «Янтарь» не признала, указав, что 18.09.2014 в Администрацию поступило заявление от Администрации г. Бодайбо и района (исх. №2840) об аннулировании разрешения на строительства, выданного ООО «Янтарь», в связи с тем, что данное здание передано в составе имущественного комплекса администрацией г. Бодайбо и района по договору аренды от 01.01.2007 № 115 ООО «Янтарь». Документация (схемы, технические паспорта и планы) о конкретном месте расположения данного комплекса представлена не была.
Администрацией Бодайбинского городского поселения по результатам анализа поступившего обращения, а также имеющейся в ее распоряжении документации и информации, касающейся аренды и расположения имущественного комплекса на территории земельного участка, расположенного по адресу: <...>, принято решение об аннулировании выданного разрешения на строительство № RU 38503103-23 от 30.06.2014 ООО «Янтарь» до выяснения и уточнения конкретных данных по расположению административного здания из имущественного комплекса.
В судебном заседании 07.12.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 9 часов 40 минут 14.12.2015. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя заявителя.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
ООО «Янтарь» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд.
Как следует из представленных материалов, 02.04.2015 ООО «Янтарь» обратилось в Администрацию Бодайбинского городского поселения с заявлением о разрешении на ввод в эксплуатацию объекта, находящегося по адресу: г. Бодайбо, ул. Иркутская, 2 «б».
Письмом от 10.04.2015 № 907 Администрация сообщила об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта, указав, что в соответствии с подпунктом 2.2 постановления Администрации Бодайбинского городского поселения от 07.11.2014 № 513 «О признании утратившим силу постановления администрации Бодайбинского городского поселения от 18.04.2014 № 219-п» разрешение на строительство № RU38503103-23 от 30.06.2014 административно-бытового здания признано утратившим силу.
С заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию ООО «Янтарь» первоначально (12.08.2015) обратилось в Бодайбинский городской суд, а затем 03.09.2015 - в Арбитражный суд Иркутской области (дело № А19-14266/2015 по заявлению ООО «Янтарь» к Администрации Бодайбинского городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.04.2015 № 907.
О вынесении постановления от 07.11.2014 № 513-п общество узнало в ходе рассмотрения дела № А19-14266/2015 – в судебном заседании, назначенном на 08.10.2015.
Доказательства вручения Обществу оспариваемого ненормативного акта ранее этой даты в материалы дела не представлены.
То обстоятельство, что до указанной даты ООО «Янтарь» не располагало текстом постановления от 07.11.2014 № 513-п, подтверждаетсяпояснениями заявителя и Администрации Бодайбинского городского поселения.
С учетом положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающих исчисление трехмесячного срока для обращения в суд со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, срок для обращения в суд в данном случае следует исчислять с 08.10.2015.
В суд заявитель обратился 10.11.2015г. , до истечения установленного законом трехмесячного срока.
Следовательно, срок на подачу заявления об оспаривании постановления от 07.11.2014 № 513-п заявителем не пропущен.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и их должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт.
Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным органом правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
Поскольку постановление от 07.11.2014 № 513-п является актом ненормативного характера, направленным на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, оно должно быть мотивированным и обоснованным.
Однако оспариваемое постановление по существу никак не мотивировано, кроме указания на обращение администрации г. Бодайбо и района об отмене разрешения на строительство. Оно не содержит указания на несоответствие отмененного постановления от 18.04.2014 № 219-п закону или иному нормативному акту, а также основания для его отмены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, какие обстоятельства были установлены Администрацией Бодайбинского городского поселения, повлекшие за собой необходимость отмены органом местного самоуправления ранее принятого постановления.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу статей 41 и 43 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является частью градостроительной документации.
Согласно части 1 статьи 46 Кодекса полномочия по обеспечению подготовки документации по планировке территории на основании документов территориального планирования осуществляются органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48, статьи 51 Кодекса градостроительный план земельного участка является одним из условий подготовки проектной документации на строительство, и выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что при отсутствии какого-либо из названных оснований решение о прекращении действия выданного застройщику разрешения на строительство не может быть принято.
Оспариваемое от 07.11.2014 № 513-п не содержит ссылок на часть 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство.
В представленном отзыве Администрация в качестве основания для признания утратившими силу градостроительного плана и разрешения на строительство и отмены ранее вынесенного постановления указала, что административно-бытовое здание было передано в составе имущественного комплекса обществу «Янтарь» по договору аренды от 01.01.2007 № 115, заключенному с администрацией г. Бодайбо и района.
Между тем, такое основание в указанном перечне отсутствует и не может служить основанием для отмены ранее выданного с соблюдением норм действующего законодательства разрешения на строительство.
Более того, как следует из договора аренды имущественного комплекса от 01.01.2007 № 115 и дополнительного соглашения к нему от 13.04.2009, обществу в аренду передан объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, включающий в себя здания проходной, котельной, гаража, административное здание и пр. Тогда как градостроительный план и разрешение на строительство выданы ООО «Янтарь» на строительство объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: <...> (ранее 2в).
По данным, полученным из Управления Росреестра по Иркутской области, какие-либо объекты недвижимого имущества как по адресу <...>, так и по адресу <...>, в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок в ним не зарегистрированы.
Таким образом, у Администрации Бодайбинского городского поселения отсутствовали основания для отмены постановления от 18.04.2014 № 219-п и признания утратившими силу градостроительного плана № RU 38503103-12 и разрешения на строительство № RU 38503103-23, ранее выданных ООО «Янтарь».
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах заявленные требования ООО «Янтарь» подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ООО «Янтарь» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя с Администрации Бодайбинского городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Янтарь» удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации Бодайбинского городского поселения от 07.11.2014 № 513-п «О признании утратившим силу постановления администрации Бодайбинского городского поселения 18.04.2014 № 219-п».
Обязать Администрацию Бодайбинского городского поселения устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Янтарь».
Взыскать с Администрации Бодайбинского городского поселения в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Янтарь» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Чемезова