АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18181/2011
05.03.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.03.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Северное управление жилищно-коммунальными системами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664040, <...>), Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664081, <...>), Открытого акционерного общества «Западное управление жилищно-коммунальными системами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664082, <...>),
третьи лица: Закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Сиброн», Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская»; Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Процессинговая Компания»,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 664025, <...>),
о признании незаконными решения №435 от 04.07.2011 г. и предписаний №152 от 04.07.2011 г., №153 от 04.07.2011 г., №154 от 04.07.2011 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителей: ФИО1 - паспорт, доверенности,
от ответчика: ФИО2 - удостоверение, доверенность; ФИО3 -удостоверение, доверенность,
от третьего лица Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Сиброн»: ФИО4 - паспорт, доверенность,
от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Сибирская»: не явились,
от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Процессинговая Компания»: не явились,
установил:
Открытое акционерное общество «Северное управление жилищно-коммунальными системами», Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами», Открытое акционерное общество «Западное управление жилищно-коммунальными системами» (далее – заявители, ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», управляющие компании) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными:
- решения №435 Комиссии Иркутского УФАС России от 04.07.2011, которым Открытое акционерное общество «Северное управление жилищно-коммунальными системами», Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами», Открытое акционерное общество «Западное управление жилищно-коммунальными системами» признаны нарушившими пункты 4, 7, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- предписания №152 от 04.07.2011, выданного Открытому акционерному обществу «Южное управление жилищно-коммунальными системами» Комиссией Иркутского УФАС России;
- предписания №153 от 04.07.2011, выданного Открытому акционерному обществу «Северное управление жилищно-коммунальными системами» Комиссией Иркутского УФАС России;
- предписания №154 от 04.07.2011, выданного Открытому акционерному обществу «Западное управление жилищно-коммунальными системами» Комиссией Иркутского УФАС России.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Сиброн», Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская», Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Процессинговая Компания».
В судебном заседании представитель заявителей требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.
Представители антимонопольного органа заявленные ребования не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель третьего лица Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Сиброн» полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская», Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Процессинговая Компания», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, о рассмотрении дела в их отсутствие не известили, отзывы не представили.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 15 мин. 28.02.2012.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Открытое акционерное общество «Северное управление жилищно-коммунальными системами» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН <***>.
Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН <***>.
Открытое акционерное общество «Западное управление жилищно-коммунальными системами» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН <***>.
В антимонопольный орган поступило заявление ЗАО «Управляющая компания «Сиброн» в отношении направленных на ограничение конкуренции действий ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» по устранению ЗАО «УК «Сиброн» и представляемой ею Системы «Город» от участия в сегменте рынка услуг сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные и иные услуги.
Согласно заявлению ЗАО «УК «Сиброн» на основании лицензионного договора, заключенного с ЗАО «Центр финансовых технологий» (компанией-разработчиком программ обеспечения системы сбора и обработки платежей населения за различные виды услуг «Система Город»), на протяжении 7 лет внедряет Систему «Город» в г.Иркутске и Иркутской области.
В результате проведенного антимонопольного расследования установлено, что среди организаций управления жилищно-коммунальной сферы в 2010 году в системе «Город» участвовали, в том числе, ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» (управляющие компании). Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют управление многоквартирными домами г.Иркутска.
В период с 10 по 30 декабря 2010 года в ЗАО «УК «Сиброн» поступили уведомления о расторжении ранее заключенных договоров о присоединении к Системе «Город» от ОАО Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» без указания причин. Одновременно с 01.11.2010 данными управляющими компаниями заключены договоры по приему платежей физических лиц с ООО «Иркутская Процессинговая Компания».
04.06.2011 антимонопольным органом вынесено решение №435, которым Открытое акционерное общество «Северное управление жилищно-коммунальными системами», Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами», Открытое акционерное общество «Западное управление жилищно-коммунальными системами» признаны нарушившими требования пунктов 4, 7, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий по относительно синхронному и единообразному расторжению Договоров присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город», что приводит к экономически или технологически необоснованному недопущению ЗАО «УК «Сиброн» в сегмент рынка по сбору и обработке платежей населения, сокращению или прекращению оказания услуг по сбору и обработке платежей физических лиц, на которые имеется спрос, а также созданию препятствий доступа на товарный рынок оказания услуг по сбору и обработке платежей другим хозяйствующим субъектам (ЗАО «УК «Сиброн», платежным субагентам ЗАО «УК «Сиброн»).
На основании указанного решения 04.07.2011 антимонопольным органом выданы:
- предписание №152, в соответствии с которым Открытому акционерному обществу «Южное управление жилищно-коммунальными системами» предписывалось с момента получения настоящего предписания совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем недопущения необоснованных экономически или технологически отказов в заключении договоров на оказание услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги при наличии поступивших предложений;
- предписание №153, в соответствии с которым Открытому акционерному обществу «Северное управление жилищно-коммунальными системами» предписывалось с момента получения настоящего предписания совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем недопущения необоснованных экономически или технологически отказов в заключении договоров на оказание услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги при наличии поступивших предложений;
- предписание №154, в соответствии с которым Открытому акционерному обществу «Западное управление жилищно-коммунальными системами» предписывалось с момента получения настоящего предписания совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем недопущения необоснованных экономически или технологически отказов в заключении договоров на оказание услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги при наличии поступивших предложений.
Заявитель, полагая, что решение антимонопольного органа и выданные на его основании предписания не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявители указали, что антимонопольный орган не доказал, что действия ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» имели своими последствиями экономически или технологически необоснованное недопущение ЗАО «УК «Сиброн» в сегмент рынка по сбору и обработке платежей населения, сокращение или прекращение оказания услуг по сбору и обработке платежей физических лиц, на которые имеется спрос, а также создание препятствий доступа на товарный рынок оказания услуг по сбору и обработке платежей другим хозяйствующим субъектам (ЗАО «УК «Сиброн», платежным субагентам ЗАО «УК «Сиброн»). Кроме того, по мнению заявителей, поскольку ЗАО «УК «Сиброн» деятельность по приему платежей физических лиц не осуществляет, соответственно ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» объективно не могли совершить действия, которые имели бы последствия в виде экономически или технологически необоснованного недопущения ЗАО «УК «Сиброн» в сегмент рынка по сбору и обработке платежей населения, сокращения или прекращения оказания услуг по сбору и обработке платежей физических лиц, на которые имеется спрос, а также создания препятствий доступа на товарный рынок оказания услуг по сбору и обработке платежей другим хозяйствующим субъектам (ЗАО «УК «Сиброн», платежным субагентам ЗАО «УК «Сиброн»).
Антимонопольный орган полагает оспариваемые решение и предписания законными и обоснованными.
Третье лицо ЗАО «УК «Сиброн» полагало заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона №135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Под признаками ограничения конкуренции понимается - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона №135-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона №135-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: 1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества); 2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ); 3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества; 4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа; 5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания; 6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания; 7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества; 8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица; 9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; 10) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица; 11) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица; 12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы; 13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры; 14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию; 15) хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 14 настоящей части признаков входят в одну группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
Частью 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предусмотрено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования); 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; 8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступило заявление ЗАО «Управляющая компания «Сиброн» в отношении направленных на ограничение конкуренции действий ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» по устранению ЗАО «УК «Сиброн» и представляемой ею Системы «Город» от участия в сегменте рынка услуг сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные и иные услуги. ЗАО «УК «Сиброн» на основании лицензионного договора, заключенного с ЗАО «Центр финансовых технологий» (компанией-разработчиком программ обеспечения системы сбора и обработки платежей населения за различные виды услуг «Система Город»), на протяжении 7 лет внедряет Систему «Город» в г.Иркутске и Иркутской области.
В результате проведенного антимонопольного расследования Управлением установлено, что среди организаций управления жилищно-коммунальной сферы в 2010 году в системе «Город» участвовали (имелись договоры присоединения к системе «Город»), в том числе, ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» (управляющие компании). Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют управление многоквартирными домами г.Иркутска (в совокупности указанные управляющие компании по управлению многоквартирными домами оказывают услуги управления в размере 82% жилого фонда, приходящегося на многоквартирные дома в г.Иркутске).
В период с 10 по 30 декабря 2010 года в ЗАО «УК «Сиброн» поступили уведомления о расторжении ранее заключенных договоров о присоединении к Системе «Город» от ОАО Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» без указания причин.
Одновременно с 01.11.2010 данными управляющими компаниями заключены договоры по приему платежей физических лиц с ООО «Иркутская Процессинговая Компания».
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, ни в Правилах о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), не содержится запретов на привлечение управляющими организациями иных лиц для исполнения своих обязательств по управлению многоквартирным домом, управляющие организации для начисления и учета оплаты за коммунальные услуги и рассылки платежных документов могут обращаться к услугам других хозяйствующих, в том числе информационно-расчетных центров.
Согласно подпункту «а» пункту 65 Правил предоставления коммунальных услуг, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Таким образом, управляющая организация по договоренности с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, заключившими договор управления таким домом с данной управляющей организацией, имеет возможность организовать оплату коммунальных услуг определенным способом, в том числе с использованием касс, позволяющих вносить такую оплату управляющей организации без посредников, и (или) с использованием услуг сторонних организаций без посредников, и (или) с использованием услуг сторонних организаций (кредитных организаций, ФГУП «Почта России», иных платежных агентов и др.) на основании соответствующих договоров.
Кредитные организации оказывают услуги по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1.
Довод заявителей о невозможности получения результатом согласованных действий управляющих компаний последствий в виде экономически или технологически необоснованного недопущения ЗАО «УК «Сиброн» в сегмент рынка по сбору и обработке платежей населения, сокращения или прекращения оказания услуг по сбору и обработке платежей физических лиц, на которые имеется спрос, а также создания препятствий доступа на товарный рынок оказания услуг по сбору и обработке платежей другим хозяйствующим субъектам (ЗАО «УК «Сиброн», платежным субагентам ЗАО «УК «Сиброн») вследствие того, что ЗАО «УК «Сиброн» не осуществляет деятельность по приему платежей, является необоснованным по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физических лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 №103-ФЗ (далее - Закон №103-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Закона №103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (подпункт 3 статьи 2 Закона №103-ФЗ).
Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (подпункт 4 статьи 2 Закона №103-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Закона №103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.
Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (подпункт 5 статьи 2 Закона №103-ФЗ).
В период работы Системы «Город» оплату за оказанные управляющими компаниями услуги физические лица - плательщики могли осуществить во всех пунктах приема платежей, в том числе, через кредитные организации, являющиеся участниками системы «Город» (ОАО «МДМ Банк», ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» и другие). Кредитные организации осуществляли прием платежей населения на основании поручений клиентов (ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская») в рамках договоров присоединения к системе «Город».
В силу части 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
В соответствии с Правилами работы системы сбора и обработки платежей «Город» участниками системы являются:
- клиент (заключая договор присоединения, клиент уполномочивает организацию и/или расчетный банк организовать приём и перечисление Платежей, а также уполномочивает центр организовать информационное и технологическое обслуживание на условиях Правил, в том числе с помощью оператора);
- поставщик услуг, заключивший договор на прием и перечисление Платежей в его пользу с организацией;
- получатель (характеризуется тем, что оплату услуг по приёму и перечислению Платежей в его пользу осуществляет плательщик);
- организация - кредитная организация, а также иная организация, имеющая право на осуществление деятельности по приему и перечислению платежей в соответствии со специальным разрешением Банка России, осуществляющая в рамках системы приём Платежей на возмездной основе в пользу клиентов, поставщиков услуг получателей, и перечисление собранных ею Платежей в расчетный банк и/или поставщикам услуг;
- расчетный банк - кредитная организация, принявшая на себя обязательство по организации приема, консолидации и перечислению участникам системы Платежей. Заключая Договор присоединения, расчетный банк поручает организациям осуществлять и/или организовать через представителей приём Платежей на условиях Правил и перечислять ему собранные Платежи;
- оператор - юридическое лицо, обеспечивающее информационное и технологическое обслуживание участников системы на основании Договора присоединения, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам системы информации по операциям, осуществляемым в системе;
- представитель - предприниматель без образования юридического лица, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, заключивший с организацией договор на приём Платежей в рамках системы в пользу клиентов, поставщиков услуг, получателей на условиях Правил.
Система «Город», предоставляемая ЗАО «УК «Сиброн», представляет собой единое информационное пространство, предназначенное для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при совершении платежей с использованием системы. Работа системы, помимо программно-технической составляющей, в качестве неотъемлемой части включает в себя и договорное обеспечение отношений с поставщиками услуг (организациями жилищно-коммунального хозяйства, связи, детскими учреждениями и т.п.). Система позволяет принимать любые платежи от населения и оперативно передавать поставщикам услуг всю необходимую информацию о принятых платежах.
Согласно договорам об информационно-технологическом обслуживании сбора и обработки платежей ЗАО «УК «Сиброн» обеспечивает бесперебойную работу Системы, предоставляет Банку программное обеспечение, необходимое для работы в системе, обеспечивает защиту канала передачи данных от несанкционированного доступа, своевременно дополняет Инструкцию по приему платежей при присоединении к Системе новых клиентов, поставщиков услуг, получателей, прием платежей, в пользу которых имеет особенности, возмещает расходы, понесенные в связи с неправильным внесением Центром в Систему размера платы за прием и перечисление платежей в пользу клиента, получателя.
Таким образом, ЗАО «УК «Сиброн» - оператор платежной инфраструктуры, то есть оператор по предоставлению инфраструктуры программного обеспечения, осуществляющий информационно-технологическое обслуживание банка при осуществлении им сбора и обработки платежей в кассах по приему платежей, а именно: ведение Реестров и ежедневное формирование необходимых Банку расчетов.
С учетом изложенного выше, исходя из положений Закона №103-ФЗ, ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» выступают в качестве поставщиков - юридических лиц, получающих денежные средства плательщика за выполняемые работы, оказываемые услуги в соответствии с настоящим Федеральным законом, и которыми вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а ЗАО «УК «Сиброн», ООО «Иркутская Процессинговая Компания» в качестве платежных агентов - операторов по приему платежей от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиками услуг (в том числе за коммунальные услуги и платы за жилые помещения).
В результате расторжения управляющими компаниями многоквартирными домами, оказывающими услуги управления в размере 82% жилого фонда, приходящегося на многоквартирные дома в г.Иркутске, договоров присоединения к системе «Город» значительно снизилось количество пунктов приема платежей, с помощью которых граждане вносили плату за жилищно-коммунальные и иные услуги. Соответственно, кредитные организации - участники системы «Город», заключившие договор присоединения с ЗАО «УК «Сиброн», лишены возможности принимать платежи в связи с отсутствием консолидированного счета для приема и перечисления платежей.
Действиями управляющих компаний по расторжению договоров присоединения к системе «Город» ограничена конкуренция между платежными агентами на рынке услуг сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные и иные услуги, вытеснено ЗАО «УК «Сиброн» и его контрагенты из соответствующего сегмента рынка.
Поскольку организации, не имеющие с управляющими компаниями соглашений (договоров), фактически не имеют возможности бороться за клиентов - лиц, осуществляющих платежи, предложив им свои услуги, то ограничиваются, в том числе, права жителей г.Иркутска и Иркутской области на свободный выбор организации по приему платежей.
Договоры на оказание услуг по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги в рамках Системы «Город» заключены ЗАО «УК «Сиброн» со следующими кредитными организациями (банками):
- филиал ТрансКредитБанка в г.Иркутск (всего 125 пунктов приема платежей по Иркутской области, в том числе 47 пунктов - на территории г.Иркутска) - договор присоединения №2009-03/ТКБ/ОР от 12.03.2009;
- ОАО «ВостСибТрансКомБанк» (241 пункт приема платежей, в том числе 187 пунктов в г.Иркутске);
- Иркутский филиал ООО «Мой Банк» (ранее - КБ «Губернский») - договор присоединения №2007-01/ГБ/ОР от 23.01.2007 (1 пункт приема платежей);
- Иркутский филиал ОАО «МДМ Банк» - договор присоединения №2007-03/УРСА/ОР от 19.04.2007 (26 пунктов приема платежей, в том числе 15 пунктов в г.Иркутске);
- филиал ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» - договора присоединения №2008-07/АТБ/РБ от 01.07.2008, №2010-12/АТБ Улан-Удэ/ОР от 01.12.2010, №2008-03/АТБ/ОР от 21.03.2008 (16 пунктов приема платежей, в том числе 8 пунктов в г.Иркутске);
В период с 10.12.2010 по 30.12.2010 управляющими компаниями в адрес ЗАО «УК «Сиброн» направлены уведомления о расторжении ранее действовавших договоров без указания причин:
- 10.12.2010 ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» направлено уведомление №4970 о расторжении договора с 10.01.2011;
- 30.12.2010 ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» направлено уведомление №01-4831 о расторжении договора с 31.01.2011;
- 30.12.2010 ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» направлено уведомление №9759/2 о расторжении договора с 01.02.2011;
- 30.12.2010 ООО «Сибирская» направлено уведомление №1974 о расторжении договора с 30.01.2011.
Получив указанные уведомления, ЗАО «УК «Сиброн», со своей стороны, предложило управляющим компаниям вступить в переговорный процесс: 27.01.2011 ЗАО «УК «Сиброн» в адрес ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» (исх. №№046-049) направлены официальные письма с предложением обсуждения условий взаимовыгодного сотрудничества, в том числе обсуждения вопросов тарифной политики, применяемой в отношениях.
Управляющие компании оставили данное предложение ЗАО «УК «Сиброн» без рассмотрения.
Вместе с тем, одновременно – 01.11.2010 ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» заключили идентичные по содержанию договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с ООО «Иркутская Процессинговая Компания» сроком действия на год с автоматической пролонгацией, согласно которым ООО «Иркутская Процессинговая Компания» от своего имени за счет поставщика осуществляет прием денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед управляющей компанией по оплате за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, за что управляющая компания оплачивает вознаграждение в размере 1,8% от сумм денежных средств, принятых организацией от плательщиков.
Договоры заключены одновременно, содержат одни и те же условия по порядку приема платежей и расчетов по договорам, а также содержат один и тот же перечень специализированных пунктов приема платежей в г.Иркутске.
По состоянию на 03.06.2011 перечень пунктов приема платежей ООО «Иркутская Процессинговая Компания» в г.Иркутске следующий: ул.Алмазная, 8; ул.Байкальская, 274; ул.Красноярская, 70; ул. Кр.Мадьяр, 78; ул.Ленская, 1Б; ул.Севастопольская, 243а; ул.Баумана, 227).
Пунктом 2.2.1 указанных договоров установлено, что ООО «Иркутская Процессинговая Компания» вправе взимать с самих плательщиков вознаграждение в размере, определяемом соглашением между ООО «Иркутская Процессинговая Компания» и плательщиком.
Согласно пункту 2.1.2 заключенных договоров ООО «Иркутская Процессинговая Компания» обязуется осуществлять последующие расчеты с Поставщиком (управляющие компании) посредством зачисления принятых денежных средств на расчетный счет Оператора, то есть на свой расчетный счет - ООО «Иркутская Процессинговая Компания».
Также необходимо отметить, что ООО «Иркутская Процессинговая Компания» зарегистрирована в качестве юридического лица 02.09.2010, то есть до момента заключения договоров с крупнейшими управляющим компаниями г.Иркутска и не занималась деятельностью в области приема платежей от населения.
Работа с гражданами ООО «Иркутская Процессинговая Компания» осуществляется на основании заключенного соглашения с каждым плательщиком.
При этом для осуществления в системе оплаты через пункты приема платежей ООО «Иркутская Процессинговая Компания» плательщики должны осуществить регистрацию на Интернет-ресурсе (http://portal.ipkpk.ru) и представить документы по установленному перечню (анкета; заявление; согласие на обработку персональных данных; соглашение; свидетельство о праве собственности или иной документ; копия паспорта) в один из расчетно-кассовых центров по перечисленным адресам в г.Иркутске (по состоянию на 03.06.2011 перечень пунктов приема платежей ООО «Иркутская Процессинговая Компания»: ул.Алмазная, 8; ул.Байкальская, 274; ул.Красноярская, 70; ул.Кр.Мадьяр, 78; ул.Ленская, 1Б; ул.Севастопольская, 243а; ул.Баумана, 227). Указанные требования едины для всех управляющих компаний, заключивших договор с ООО «Иркутская Процессинговая Компания».
Таким образом, относительно синхронное и единообразное расторжение управляющими компаниями многоквартирными домами договоров присоединения к системе «Город» привело к значительному снижению количества пунктов приема платежей, с помощью которых граждане вносили плату за жилищно-коммунальные и иные услуги. Вследствие этого кредитные организации - участники системы «Город», заключившие договор присоединения, лишены возможности принимать платежи, так как отсутствует консолидированный счет для приема и перечисления платежей.
Из письменных пояснений заявителей, предоставленных в антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела по признакам нарушения Закона №135-ФЗ, усматривается, что расторжение договоров присоединения клиента к системе сбора и обработки платежей «Город» с ЗАО «УК «Сиброн» обусловлено тем, что размер вознаграждения ЗАО «УК «Сиброн» по договору составлял 2% от принятых платежей, тогда как по договорам с ООО «Иркутская Процессинговая Компания» - 1,8% от сумм принятых денежных средств.
Система сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные и иные услуги населения «Город» работает на территории Иркутской области в течение семи лет, имеет разветвленную сеть пунктов приема платежей, удобна в пользовании, все данные о плательщиках предоставлялись непосредственно управляющими компаниями, в то время как в настоящее время физическим лицам-плательщикам навязывается необходимость производить оплату за коммунальные услуги с использованием автоматизированной системы ООО «Иркутская Процессинговая Компания» только после соответствующей регистрации и заполнения различных форм в ограниченных местах (менее 10 расчетно-кассовых центров), что является менее удобным для жителей г.Иркутска и Иркутской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными о среднемесячном количестве платежей, собранными платежными агентами.
Согласно справке ЗАО «УК «Сиброн» от 23.05.2011 среднемесячное количество платежей по системе «Город» в 2010 году в пользу ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» составило 50 613 платежей.
Среднемесячное количество плательщиков, осуществляющих оплату через ООО «Иркутская Процессинговая Компания», в соответствии с пояснениями самого Общества от 03.06.2011, составляет 3 016 платежей.
Таким образом, список пунктов приема платежей через платежную систему «Город» ЗАО «УК «Сиброн» не соотносится с перечнем пунктов приема ООО «Иркутская Процессинговая Компания», что отражается на количестве принятых платежей от населения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона №103-ФЗ несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В материалы дела управляющими компаниями не представлены документы, подтверждающие наличие несогласия с тарифной политикой ЗАО «УК «Сиброн» в рамках действия договорных отношений, а также документы, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении последним условий договоров присоединения.
Согласно представленному в материалы дела письму Прокурора г.Иркутска старшего советника юстиции Михайловой О.Г. от 25.04.2011 №67т11 в ходе проверки деятельности ООО «Иркутская Процессинговая Компания» выявлены нарушения законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем.
По мнению суда, мотивы расторжения договоров присоединения к Системе «Город» с ЗАО «УК «Сиброн» в результате установления более низкого процента комиссионного вознаграждения - 1,8% по договорам с ООО «Иркутская Процессинговая Компания» не отвечают самим действиям управляющих компаний, которые не расторгли договоры с кредитными организациями по сбору и обработке платежей населения, установившими комиссионное вознаграждение в размере 2%, что также больше, чем у ООО «Иркутская Процессинговая Компания» - 1,8% (комиссионное вознаграждение ЗАО «УК «Сиброн» составляет 2%).
Поведение управляющих компаний имеет признаки согласованности, иными словами, все участники действуют по единому плану, исходя из следующего.
Наблюдаемое поведение управляющих компаний не может быть рационально объяснено в предположении об их независимости и отсутствии согласованной стратегии. Демонстрируется незаинтересованность участников в реальной конкурентной борьбе на рынке платежных агентов по сбору и обработке платежей населения за жилищно-коммунальные и иные услуги - никто из них не хочет воспользоваться конкурентными преимуществами для привлечения дополнительного платежного агента в интересах собственников помещений многоквартирных домов, производящих оплату через пункты приема платежей, несмотря на то, что собственники помещений, с которыми управляющие компании заключили договоры управления, в любой момент, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вправе изменить как способ управления многоквартирным домом, так и непосредственно управляющую организацию.
Вторым признаком согласованных действий управляющих компаний является отсутствие конкурентной борьбы. Указанные действия совершены единообразно, синхронно, результаты удовлетворяют интересы всех организаций, участников согласованных действий.
Единообразные, синхронные действия ответчиков противоречат нормам Закона №135-ФЗ, приводят к неэффективному использованию денежных средств собственников помещений многоквартирных домов, препятствуют развитию добросовестной конкуренции.
По мнению заявителей, ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» являются группой лиц применительно положений статьи 9 Закона №135-ФЗ, на основании чего указанные хозяйствующие субъекты не могут осуществлять согласованных действий, запрет на которые предусматривает статья 11 Закона №135-ФЗ, поскольку их действия направлены в едином экономическом интересе. Для определения группы лиц заявителями взят временной интервал с 01.12.2010 по 30.12.2010, а также представлены документы за период 2009-2010 года.
Вместе с тем, оспариваемым решением Управления ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Сибирская» признаны нарушившими требования пунктов 4, 7, 8 части 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ в части осуществления согласованных действий по относительно синхронному и единообразному расторжению договоров присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город», что приводит к экономически или технологически необоснованному недопущению ЗАО «УК «Сиброн» в сегмент рынка по сбору и обработке платежей населения, сокращению или прекращению оказания услуг по сбору и обработке платежей физических лиц, на которые имеется спрос, а также созданию препятствий доступа на товарный рынок оказания услуг по сбору и обработке платежей другим хозяйствующим субъектам (ЗАО «УК «Сиброн», платежным субагентам ЗАО «УК «Сиброн»).
Непосредственно само расторжение договоров согласно уведомлениям, направленным управляющими компаниями в адрес ЗАО «УК «Сиброн», состоялось:
ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» - 10.01.2011;
ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» - 31.01.2011;
ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» - 01.02.2011;
ООО «Сибирская» - 30.01.2011.
Довод заявителей о вхождении в единую группу лиц не соответствует действительности.
Как указывалось выше, по смыслу части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ группа лиц - совокупность субъектов как единое лицо, способное влиять на деятельность хозяйствующего субъекта внутри группы, и заинтересовано в результатах его деятельности.
Заявители указали, что ФИО5 и ООО «Сибирская» образуют группу лиц по пункту 7 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ, согласно которому хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо образуют группу лиц, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.
Указанный довод заявителей является несостоятельным по следующим основаниям.
Действительно, ФИО6 на основании представленного заявителями протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Сибирская» от 04.05.2010 по предложению ФИО5 (на момент предложения являющегося участником общества с долей в 50% капитала) избрана на должность директора (единоличного исполнительного органа).
Согласно Протоколу №8 от 10.12.2010 внеочередного общего собрания учредителей ООО «Сибирская» ФИО5 продал свою долю в размере 50% уставного капитала Общества ФИО7, то есть он в январе 2011 года не являлся участником ООО «Сибирская».
Таким образом, уже по состоянию на момент совершения управляющими компаниями согласованных действий 01.01.2011 ФИО5 и ООО «Сибирская» не являются группой лиц.
Заявители также указали, что ФИО5 и ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» - группа лиц на основании пункта 3 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ, поскольку указанное физическое лицо является единоличным исполнительным органом Общества на основании протоколов годового собрания акционеров Общества от 24.07.2009 №5 - вопрос 7 повестки – избрание генерального директора, протокола от 10.06.2010 №6 - вопрос 9 – продление полномочий генерального директора Общества.
Вместе с тем данный довод заявителями надлежащим образом не подтвержден, поскольку представленные протоколы не подписаны председателем и секретарем собрания; выбор ФИО5 в качестве генерального директора Общества состоялся по предложению ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» без документального подтверждения владения акциями Общества; продление 10.06.2010 полномочий ФИО5 собранием определено на год.
Между тем согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» по состоянию на 08.02.2011 генеральным директором Общества является ФИО8
ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» несвоевременно предоставляются в налоговые органы изменения, необходимые для отражения в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается в том числе выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Общества по состоянию на 08.02.2011, где в качестве единственного учредителя Общества отражена администрация г.Иркутска, доля которой в Управляющей компании равна всего 25%, остальные 75% принадлежат ООО «Комфорт», следовательно, представленные ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» документы в суд не подтверждают нахождение ФИО5 на должности генерального директора Общества в январе 2011 года.
Таким образом, по мнению суда, указанный довод заявителей документально не подтвержден.
Учитывая изложенное выше, ООО «Сибирская» и ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» не являются группой лиц через ФИО5 в силу пункта 14 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ, как предполагают заявители, поскольку ФИО5 не образует группы лиц с ООО «Сибирская».
С 25.07.2009 по 30.09.2010 ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» и ООО «Комфорт» образовывали группу лиц согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ на основании того, что ООО «Комфорт» 1 владело 75% акций обоих обществ соответственно.
06.12.2010 ООО «Комфорт» 1 прекратило свою деятельность, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Общества.
С 30.09.2010 владельцем 75% акций ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» стало другое Общество - ООО «Комфорт»; зарегистрированное в качестве юридического лица 31.08.2010 (далее условно ООО «Комфорт» 2).
Именно с ООО «Комфорт» 2 ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Западное Управление жилищно-коммунальными системами» по пункту 1 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ образуют группу лиц по настоящее время, в том числе на момент совершения согласованных действий.
Заявителями в суд представлена выписка из реестра держателей именных ценных бумаг ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» по состоянию на 01.12.2009, где 75% акций принадлежало ООО «Комфорт» 1, протокол №5 от 24.06.2009.
На должность генерального директора согласно протоколу №5 от 24.07.2009 ФИО5 назначен по предложению ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», а не ООО «Комфорт» 1, без каких-либо документов, подтверждающих полномочия организации на право выдвижения данного лица на должность единоличного исполнительного органа Общества.
Согласно протоколу общего собрания акционеров №6 от 10.06.2010 ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» по предложению ООО «Комфорт» 1, а не по предложению ООО «Комфорт» 2, которого еще не существовало, полномочия ФИО5 продлены на год.
Следовательно, на момент совершения управляющими компаниями согласованных действий ООО «Комфорт» 2 и ФИО5 через ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» не являются группой лиц.
Подобная ситуация сложилась по избранию единоличных исполнительных органов в ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» и ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами.
Согласно протоколу годового собрания акционеров №4 от 02.06.2010 ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» - вопрос №9 повестки - избрание генерального директора Общества по предложению ООО «Комфорт» 1, а не по предложению ООО «Комфорт» 2, которого еще не существовало, единоличным исполнительным органом Общества избран ФИО9
Протоколом годового собрания акционеров №6 от 04.06.2010 ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» - вопрос №9 повестки - продление полномочий генерального директора Общества по предложению ООО «Комфорт» 1, а не по предложению ООО «Комфорт» 2, которого еще не существовало, продлены полномочия ранее избранного единоличного исполнительного органа Общества ФИО10
Таким образом, ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» и ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», а также ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» и ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» соответственно, не являются группой лиц по пункту 8 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ на момент осуществления согласованных действий, как указали заявители, поскольку единоличный исполнительный орган обществ - ФИО5 избран ООО «Комфорт» 1, которое прекратило свое существование 06.12.2010, а не ООО «Комфорт» 2, следовательно, ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» не включается в группу лиц ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами», ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» через ФИО5
На основании изложенного выше все четыре управляющие компании, признанные нарушившими статью 11 Закона №135-ФЗ, не образуют группу лиц согласно пункту 14 части 1 статьи 9 Закона №135-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение №435 от 04.07.2011 и предписания №№152, 153, 154 от 04.07.2011, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области, являются законными, обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителей следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю.Мусихина