ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18196/18 от 30.10.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-18196/2018

31.10.2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  30.10.2018   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   31.10.2018  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В..

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Семеновой А.Я.,рассмотрев в судебном заседании, посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Москва, дело по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "БОДАЙБИНСКИЙ ЗВЕРОПРОМХОЗ" ЦЕНТРОСОЮЗА РФ (ОГРН <***>, ИНН <***>, 666910, <...>)

к Министерству лесного комплекса  Иркутской области (664011, <...>)

о признании  незаконным отказа от 12.07.2018г. № 02-91-6266/18 в заключении охотхозяйственного соглашения

при участии  в заседании:

от заявителя – ФИО1 (представитель по доверенности, паспорт), ФИО2  (представитель по доверенности, паспорт),

от административного органа – ФИО3 (представитель по доверенности, удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "БОДАЙБИНСКИЙ ЗВЕРОПРОМХОЗ" ЦЕНТРОСОЮЗА РФ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерству лесного комплекса  Иркутской области от 12.07.2018г. № 02-91-6266/18 в заключении охотхозяйственного соглашения, обязании заключить с АО «Бодайбинский зверопромхоз» охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий площадью 8 592 020 га на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия О № 0003205 от 28.10.2007 г. и договора о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 29.12.2007г.;  взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 6 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении, указал на неправомерность отказа в заключении охотхозяйственного соглашения.

Представитель Министерства с заявленными требования не согласился, указал, что площадь охотничьих угодий превышает установленный размер максимальной площади охотничьих угодий для Бодайбинского района Иркутской области.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.

Судом установлены следующие обстоятельства.

АО «Бодайбинский зверопромхоз» Центросоюза РФ 28.04.2007 выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии О №0003205, сроком действия с 28.04.2007 по 28.04.2032 и заключен с Администрацией Иркутской области договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 29.12.2007г.

27.03.2017 Общество обратилось в Службу по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее – Служба) с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения на основании указанной лицензии.

Письмом ответчика от 30.03.2017 № 02-84-1040/7 «Об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения» заявителю было отказано в заключении охотхозяйственного соглашения в связи с отсутствием правовых оснований для его заключения, так как применение части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостановлено.

25.08.2017 Общество вновь обратилось в Службу с заявлением  о заключении охотхозяйственного соглашения на основании указанной лицензии.

Письмом ответчика от 30.03.2017 № 02-84-1040/7 «Об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения» заявителю было отказано в приеме документов для предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.

21.11.2017 Общество в третий раз обратилось в Службу с заявлением от 17.11.2017 (вх. №01-84-426/17 от 21.11.2017) с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, Бодайбинского района Иркутской области площадью 8592020 га в соответствии с вышеуказанной  долгосрочной лицензией.

Письмом от 22.11.2017 № 02-84-390/17 Служба со ссылкой на подпункт «б» пункта 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений (утвержден Указом Губернатора Иркутской области от 28.08.2013 N 288-уг) сообщила заявителю об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.04.2018 по делу № А19-28435/2017 признан незаконным полностью отказ Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в приеме документов для предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона с АО «Бодайбинский зверопромхоз», изложенный в письме  от 22.11.2017 № 02-84-390/17 «Об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения», как несоответствующий Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На Службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Бодайбинский зверопромхоз» путем рассмотрения заявления  заявителя о заключении охотхозяйственного соглашения (вх. №01-84-426/17 от 21.11.2017).

На основании постановления Правительства Иркутской области № 155-пп от 27.02.2018 Министерство лесного комплекса Иркутской области было реорганизовано в форме присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.

Согласно п. 64 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области № 155-пп от 27.02.2018, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе по заключению охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Министерством лесного комплекса Иркутской области, во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.04.2018 по делу № А19-28435/2017, рассмотрено заявление АО «Бодайбинский зверопромхоз» о заключении охотхозяйственного соглашения (вх. №01-84-426/17 от 21.11.2017), принято решение об отказе в заключении  охотхозяйственного соглашения от 12.07.2018 № 02-91-6266/18 с указанием на превышение испрашиваемой площади охотничьих угодий (8592 020 га) установленного размера максимальной площади охотничьих угодий для Бодайбинского района Иркутской области, который составляет 1 500 000 га.

Полагая, что отказ Министерства от 12.07.2018 № 02-91-6266/18, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.   

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.  

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в действие с 01.04.2010 (далее – Закон № 209-ФЗ).

В соответствии со статьей 27 Закона № 209-ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона № 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 71 Закона № 209-ФЗ. При этом согласно части 2 статьи 71 Закона № 209-ФЗ долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению.

Как предусмотрено частью 3 статьи 71 Закона об охоте, юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Закона об охоте).

Из названных правовых  норм следует, что законодатель, подтвердив действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусмотрел иной порядок регулирования правоотношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов (заключение охотохозяйственных соглашений), соблюдение которого обязательно. При этом сохранение права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в части 1 статьи 71 Закона № 209-ФЗ, обусловлено наличием у них долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и ранее заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.

В силу части 9 статьи 71 Закона об охоте по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 постановления от 25.06.2015 N 17-П, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", со дня вступления в силу Закона об охоте предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В случае заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотхозяйственного соглашения они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Законом об охоте, в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий. Кроме того, по смыслу части 9 статьи 71 Закона об охоте на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.

Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что такое правовое регулирование согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.

Из указанного следует, что заинтересованное лицо в течение 5 лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий могло получить без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет охотничьи угодья площадью, превышающей максимальную площадь охотничьих угодий, т.е. ранее занимаемой площадью.

При этом в случае позднего обращения право долгосрочного пользования животным миром прекращается.

В силу части 10 статьи 71 Закона об охоте максимальный размер охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137 (далее - приказ N 137) установлены максимальные площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, в том числе для Бодайбинского муниципального района в размере 1 500 тысяч га.

В совместном письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.12.2012 N АА-03-04-27/17484 "О соблюдении требований законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов" также указывалось, что максимальные площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, установленные приказом N 137, применимы к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим долгосрочные лицензии на право пользования животным миром, только с мая 2017 года.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П приостановлено применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, о чем указано в пункте 5.3 Постановления.

В определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2018 N 1671-О-Р по ходатайству Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П указано, что оно распространяется на случаи, когда соответствующие лица или группы лиц обращались бы за получением на основании положений Закона об охоте занимаемых ранее охотничьих угодий и заключением таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 2 июля 2017 года.

Из материалов дела следует, что Акционерное общество «Бодайбинский зверопромхоз» владеет охотничьими угодьями на территории Бодайбинского района Иркутской области общей площадью 8592020 га на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия О №0003205 от 28.10.2007г. и договора о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 29.12.2007г., заключенного с администрацией Иркутской области.

Учитывая, что заявителю была ранее выдана долгосрочная лицензия  на пользование объектами животного мира и согласно данной лицензии территория (акватория) были определены в границах согласно распоряжению первого заместителя главы администрации Иркутской области № 184-рз от 27.04.2007 площадью 8592020 га, суд считает, что в данном случае охотничьи угодья являются сформированным объектом права определенным территориально.

Описание границ, приведенное Обществом в заявлении от 17.11.2017 и описание границ охотничьих угодий согласно распоряжению № 184-рз от 27.04.2007, соответствуют требованиям действующего законодательства в соответствии со ст. 32, 39 статьи 39 Закона об охоте.

Данные обстоятельства были установлены при рассмотрении дела № А19-28435/2017.

Первоначально с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения на основании указанной лицензии АО «Бодайбинский зверопромхоз» обратилось 27.03.2017 в Службу по охране и использованию животного мира Иркутской области, однако в заключении соглашения было отказано в связи с приостановлением применения части 3 статьи 71 Закона об охоте.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что общество воспользовалась своим правом на заключение охотхозяйственного соглашения, выразило свое намерение и обратилась в Службу в пределах пятилетнего срока после принятия приказа N 137 и в период действия долгосрочной лицензии. Принимая во внимание приостановление Конституционным Судом Российской Федерации применение части 3 статьи 71 Закона об охоте и обращение общества с последующими заявлениями в разумный срок, суд считает пятилетний срок на реализацию такого права обществом не пропущен.

С учетом изложенного судом не принимается довод Министерства о пропуске заявителем сроков для заключения охотхозяйственного соглашения и его праве заключить охотхозяйственное соглашение в пределах максимальной площади охотничьих угодий, которая установлена приказом Минприроды.

Министерство в силу части 4 статьи 71 Закона об охоте обязано было заключить с АО «Бодайбинский зверопромхоз» охотхозяйственное соглашение на предоставление территории общей площадью 8592020 га.

Довод Министерства о том, что площадь охотничьих угодий 1 500 тысяч га установлена в пределах одного муниципального образования, суд находит неправомерным.

Согласно статье 2, 3 Закона Иркутской области от 02.12.2004 № 67-оз "О статусе и границах муниципальных образований Бодайбинского района Иркутской области", приложения № 7 к указанному Закону для Бодайбинского муниципального района Иркутской области установлены следующие виды муниципальных образований: Артемовское, Балахнинское, Бодайбинское  Кропоткинское, Мамаканское муниципальные образования со статусом городского поселения, а также муниципальное образование города Бодайбо и района статусом муниципального района. В состав территории муниципального образования города Бодайбо и района входят территории следующих муниципальных образований: Жуинское муниципальное образование; Артемовское муниципальное образование; Балахнинское муниципальное образование; Бодайбинское муниципальное образование; Кропоткинское муниципальное образование; Мамаканское муниципальное образование.

Таким образом, предоставленная АО «Бодайбинский зверопромхоз» территория площадью в размере 8592020 га расположена в границах 6 муниципальных образований, общая площадь которых (Бодайбинского муниципального района Иркутской области) составляет 91986,66 км², что подтверждается описанием границ приведенных в распоряжении № 184-рз от 27.04.2007.

Пунктом 16.1 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512, с целью обеспечения безопасности при осуществлении охоты запрещается осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия лишь ближе 200 метров от жилья. Общие ограничения охоты установлены разделом 8 указанных Правил.

Аналогичная правовая позиция  изложена в Определении Верховного Суда РФ от 17.06.2016 N 307-КГ15-17678 по делу N А56-65188/2014.

С учетом изложенного судом не принимается довод Министерства о том, что испрашиваемая площадь занимает всю площадь Бодайбинского муниципального района.

В соответствии с п. 26 Административного регламента предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 28.08.2013 N 288-уг (в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 20.06.2016 N 135-уг) основанием для отказа в предоставлении государственной услуги без проведения аукциона являются: а) заявление на заключение охотхозяйственного соглашения подано по истечении срока действия долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира или договора о предоставлении в пользование территорий или акваторий;             б) непоступление денежных средств за заключение охотхозяйственного соглашения на расчетный счет, указанный Службой.

Данный перечень является исчерпывающий и иные основания отказа Административный регламент не предусматривает.

Судом установлено, что заявление АО «Бодайбинский зверопромхоз» было рассмотрено Министерством во исполнение решения арбитражного суда по делу № А19-28435/2017, оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуг в соответствии с п. 24 Административного регламента не установлено и заявление общества рассмотрено Министерством по существу.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что заявление АО «Бодайбинский зверопромхоз» на заключение охотхозяйственного соглашения подано с соблюдением срока, установленного пп. а п. 26 Административного регламента, и срока обращения в компетентный орган с целью реализации права на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на охотничьи угодья площадью, превышающей максимальную площадь охотничьих угодий, учитывая первоначальное обращение с заявлением 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения. Оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемого отказа Министерства лесного комплекса  Иркутской области от 12.07.2018г. № 02-91-6266/18 в заключении охотхозяйственного соглашения, его несоответствии требованиям Закона об охоте и нарушении прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению.

В части требования заявителя об обязании ответчика заключить охотхозяйственное соглашение суд находит, что данное требование фактически является указанием на испрашиваемый им способ защиты.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Право суда определить конкретный вариант поведения органа, должностного лица, предписать ему совершение конкретных действий предусмотрено пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания судом незаконным оспариваемого действия (бездействия).

Поскольку в рассматриваемом случае требования заявителя носят организационный характер, формулировка пункта 3 части 4 статьи 201 во взаимосвязи с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что если заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), суд вправе самостоятельно применить надлежащий способ защиты нарушенного права.

Согласно п. 56 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по заключению охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, является получение документов предусмотренных п. 21 Административного регламента.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов ответственный исполнитель в течение 60 календарных дней с даты регистрации заявления подготавливает 2 экземпляра проекта охотхозяйственного соглашения по утвержденной форме и в течение 3 рабочих дней со дня подготовки проекта охотхозяйственного соглашения готовит и направляет в адрес заявителя информационное письмо о необходимости внесения платы за заключение охотхозяйственного соглашения, определенной как произведение ставки платы за единицу площади и площади соответствующего охотничьего угодья.

В соответствии с п. 60, 61 Административного регламента проект охотхозяйственного соглашения подписывается сторонами после поступления на счет денежных средств, внесенных заявителем в качестве платы за заключение охотхозяйственного соглашения.

Учитывая, что АО «Бодайбинский зверопромхоз»  Центросоюза РФ неоднократно обращалось с заявлениями о заключении охотхозяйственного соглашения, и судом установлено отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по заключению охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в соответствии с пп. «а» п. 26 Административного регламента, в целях соблюдения требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения охотхозяйственного соглашения при соблюдении Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Бодайбинский зверопромхоз» Центросоюза РФ условий п. 59, 60, 61 Административного регламента.

При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением общество по платежному поручению от 27.07.2018 № 169 оплатило государственную пошлину в размере 6 000 руб. В соответствии со ст. 101, 110 АПК РФ с Министерства лесного комплекса  Иркутской области в пользу Акционерного общества «Бодайбинский зверопромхоз»  Центросоюза РФ подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. Остальная часть оплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного комплекса  Иркутской области от 12.07.2018г. № 02-91-6266/18 в заключении охотхозяйственного соглашения.

Обязать Министерство лесного комплекса  Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Бодайбинский зверопромхоз»  Центросоюза РФ путем заключения охотхозяйственного соглашения при соблюдении Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Бодайбинский зверопромхоз» Центросоюза РФ условий п. 59, 60, 61 Административного регламента предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 28.08.2013 N 288-уг.

Взыскать с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Акционерного общества «Бодайбинский зверопромхоз»  Центросоюза РФ расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.

Возвратить Акционерному обществу «Бодайбинский зверопромхоз»  Центросоюза РФ из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 27.07.2018 № 169 государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                                 Г.В. Ананьина