ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18260/20 от 19.11.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                        Дело  №А19-18260/2020

26 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  19.11.2020.

Решение  в полном объеме изготовлено   26.11.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гениатулиной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (ОГРН 1103850034276, ИНН 3849013206)

к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №1 (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062)

о признании незаконным бездействия Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,  выразившегося в невозмещении страхователю задолженности, образовавшейся в результате превышения расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, в сумме 86983 руб. 67 коп., о взыскании денежных средств в размере 86983 руб. 67 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Бохны Р.С. – представителя по доверенности;

от ФСС: Щеколковой Е.О.- представители по доверенности,

                                                                         установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,  выразившегося в невозмещении страхователю задолженности, образовавшейся в результате превышения расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, в сумме 86983 руб. 67 коп., о взыскании денежных средств в размере 86983 руб. 67 коп., возникших в результате превышения расходов, произведенных страхователем на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что документы, подтверждающие факт несения расходов на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет на сумму 86983 руб. 67 коп., отсутствуют.

Представитель Фонда социального страхования в судебном заседании требования заявителя не признал, полагает, что заявителем пропущен трехмесячный срок обжалования бездействия Фонда социального страхования.

В судебном заседании 12.11.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 19.11.2020.

Заслушав представителей заявителя и Фонда социального страхования, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Федеральное бюджетное учреждение «Войсковая часть 59968» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.12.2009 за основным государственным регистрационным номером 1093850029020.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» тип федерального бюджетного учреждения «Войсковая часть 59968» изменен на «казенное».

Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» создано на основании приказа Министра обороны РФ от 20.09.2010 №1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления централизации финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ №1266 от 2010 года Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» наделено статусом распорядителя бюджетных средств и администратора доходов бюджета.

Тип федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» изменён на «казённое» в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011 №83-ФЗ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2014 №133 «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета» утверждён новый перечень подведомственных Министерству обороны Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета, в числе которых указано ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

В соответствии с абзацем 1 раздела 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2017 №150, финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ГУФО (УФО) по территориального принципу вне зависимости от их    подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил.

В соответствии со своим Уставом ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в отношении себя и за обслуживаемые воинские части выполняет следующие функции:

-осуществляет проведение расчётов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами;

-производит начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществляет зачет или возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы страховых взносов;

- подписывает заявления и другие документы для возмещения расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

составляет,    подписывает    и    представляет    отчётность    в государственные внебюджетные фонды;

- и прочие обязанности, связанные финансовым и документальным обеспечением обслуживаемых воинских частей.

Данные полномочия в отношении войсковой части 59968 также отражены в договоре на обслуживание от 01.01.2014 №14/15, в пункте 1.2 которого определено, что финансово-экономическое обеспечение войсковой части 59968 со стороны ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» включает в себя своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.

Следовательно, с 1 января 2011 года все полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета, исчислению и уплате страховых взносов за стоящие на финансовом обеспечении воинские части производят федеральные казенные учреждения (отделы, управления) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам РФ, созданные на основании приказа (решения, распоряжения) Минобороны России. В отношении воинских частей, дислоцированных на территории Иркутской области, включая ФКУ «Войсковая часть 59968», данные функции выполняет ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

До 2011 года войсковая часть 59968 имела собственный лицевой счёт в органах Федерального казначейства и самостоятельно осуществляла начисление заработной платы гражданскому персоналу воинской части и уплату страховых взносов в бюджеты Российской Федерации и во внебюджетные фонды, в том числе и в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны от 15.12.2010 №228 с 01 января 2011 года войсковая часть 59968 зачислена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» без права на открытие лицевого счета в органах Федерального казначейства.

При зачислении на финансовое обеспечение в Управление по входящим учетным данным на 01.01.2011 за Фондом социального страхования перед страхователем (войсковой частью 59968) числилась задолженность в общей сумме 86983 руб. 67 коп., образованная в результате превышения расходов, произведённых страхователем на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребёнком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам.

16.11.2017 ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» направило в адрес Фонда социального страхования письмо (исх.№1-17/7047-3) с заявлением о выделении необходимых средств в размере 86983 руб. 67 коп. на выплату страхового обеспечения для перечисления их на счет учредителя, Министерства обороны Российской Федерации.

В связи с тем, что ответ на данное письмо от Фонда социального страхования не получен, ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» 22.03.2018 направлено письмо №1-66/1458-3 с просьбой дать ответ о причинах оставления заявления о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения от 16.11.2017.

Ответ на данное письмо в адрес ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» не поступил.

Учреждение, полагая, что бездействие Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,  выразившееся в невозмещении страхователю задолженности, образовавшейся в результате превышения расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, в сумме 86983 руб. 67 коп., нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия уважительной причины.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 №367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, истечение срока для обжалования бездействия является основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования, если суд отказал в восстановлении срока для обжалования либо соответствующее ходатайство не  заявлялось.

Уважительность причин пропуска срока выражается в обстоятельствах, которые объективно препятствовали своевременному обращению заявителя в суд, несмотря на принятие им мер, его волю и желание к этому, то есть причины пропуска срока действительно объективно являются уважительными.

Как следует из материалов дела, письмо от 16.11.2017 №1-17/7047-3 с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения получено Фондом социального страхования 17.11.2017, что подтверждается оттиском штампа Филиала №2 ГУ-ИРО ФСС РФ на указанном письме.

Согласно части 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Следовательно, о рассмотрении или не рассмотрении заявления Учреждению должно было быть известно 28.11.2017.

Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением истек 28.02.2018.

Согласно оттиску печати почтовой службы на конверте Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением только 12.10.2020, то есть, с пропуском процессуального срока, установленного для обжалования актов, действий (бездействия). Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, с указанием уважительности причин пропуска срока обжалования, Учреждением ни при подаче заявления в арбитражный суд, ни в ходе судебного разбирательства не заявлено.

Поскольку ходатайство о восстановлении пропущенного срока с приложением доказательств уважительности его пропуска заявителем суду не заявлено, суд признает, что Учреждением пропущен установленный законом срок подачи заявления без уважительных причин.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных этим Кодексом.

Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

В этой связи произвольный подход к установленным законом последствиям пропуска процессуального срока приведет к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности.

Ввиду того, что пропуск установленного законом срока на обращение в суд при отсутствии на то уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, заявление Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о признании незаконным бездействия Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,  выразившегося в невозмещении страхователю задолженности, образовавшейся в результате превышения расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, в сумме 86983 руб. 67 коп., удовлетворению не подлежит.

Согласно абзацу 4 подпункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с разъяснениями, данными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 №26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Относительно требования Учреждения о взыскании с Фонда социального страхования денежных средств в размере 86983 руб. 67 коп., возникших в результате превышения расходов, произведенных страхователем на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, суд отмечает.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт превышение расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, на сумму 86983 руб. 67 коп. В судебном заседании представитель Учреждения сообщил суду об отсутствии данных документов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что правовые основания для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании денежных средств в размере 86983 руб. 67 коп., возникших в результате превышения расходов, произведенных страхователем на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о взыскании 86983 руб. 67 коп., в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение одного месяца со дня  его принятия.

Судья                                                                                                                   Д.А. Филатов