АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-18361/2017
28.11.2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.11.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС ПРОЕКТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 445037, <...>)
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (664047, <...>)
третье лицо: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛЕГКО ТРАНС-ИРКУТСК" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664050, <...>)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились,
от УФССП – ФИО1 (представитель по доверенности, паспорт),
от третьего лица - не явились,
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС ПРОЕКТ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – Управление) о признании незаконным бездействия, обязании Управления возбудить исполнительное производство согласно исполнительного листа (серия ФС № 013468720) Арбитражным судом Иркутской обл., для осуществления взыскания денежных средств в размере 233000 руб. основного долга и 7660 руб. расходов по уплате государственной пошлины с общества с ограниченной ответственностью «ЛЕГКО ТРАНС-ИРКУТСК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664050, <...>).
Заявитель, третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Представитель Управления требования оспорил, указав на отсутствие неправомерного бездействия.
Дело рассмотрено по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС ПРОЕКТ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, Общество 004.05.2017 обратилось в Управление ФССП России по Иркутской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа (серия ФС № 013468720) по делу № А19-14487/2016, выданного 15.03.2017 Арбитражным судом Иркутской области. Данное заявление получено Управлением ФССП России по Иркутской области 13.05.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44502888101656.
14.08.2017 Обществом в адрес Управления было направлено заявление о ходе исполнительного производства, полученное Управлением 23.08.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44503114430069.
Заявитель указав, что заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов, полагает, что Управлением допущено незаконное бездействие, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании решения, действия (бездействий) незаконными является одновременно: несоответствие решения, действия (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц возлагаются на судебных приставов.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ч. 1 ст. 12 Закона о судебных приставах).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно просительной части заявления Обществом заявлены требования, в том числе, о признании незаконным бездействия Управления ФССП России по Иркутской области.
Определением суда от 01 ноября 2017 года заявителю было предложено уточнить заявленные требования в соответствии со ст. 199 АПК РФ, указать в чем выражено оспариваемое бездействие. Между тем, заявленные требования заявителем не уточнены.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 4 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
Согласно пояснений представителя Управления, в адрес Управления ФССП России по Иркутской области 12.05.2017 поступило заявление Общества о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа серии ФС № 013468720 от 15.03.2017 о взыскании денежных средств с ООО «ЛЕГКО ТРАНС-ИРКУТСК». Данный исполнительный документ № ФС № 013468720 от 15.03.2017 был передан 16.05.2017 в Межрайонный ОСП по реестру передачи исполнительных документов ИД № 38906/17/12247 от 12.05.2017, в подтверждение чего представлена выписка из журнала исходящей корреспонденции от 16.05.2017 № 12247.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО2 постановлением от 19.05.2017 в отношении ООО «ЛЕГКО ТРАНС-ИРКУТСК» было возбуждено исполнительное производство № 41089/17/38021-ИП по исполнительному ФС № 013468720 от 15.03.2017 о взыскании задолженности в размере 240660 руб.
Частью 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право сторон исполнительного производства знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве).
Пунктом 12 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве рассмотрение судебным приставом-исполнителем заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве отнесены к исполнительным действиям.
Порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций (далее - обращения граждан) в ФССП России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закона о порядке рассмотрения обращений граждан) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательность принятия обращения к рассмотрению установлена ст. 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено рассмотрение письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
С вышеизложенными нормами Закона о порядке рассмотрения обращений граждан корреспондируют положения Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682. Так, п. 3.3.3.9 Инструкции предусмотрено оформление ответов на запросы организаций, предприятий служебными письмами. Сроки исполнения документов, поступивших от других индивидуальных и коллективных адресантов, в соответствии с п.п. 5.11.9 Инструкции, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе Службы, и не должны превышать 30 дней.
Как установлено п. 14.4 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утв. приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256 обращения граждан, поступившие в ФССП России, могут направляться для рассмотрения и подготовки ответа заявителю в территориальные органы, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления ФССП России по Иркутской области 22.08.2017 поступил запрос Общества о предоставлении информации о ходе исполнительного производства по исполнительному листу ФС № 013468720 от 15.03.2017.
Данный запрос 29.08.2017 был переадресован Управлением в Межрайонный ОСП, в подтверждение чего представлены сопроводительное письмо от 24.08.2017 № 38918/17/26738 с указанием на обращение ООО «Бизнес Проект», выписка из журнала исходящей корреспонденции от 29.08.2017 с указанием на сопроводительное письмо 26738.
Письмом от 19.09.2017 № 38021/17/751530 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области в адрес Общества была предоставлена информация, в соответствии с которой на исполнении в Отделе находится исполнительное производство № 41089/17/38021-ИП, отношении должника ООО "Легко Транс-Иркутск", адрес должника: 664031, Россия, <...>, на общую сумму 240660, 00 руб., о взыскании задолженности, взыскателем по которому является Общество: 445037, Россия, <...>. 10д. Согласно указанному ответу от 19.09.2017 № 38021/17/751530 постановление о возбуждении исполнительного производства отправлено судебным приставом-исполнителем сторонам исполнительного производства почтовой корреспонденцией. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем для установления имущественного положения должника направлены запросы в регистрирующие органы и банки и иные кредитные организации. Обнаружен расчетный счет в банке ПАО Промсвязьбанк, в отношении которого вынесено постановление об аресте и обращении денежных средств. Сумма находящаяся на счете должника достаточна для погашения задолженности. По данным ГИБДД МВД России транспортные средства не обнаружены. Недвижимое имущество за должником не зарегистрировано. В настоящее время судебным приставом-исполнителем ведется работа по установлению местонахождения должника и его имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии неправомерных бездействий со стороны Управления ФССП России по Иркутской области, поскольку поступившие в адрес Управления исполнительный лист и запрос о ходе исполнительного производства были своевременно перенаправлены в Межрайонный ОСП, о чем имеется принятое судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП постановление о возбуждении исполнительного производства № 41089/17/38021-ИП от 19.05.2017 и ответ на запрос заявителя от 19.09.2017.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что заявителем не представлены доказательства, объективно свидетельствующие, что Управлением было допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, т.е. отсутствует необходимая совокупность условий для удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС ПРОЕКТ" не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина