ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18379/14 от 03.04.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

    дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  А19-18379/2014

«03» апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  03.04.2015 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 03.04.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи  Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трояновым К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН 1053811066308)

к предпринимателю Москалевой Екатерине Александровне (ОГРНИП 304380828900040, ИНН 380803294808)

о привлечении к административной ответственности,

при участии  в заседании:

заявитель:  Сордонова В.Н. - представитель по доверенности,

лицо, привлекаемое к ответственности: Серебряная А.В. – представитель по доверенности,

установил:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области подано заявление о привлечении предпринимателя Москалевой Екатерины Александровны (далее предприниматель) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. В качестве основания привлечения предпринимателя к административной ответственности указал на выявление в результате проверки  факта нарушения требований технического регламента.

Представитель предпринимателя в судебном заседании требования не признала, повторив доводы, изложенные в пояснениях на заявление. В обоснование возражений указала на отсутствие в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения, полагает, что правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.5 или ст. 14.8 КоАП РФ. Также указала,  что административным органом при проведении проверки были существенно нарушены положения Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 01.04.2015 по 03.04.2015 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием те же представителей заявителя и предпринимателя.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как усматривается из  материалов дела,  в период с 23.09.2014 по 01.10.2014 на основании распоряжения № 002426 от 22.09.2014 должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя Москалевой Екатерины Александровны на предмет соблюдения международного законодательства в области Технического регулирования, соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей с целью проверки фактов,   изложенных в обращении потребителя от 16.09.2014.

В ходе проверки  23.09.2014 в ТЦ «СтройГрад», расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Воронежская, 7А установлено, что предприниматель при осуществлении розничной продажи электронагревателей трубчатых (ТЭН) для бытовых нагревательных приборов (остаток: 1,5 кВт - 1 шт. стоимостью 185 руб.; 1,0 кВт - 2 шт. стоимостью 169 руб.; 2,5 кВт - 1 шт.; 4 кВт - 1 шт. стоимостью 298 руб.) допустила нарушения требований ст. ст. 5, 8 ТР ТС 004/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного Решением Таможенного союза от 16.08.2011 № 768, п. п. 6, 7 ГОСТ 19108-81 «Электронагреватели трубчатые (ТЭН) для бытовых нагревательных электроприборов.  Общие технические условия»,  ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, а именно: товар реализуется без индивидуальной потребительской упаковки, маркировка товара не содержит всей обязательной  информации,  товар не маркирован единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Так, при проверке установлено, что продукция (ТЭН) реализуется без индивидуальной потребительской упаковки, на товаре наклеены стикеры с наименованием продукции: Тэн-автомат, «аристон», указаны технические параметры - 2,5 кВт, обозначение штрих-кода. На самом изделии заводом изготовителем нанесена несмываемая маркировка в виде оттиска: ARCTOL-товарный знак изготовителя, технические характеристики: 10А- 400V; 15A-P50V. В ходе проверки продавцом представлен информационный лист с информацией о товаре, в котором доведена информация следующего содержания: ТЭНы с терморегулятором типа «Аристон» предназначены для работы в жидкой среде, изготовлены из медного сплава, обладают высокой теплоотдачей. Рабочее напряжение - 220W, мощность от 1,2 кВт до 4,5 кВт в зависимости от модели, рабочий диапазон терморегулятора от 20 до 85 С. Страна производства: Китай, ед. изм.: шт., не подлежит обязательной сертификации и декларированию соответствия. Безопасен  при использовании по назначению. 

Данное нарушение отражено в  акте проверки от 25.06.2014 № 001473, на основании которого и других материалов проверки в пределах полномочий,  представленных ст. 28.3 КоАП РФ, должностным лицом  Управления в отношении предпринимателя Москалевой Екатерины Александровны составлен протокол об административном правонарушении № ИП/М-1957/14-14 от 28.10.2014 по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях.

В связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя Москалевой Екатерины Александровны к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации,  образует нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Исходя  из вида осуществляемой предпринимателем деятельности (розничная торговля в неспециализированных, специализированных магазинах), в рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения состоит в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Делая такой вывод,  суд исходит из того, что все иные процессы, упомянутые в части 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации, (проектирование, изыскания, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация) не связаны каким-либо образом с осуществляемой предпринимателем деятельностью и реализуемой им продукцией.

Согласно  примечанию к статье 14.43 КоАП Российской Федерации под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии  с Соглашением Таможенного союза  по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года,  а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей",  который устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 1). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных  в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона (пункт 2).

Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (пункт 3).

Аналогичные требования установлены в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

В силу требований п. 6 ГОСТ 19108-81 «Электронагреватели трубчатые (ТЭН) для бытовых нагревательных электроприборов. Общие технические условия», маркировку ТЭН выполняют методом, обеспечивающим ее четкость в течение всего срока службы, в месте, указанном на рабочем чертеже (п. п. 6.1).

Согласно Примечанию к данному подпункту, по согласованию между изготовителем и потребителем при установке ТЭН в нагревательный прибор под заливку или запрессовку (например, в электроутюг) допускается изготовление ТЭН без маркировки.

На основании п. п. 6.2 ГОСТ 19108-81 маркировка ТЭН должна содержать: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение среды; номинальное напряжение, В;  номинальная мощность, кВт; год выпуска (последние две цифры).

Подпунктом 6.3 ГОСТ 19108-81 предусмотрено, что маркировка тары должна содержать: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение ТЭН; количество ТЭН; дату выпуска (месяц и год); массу упаковки с изделиями.

В транспортную тару должна быть вложена эксплуатационная документация и упаковочный лист с указанием количества ТЭН (п. п. 6.4).

С 15.02.2013 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 (далее - TP ТС 004/2011), который распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.

Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности (ст. 1).

Согласно ст. 2 TP ТС 004/2011 электрическое оборудование - оборудование, предназначенное для выработки, преобразования, передачи, распределения и использования электрической энергии, в том числе, как для непосредственного использования, так и встроенное в машины, механизмы, аппараты, приборы и другие изделия.

В силу п. 1 ст. 5 TP ТС 004/2011  наименование  и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование  и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.

При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку.

Если сведения, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, невозможно нанести на низковольтное оборудование, то они могут указываться только в прилагаемых к данному оборудованию эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку (п. 2).

Маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте (п. 3).

В соответствии с п. 4 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию должны содержать: информацию, перечисленную в пункте 1 настоящей статьи; информацию о назначении низковольтного оборудования; характеристики и параметры; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, судом установлено, что в нарушение указанных требований ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", п. 6 ГОСТ 19108-81, предпринимателем осуществлялась реализация продукции (ТЭН) без индивидуальной потребительской упаковки, эксплуатационных документов и без содержания на маркировке товара всей обязательной  информации для потребителей (на товаре наклеены стикеры с наименованием продукции: Тэн-автомат, «аристон», указаны технические параметры-2,5 кВт, обозначение штрих-кода. На самом изделии заводом изготовителем нанесена несмываемая маркировка в виде оттиска: ARCTOL-товарный знак изготовителя, технические характеристики: 10А- 400V; 15A-P50V. На представленном информационном листе к товару содержится информация следующего содержания: ТЭНы с терморегулятором типа «Аристон» предназначены для работы в жидкой среде, изготовлены из медного сплава, обладают высокой теплоотдачей. Рабочее напряжение - 220W, мощность от 1,2 кВт до 4,5 кВт в зависимости от модели, рабочий диапазон терморегулятора от 20 до 85 С. Страна производства: Китай, ед. изм.: шт., не подлежит обязательной сертификации и декларированию соответствия. Безопасен при использовании по назначению).

Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28.10.2014 № ИП/М-1957/14-14, актом проверки от 17.10.2014 № 002426, фотоматериалами, и свидетельствует о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Довод предпринимателя о необходимости квалификации совершенного правонарушения по части 1 статьи 14.5 или части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, отклоняется судом как основанный на неправильном толковании законодательства ввиду следующего.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность по частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Обязательные требования к маркировке и эксплуатационным документам низковольтного оборудования изложены в Техническом регламенте (до его вступления в силу в ГОСТе 19108-81). Статья 14.43 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность именно за нарушение технических регламентов, является специальной по отношению к части 1 статьи 14.8 и части 1 статьи 14.5 КоАП РФ, содержащим общие нормы в части информации о реализуемом товаре, изготовителе, продавце либо иной предусмотренной законодательством Российской Федерации информации.

В рассматриваемой ситуации реализация продукции (ТЭН) без индивидуальной потребительской упаковки, в отсутствие на маркировке  необходимой информации, в том числе, о товаре, о наименовании и местонахождении изготовителя, назначении, дате изготовления, нарушает требования статьи 5 Технического регламента и квалифицируется по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Таким образом, нарушения требований ТР ТС 004/2011 являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Ссылка предпринимателя на то, что согласно примечанию к п. п. 6.1 ГОСТ 19108-81 допускается изготовление ТЭН без маркировки при установке ТЭН  в нагревательный прибор под заливку или запрессовку, не может быть принята во внимание судом и является несостоятельной, поскольку из буквального толкования данного примечания следует, что  допускается изготовление ТЭН без маркировки только в случае согласования между изготовителем  и потребителем, что в рассматриваемом случае отсутствует.

Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Суд считает, что вина предпринимателя в форме неосторожности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, поскольку предприниматель, не исполняя предусмотренные техническими регламентами обязанности, не предвидела, хотя должна была предвидеть противоправный характер своей деятельности. Доказательств невозможности соблюдения требований технических регламентов в материалы дела не представлено. Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших предпринимателю исполнить требования законодательства, не установлено.

А поэтому доводы предпринимателя об отсутствии вины в совершении правонарушения несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности предпринимателя арбитражным судом не установлено.

Таким образом, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждено наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части нарушения предпринимателем при продаже вышеуказанного товара требований ст. 8 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", выразившегося в том, что товар не маркирован единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 8 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование, соответствующее требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза и прошедшее подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, должно иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском низковольтного оборудования в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу низковольтного оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования, а также приводится в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза только на упаковку и в прилагаемых к нему эксплуатационных документах, если его невозможно нанести непосредственно на низковольтное оборудование. Низковольтное оборудование маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при его соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и предусматривающих нанесение данного знака.

Пунктом 2 ст. 7 ТР ТС 004/2011  установлено, что низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации.

При этом, в данный Перечень включены: 1. Электрические аппараты и приборы бытового назначения: для приготовления и хранения пищи и механизации кухонных работ; для обработки (стирки, глажки, сушки, чистки) белья, одежды и обуви; для чистки и уборки помещений; для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях; санитарно-гигиенические; для ухода за волосами, ногтями и кожей; для обогрева тела; вибромассажные; игровое, спортивное и тренажерное оборудование; аудио- и видеоаппаратура, приемники теле- и радиовещания; швейные и вязальные; блоки питания, зарядные устройства, стабилизаторы напряжения; для садово-огородного хозяйства; для аквариумов и садовых водоемов; электронасосы; оборудование световое и источники света; изделия электроустановочные; удлинители.

2. Персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры).

3. Низковольтное оборудование, подключаемое к персональным электронным вычислительным машинам.

4. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).

5. Инструменты электромузыкальные.

6. Кабели, провода и шнуры.

7. Выключатели автоматические, устройства защитного отключения.

8. Аппараты для распределения электрической энергии.

9. Аппараты электрические для управления электротехническими установками.

Административный орган указал, что электронагреватели трубчатые в соответствии с «ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции», утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, отнесены к электроприборам для приготовления пищи по поду ОКП 34 6810 0, поскольку в представленном предпринимателем при проверке сертификате соответствия указан код продукции 346810. В п. 1 вышеуказанного Перечня, включены электрические аппараты и приборы бытового назначения: для приготовления и хранения пищи и механизации кухонных работ, следовательно, реализуемые предпринимателем ТЭНы  подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации.

Суд не может согласиться с данными выводами административного органа, учитывая следующее.

По «ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции», утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 элементы электронагревательные трубчатые отнесены к общей группе - оборудованию и материалам электротехническим (код ОКП 34 0000).

Согласно коду ОКП 34 6810 0 к электроприборам для приготовления пищи,  относятся, в том числе, жарочные электрошкафы (электродуховки бытовые), электроплиты кухонные бытовые, электроплитки, электромармиты-подогреватели и т.д.

При этом, электронагреватели трубчатые отнесены к иному коду – 34 4350 5.

Учитывая, что электронагреватели трубчатые не включены в Перечень, приведенный в приложении к ТР ТС 004/2011, следовательно, не подлежат подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации.

Кроме того,  согласно п. 3.3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (ред. от 25.12.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" до 15 ноября 2013 года допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей  до дня вступления в силу Технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

Однако в материалах дела отсутствуют достоверные данные о дате производства и выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза проверенной продукции - электронагревателей трубчатых (ТЭН) для бытовых нагревательных приборов, маркировка данной продукции в нарушение ст. 5 ТР ТС 004/2011 не содержит информации о дате производства, эксплуатационные документы и упаковка отсутствуют (о чем указывалось выше судом), в связи с чем, вывод о нарушении предпринимателем ст. 8 ТР ТС 004/2011 административным органом не подтвержден.

Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд полагает, что вина предпринимателя в совершении вменяемого ему правонарушения по данному эпизоду, заявителем не доказана.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Таких процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя заявителем не допущено и судом не установлено.

Ссылки предпринимателя на существенные недостатки протокола об административном правонарушении от 28.10.2014, а именно отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных о месте совершения и событии правонарушения, объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, несостоятельны и опровергаются тестом самого протокола об административном правонарушении.

Положения ст. 28.2 КоАП РФ регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении в рассматриваемом случае соблюдены. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.

Доводы предпринимателя о том, что административный орган при проведении внеплановой проверки нарушил положения Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку ИП Москалева Е.А. в распоряжением о проверки ознакомлена не была, проверка проведена в ее отсутствие,  судом оцениваются критически и отклоняются в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2088 N 294-ФЗ к числу оснований для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Согласно части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.

В рассматриваемом случае, проверка в отношении предпринимателя была проведена в связи с поступлением заявления Алексеенко А.И. о нарушении предпринимателем прав потребителей.

В силу взаимосвязанных положений подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 и части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ проведение спорной проверки на основании поступившего в Управление заявления о фактах нарушения прав потребителей не требовало заблаговременного уведомления предпринимателя Москалевой Е.А. о ее проведении.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2088 N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Таким образом, проверка должна быть проведена в присутствии одного из лиц, прямо перечисленных в п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, в том числе в присутствии должностного лица проверяемого объекта. При этом возложение на должностное лицо проверяемого объекта каких-либо специальных полномочий в соответствии с указанной нормой не требуется.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки могут быть признаны недействительными, предусмотрен частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, несоблюдение требований пункта 2 статьи 15 в указанный перечень законодателем не отнесено.

Как следует из акта проверки от 17.10.2014 № 002426, при проведении проверки присутствовала администратор магазина Грозная М.С., которой вручена копия распоряжения о проведении проверки № 002426 от 22.09.2014.

Согласно статье 182 Гражданского кодекса Российской Федерации любое лицо, действующее в соответствующей обстановке, должно рассматриваться в качестве представителя, следовательно, в рассматриваемом случае администратор Грозная М.С. является представителем индивидуального предпринимателя, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в ТЦ «Строй-Град», расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Воронежская, 7А, полномочия которой явствуют из обстановки, в которой действует индивидуальный предприниматель Москалева Е.А.

То есть, отсутствие индивидуального предпринимателя или его уполномоченного представителя при проведении проверки не свидетельствует о наличии грубых нарушений при проведении проверки, поскольку при проведении проверки присутствовала администратор Грозная М.С., полномочия которой явствовали из обстановки, что не противоречит положениям пункта 2 статьи 15 Федерального закона от N 294-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что акт проверки № 002426 от 17.10.2014 вручен представителю индивидуального предпринимателя Серебряной Анне Валентиновне, действовавшей по доверенности 38 АА 1080770 от 21.08.2013, согласно которой Москалева Е.А. уполномочивает Серебряную А.В. представлять ее интересы во всех государственных органах, в том числе органах Роспотребнадзора с правом получения любых документов.

В связи с чем, доводы о грубом нарушении требований, установленных Федеральным законом от N 294-ФЗ в части не вручения предпринимателю акта проверки, опровергаются материалами дела.

Доводы предпринимателя о нарушении административным органом при проведении проверки ст. 27.8 КоАП РФ, поскольку осмотр принадлежащих предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов проведен в отсутствие предпринимателя или его представителя, а также понятых, соответствующий протокол не составлялся, также несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов не составлялся, поскольку осмотр в порядке, установленном ст. 27.8 КоАП РФ с участием понятых не проводился.

Внеплановая проверка в отношении предпринимателя проводилась не в рамках КоАП РФ, а на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Действия должностного лица по обследованию используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований, с фактами причинения вреда, образуют мероприятия по контролю, регулируемые Законом № 294-ФЗ (п. 5 ст. 2 Закона).

Совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица либо индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг), является проверкой (п. 6 ст. 2 Закона №294-ФЗ).

Как уже указывалось выше судом, проверки, проводимые должностными лицами и (или) органами государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, могут быть плановыми или внеплановыми. Внеплановая проверка, проводимая должностным лицом в отношении юридического лица либо индивидуального предпринимателя, характеризуется наличием исчерпывающего перечня оснований для проведения проверки.

Распоряжением № 002426 от 22.09.2014г. изданным на основании поступившего обращения потребителя №П/3203 от 16.09.2014 должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Иркутской области поручено провести рассмотрение документов индивидуального предпринимателя, обследование  используемых    индивидуальным    предпринимателем    при    осуществлении деятельности   территорий, зданий, строений, сооружений,   помещений,   оборудования, подсобных объектов, отбор образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, проведение их исследований, испытаний, проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований нормативных актов, с фактами причинения вреда.

Таким образом, на основании указанного распоряжения проведена внеплановая проверка, в ходе которой проведено обследование, осмотр помещения и продукции с помощью фотосъемки, направленные на установление причинно-следственной связи выявленных нарушений обязательных требований нормативных актов.

Другие доводы предпринимателя также проверены судом, признаны несостоятельными и не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, судом не установлены, об их наличии лицом, привлекаемым к административной ответственности, не заявлено.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, характер и обстоятельства совершенного предпринимателем административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание то, что предприниматель впервые привлекается к административной ответственности (доказательств обратного в материалы дела не представлено), суд считает возможным применить наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб., что является минимальным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

предпринимателя Москалеву Екатерину Александровну, 10.07.1977 года рождения, уроженку г. Иркутска, проживающую по адресу: г. Иркутск, ул. Красногвардейская, 14 - 24, ОГРНИП 304380828900040, ИНН 380803294808, привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 20 000 рублей с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

УФК по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области), расчетный счет 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 141 116 01000 6000140, ИНН 3811087738, КПП 380801001, ОКТМО 25701000, назначение платежа: штрафы Роспотребнадзора.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

                          Судья                                                                                        Л.А.Куклина