ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18396/16 от 15.02.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-18396/2016

«22» февраля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 февраля 2017 года. Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИРКУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664047, <...>)

к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664056, <...>)

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (юридический адрес: 664025, ул. <...>; ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности (паспорт),

от Управления Росреестра по Иркутской области: ФИО2 - представитель по доверенности (удостоверение),

от третьего лица: не явился,

установил:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИРКУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» (далее – заявитель, ФГБУ «Иркутское УГМС») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик, Управление Росреестра по Иркутской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе ФГБУ «Иркутское УГМС» в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенный по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села 1000 кв.м., и обязании Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенного по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села 1000 кв.м.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, в обоснование заявления указал следующее.

Иркутскому территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Тальской (сельской) администрацией выделен земельный участок общей площадью 0,1 га из земель сельхозугодий для гидрометпоста, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) землей от 16 мая 1994 года. Данное свидетельство является временным документом, которое действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Заявитель является правопреемником Иркутского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основании приказа Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 02 апреля 1992 № 24 «О наименованиях структурных подразделений Роскомгидромета», от 09 сентября 1998 № 627/к «О назначении руководителей УГМС Росгидромета», от 02 марта 2001 № 30 «О создании Иркутского ЦГИМС-Р», от 25 июня 2012 № 370 «О переименовании Федерального государственного бюджетного учреждения «Иркутский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», свидетельств о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц от 26 апреля 2001 года № ИРП 1126, от 19 июля 2012 года.

ФГБУ «Иркутское УГМС» обратилось в Управление Росреестра по Иркутской области (Братский отдел) с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенный по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села 1000 кв.м. (входящий номер документов 38/010/001/2016-2625). В качестве документов, являющихся основанием для государственной регистрации права на земельный участок, заявитель представил свидетельство от 16.05.1994.

Уведомлением от 30.06.2016 № 38/010/001/2016-2625 Управление Росреестра по Иркутской области сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с п. 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) по причине отсутствия документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (не представлено решение о предоставлении земельного участка, на основании которого выдано свидетельство от 16.05.1994 года).

В связи с не устранением заявителем недостатков, препятствующих государственной регистрации, регистрирующий орган сообщением от 29.07.2016 № 38 /010/001/2016-2625 отказал в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на основании абз. 10 и 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ по причине непредставления правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а также в связи с поступившим ответом органа местного самоуправления, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав.

Как указал заявитель, представленное для государственной регистрации права на земельный участок свидетельство от 16.05.1994 соответствует перечню документов, предусмотренному ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ, и является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом спорный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, границы определены в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем земельный участок соответствует признакам, предусмотренным ст. 6 Земельного кодекса РФ.

Заявитель, полагая решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 29.07.2016 № 38/010/001/2016-2625 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, не соответствующим положениям Федерального закона № 122-ФЗ, а также нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Представитель Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, поддержала позицию, изложенную в отзыве на заявление, согласно которой пояснила, что в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) имеются сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села 1000 кв.м. Представленное на государственную регистрацию свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 16.05.1994 не позволяет идентифицировать заявленный к государственной регистрации объект недвижимого имущества с объектом указанным в свидетельстве. Кроме того, поступившие ответы на межведомственные запросы свидетельствовали об отсутствии у заявителя документа и информации, подтверждающих предоставление ФГБУ «Иркутское УГМС» земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило; отзыв на заявление не представило.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 15.02.2017 до 11-45 часов. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети «Интернет». По окончании перерыва 15.02.2017 в 11-45 часов судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Дело в соответствии с ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой 3 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующего на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131).

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым (условным) номером – 38:14:200101:648, расположенный по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села 1000 кв.м., выразившегося в сообщении от 29.07.2016 № 38/010/001/2016-2625, послужили выводы Управления Росреестра по Иркутской области о непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации прав, а также поступлении ответа органа местного самоуправления на межведомственные запросы, свидетельствующий об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав.

Как указал регистрирующий орган в оспариваемом сообщении, и как пояснил представитель ответчика, в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, в частности, решения о выделении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Иркутское УГМС», им были направлены запросы в администрацию Тайшетского района о предоставлении надлежаще заверенной копии данного решения. Полученный ответ свидетельствовал об отсутствии у заявителя документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно материалам дела и оспариваемому сообщению заявителем в качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации права на земельный участок, представлено свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 16.05.1994, выданное Тальской администрацией для гидрометпоста ТАЛАЯ – река Бирюса. Из содержания данного свидетельства следует, что Иркутскому территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 0,1 га. Однако в данном документе сведения об адресе (месте нахождении) предоставляемого земельного участка, а также сведения о документе (решении), послужившем основанием для выдачи свидетельства, отсутствуют.

При этом в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации подано ФГБУ «Иркутское УГМС» в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенного по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села, 1000 кв.м.

Представитель Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании подтвердил, что в Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенном по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села, 1000 кв.м. Какие-либо иные характеристики земельного участка в свидетельстве отсутствовали, что не позволило регистрирующему органу идентифицировать его с заявленным на государственную регистрацию земельным участком.

С учетом изложенного арбитражный суд считает, что отсутствие в свидетельстве характеристик земельного участка, позволяющих его идентифицировать с земельным участком, заявление о котором подано на государственную регистрацию, не позволяет установить, что данные земельные участки являются одним и тем же объектом недвижимости.

Таким образом, представленное свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 16.05.1994 не может являться документом, свидетельствующим о наличии права на земельный участок с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенном по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села, 1000 кв.м.

Довод заявителя о том, что земельный участок, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации, постановлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт земельного участка от 18 июля 2014 года № 38:14:200101:648), утверждена схема его расположения на основании постановления Администрации муниципального образования «Тайшетский район» от 17 июня 2014 года № 1525 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: расположенном по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села, 1000 кв.м., не может быть принят судом в качестве оснований для признания незаконным оспариваемого отказа.

Как пояснил представитель Управления Росреестра в межевом плане, послужившем основанием для кадастрового учета земельного участка, отсутствуют сведения о свидетельстве, в связи с чем данный земельный участок не является ранее учтенным. Спорный участок образован в 2014 в соответствии с постановлением Муниципального образования «Тайшетский район» от 17.06.2014 № 1525 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села».

Таким образом, вновь сформированный в 2014 году земельный участок не может являться участком, указанным в свидетельстве от 16.05.1994, учитывая отсутствие в нем характеристик земельного участка, позволяющих его идентифицировать.

Кроме того, в соответствии п. 1 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Письмом Государственного Комитета по земельной реформе от 13 января 1992 года № 3-14/60, действовавшим в период выдачи свидетельства от 16.05.1994, рекомендована форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Согласно данному письму свидетельства выдавались гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районным (городским) комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах - руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов. При этом свидетельства, выдаваемые исполнительными органами сельских (поселковых) Советов народных депутатов, должны быть завизированы председателем (представителем) районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

Аналогичные требования к свидетельствам о праве собственности на землю содержал действующий на период выдачи свидетельства от 16.05.1994 года Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденный Роскомземом от 20 мая 1992 года.

Решение уполномоченного органа о предоставлении заявителю земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования на государственную регистрацию ФГБУ «Иркутское УГМС» представлено не было. В нарушение требований, предъявляемых к форме свидетельств вышеуказанными нормативными актами, предъявленное в качестве оснований для государственной регистрации свидетельство, выданное Тальской (сельской) администрацией, не содержит каких-либо ссылок на решение о предоставлении земельного участка, на основании которого оно выдано, а также отметок о визировании документа.

В этой связи Братским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Братский отдел) был направлен запрос (исх. № 03-08/о-2959) мэру Тайшетского района о предоставлении надлежащим образом заверенной копии решения о выделении ФГБУ «Иркутское УГМС» земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Повторно в адрес мэра был направлен уточняющий запрос (исх. № 03-08/о-3406) в котором Братский отдел просил сообщить, предоставлялся ли указанный земельный участок ФБГУ «Иркутское УГМС».

07 июля 2016 года Братским отделом Управления получен ответ (исх. № 2448/10 от 04 июля 2016 года), из которого следовало, что земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села, 1000 кв.м., кадастровый номер 38:14:200101:648 ФГБУ «Иркутское УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставлялся.

При таких обстоятельствах суд считает, что регистрирующим органом правомерно отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 38:14:200101:648, расположенный по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, село Талая, Северная часть села, 1000 кв.м., в связи непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав, а также поступлением ответа органа местного самоуправления на межведомственные запросы, свидетельствующий об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Иркутской области, выраженное в сообщении от 29.07.2016 № 38/010/001/2016-2625, соответствуют положениям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и не нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решил:

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.П. Гурьянов