АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18447/09-50
« 29 » сентября 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Байкало-Ангарского транспортного прокурора
к Федеральному государственному унитарному предприятию «Аэропорт Иркутск»
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя : прокурор Негамутзянова Е.А.;
от лица, привлекаемого к ответственности: представитель ФИО1, доверенность от 07.07.2009 г. № 32/16д;
установил:
Заявление подано о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Иркутск» (далее ФГУП «Аэропорт Иркутск») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ФГУП «Аэропорт Иркутск» в судебном заседании с требованием о привлечении к административной ответственности согласился, при назначении административного наказания просил учесть смягчающие вину обстоятельства.
Из материалов дела следует, что по поручению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.08.2009 г. № АК-10/9-1635, на основании распоряжения и.о.руководителя Восточно-Сибирского Управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Восточно-Сибирское УГАН Ространснадзора) от 11.08.2009 г. № 9Р должностными лицами Восточно-Сибирского УГАН Ространснадзора проведена выездная внеплановая проверка ФГУП «Аэропорт Иркутск» организации охраны воздушных судов, пропускного и внутриобъектового режимов и предполетного досмотра воздушных судов, в том числе, воздушного судна А-320 VQ-BCG ОАО «ВладивостокАвиа».
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований в области гражданской авиации:
- в ночь в 3 на 4 августа 2009 г. (смена № 2) и в ночь с 8 на 9 августа 2009 г. предполетный досмотр воздушного судна А-320 VQ-BCG ОАО «ВладивостокАвиа» проводился одним инспектором службы авиационной безопасности, без привлечения инженерно-технического состава ООО «Сибирь Техник», допущенного к самостоятельной работе по обслуживанию данного типа воздушных судов, створки ниши шасси воздушного судна не вскрывались на предмет обнаружения опасных веществ и присутствия посторонних лиц (пункты 46, 49 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса от 28.11.2005 г. № 142, пункты 3.6, 3.7 «Правил по производству досмотра гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом ФАС России от 27.07.1998 г. № 238 «О совершенствовании работы по производству досмотра гражданских воздушных судов»);
- КПП № 1, предназначенное для прохода лиц и пропуска транспортных средств, не оборудовано рентгено-телевизионным интроскопом для досмотра физических лиц (пункт 17 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса от 28.11.2005 г. № 142);
- досмотр воздушного судна А-320 VQ-BCG ОАО «ВладивостокАвиа» осуществлялся согласно Приложению № 2 к Приказу ФАС России от 27.07.1998 г. № 238 «О совершенствовании работы по производству досмотра гражданских воздушных судов», а не по перечню контрольных мест предполетного досмотра воздушного судна А-320, представленного ОАО «ВладивостокАвиа» (пункт 3.5 «Правил по производству досмотра гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом ФАС России от 27.07.1998 г. № 238 «О совершенствовании работы по производству досмотра гражданских воздушных судов»).
О выявленных нарушениях должностными лицами Восточно-Сибирского УГАН Ространснадзора составлен акт проверки от 18.08.2009 г. № 1 и оформлена справка о проведенной проверке от 18.08.2009 г.
27.08.2009 г. Байкало-Ангарским транспортным прокурором, по результатам рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «Аэропорт Иркутск» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения им требований законодательства в области авиационной безопасности, т.е. нарушения лицензионных требований.
На основании части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Байкало-Ангарский транспортный прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ФГУП «Аэропорт Иркутск» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав прокурора и представителей ФГУП «Аэропорт Иркутск», исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП Российской Федерации дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23, 5.24, 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 данного Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
Согласно статье 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора за исполнением законов являются, в частности, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1); при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, а проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (пункт 2).
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении и порядок рассмотрения соответствующих материалов, сообщений, заявлений содержатся в статье 28.1. КоАП РФ .
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2); лицензированию подлежат следующие виды деятельности - деятельность по обеспечению авиационной безопасности (подпункт 98 пункта 1 статьи 17).
В соответствии с лицензией от 31.08.2007 г. серии АБ № 0907042 ФГУП «Аэропорт Иркутск» осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности. Срок действия лицензии до 31.08.2012 г.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности определяется «Положением о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 784.
Согласно подпункту «а» пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 784, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности, в том числе, являются: соблюдение лицензиатом требований авиационной безопасности и порядка их выполнения, устанавливаемых в соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ следует, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Требования авиационной безопасности, предъявляемые к аэропортам и аэродромам, установлены Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными Приказом Минтранса от 28.11.2005 г. № 142 (далее ФАП-142), и являются обязательными для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
Согласно пунктам 45, 46 ФАП-142 воздушные суда подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ. Численность групп предполетного досмотра воздушного судна определяется с учетом аспектов регулярности полетов (в зависимости от режима работы, количества и типов воздушных судов и их технической оснащенности), но не менее 4 человек. Для аэропортов местных воздушных линий численность группы предполетного досмотра воздушного судна может быть сокращена до 2-х человек из числа сотрудников САБ при условии, что при проведении предполетного досмотра участвуют члены экипажа воздушного судна и авиационный персонал.
Приказом генерального директора аэропорта от 15.06.2007г. № 256 предусмотрено, что предполетный досмотр воздушного судна осуществляется группой из числа специально подготовленных для этой цели сотрудников службы досмотра комплекса авиационной безопасности в количестве 4 человек с привлечением специалистов инженерно-авиационной службы и членов экипажа.
Обслуживанием ВС А-320 в аэропорту Иркутск занимается инженерно-технический состав ООО «Сибирь Техник», имеющий допуск к самостоятельному техническому обслуживанию данного типа воздушного судна.
Как установлено проверкой, в нарушение указанных требований ФАП-142, в ночь с 3 на 4 августа 2009 г. и в ночь с 8 на 9 августа 2009 г. предполетный досмотр воздушного судна А-320 VQ-BCG авиакомпании ОАО «ВладивостокАвиа» проводился одним инспектором досмотра службы авиационной безопасности ФГУП «Аэропорт Иркутск», без привлечения инженерно-технического состава линейной станции технического обслуживания ООО «Сибирь Техник» в г. Иркутске либо инженерно-технического состава авиакомпании «ВладивостокАвиа».
Документально результаты предполетного досмотра ВС А-320 зафиксированы в «Перечне контрольных операций по досмотру воздушного судна А-320 VQ-BCG» от 04.08.2009 г. и от 09.08.2009 г., из которых следует, что в указанные даты досмотр названного воздушного судна, осуществлявшего рейс № 486 сообщением «Иркутск-Хабаровск-Владивосток, произведен единолично инспектором досмотра, 04.08.2009 г. - ФИО2, 09.08.2009 г. - ФИО3 (л.д.89, 97). Инспекторы по досмотру ФИО2 и ФИО3 в своих докладных записках подтвердили указанные обстоятельства (л.д.88, 94-96).
Таким образом, предприятием нарушены лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности, в связи с чем, данные действия ФГУП «Аэропорт Иркутск» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в том числе: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда (подпункты 1, 2).
Согласно пункту 2 названной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 1 полугодие 2009 г. чистая прибыль предприятия за данный отчетный период составляет 438 тыс. руб. (за аналогичный период предыдущего года прибыль составляла 29594 тыс.руб.).
Согласно приказу по ФГУП «Аэропорт Иркутск» № 52 от 21.09.2009 г. «О внесении изменений в штатное расписание» количество штатных единиц «Инспектор по досмотру» увеличено на 12 штатных единиц - с 94 до 106.
Указанные обстоятельства суд расценивает как смягчающие вину обстоятельства и считает возможным назначить ФГУП «Аэропорт Иркутск» административное наказание за совершенное им правонарушение в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Аэропорт Иркутск», расположенного по адресу: 664009, <...>, основной государственный регистрационный номер 1023801541741, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 руб., с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Иркутской области (Восточно-Сибирская транспортная прокуратура),
Банк получателя: ГТКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г.Иркутск,
Расчетный счет № <***>,
БИК 042520001,
ИНН <***>,
КПП 380801001,
ОКАТО 25401000000,
КБК 41511690010010000140.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова