ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18658/13 от 31.01.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Иркутск Дело №  А19-18658/2013

«31» января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2014 года.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Деревягина Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Кросс+» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 06.05.2013г. №10-Д; ФИО2 – представитель по доверенности от 30.08.2013г. №24-Д;

от общества: ФИО3 – директор;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Кросс+» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители заявителя требования поддержали.

Представитель общества требования не признал, сославшись на отсутствие состава правонарушения.

В судебном заседании в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 15 час. 25 мин. 27.01.2014г. до 09 час. 30 мин. 31.01.2014г.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Кросс+» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области проведен мониторинг в отношении оператора связи ООО «Кросс+». В результате мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора был установлен факт нарушения ООО «Кросс+» требований, предусмотренных лицензией, заключающийся в неосуществлении обществом выгрузки информации с web-сервиса zapret-info.gov.ru в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данное нарушение зафиксировано в протоколе мониторинга информации Единой информационной системы Роскомнадзора от 03.12.2013г. №36.

По результатам мониторинга Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в отношении ООО «Кросс+» составлен протокол от 10.12.2013г. №522-Пр об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ООО «Кросс+» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Пунктом 36 ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что оказание услуг связи подлежит лицензированию.

В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно п.16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденных
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» в данный перечень включены телематические услуги связи.

Как следует из материалов дела, ООО «Кросс+» имеет лицензию №69097 на оказание телематических услуг связи, согласно которой общество обеспечивает предоставление абонентам, в том числе доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет».

Согласно п.1 ст.46 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи установлен в разделе XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. №87.

Согласно пункту 5 названного Перечня оказание телематических услуг связи должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 10.09.2007г. №575.

Из требований, закрепленных в пп.«а» п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007г. №575, следует, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Пунктом 5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» установлено, что оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В силу ч.1 ст.15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» (п.10 ст.15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006г. №149-ФЗ).

Указанный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единого реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012г. №1101.

Согласно пункту 13 Правил ведения реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».

В силу п.п.3, 4 Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013г. №169, получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru. Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Кросс+» авторизовано 23.10.2013г. для использования веб-сервиса, описание которого размещено на сайте в сети «Интернет» http://zapret-info.gov.ru. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.

Однако общество ежедневно не осуществляло выгрузку информации из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, следует признать, что общество не выполняло обязанности оператора связи по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ходе судебного разбирательства представитель общества пояснил, что ежедневная выгрузка не осуществлялась, однако из письма от 06.12.2013г. без номера «ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом» следует, что пользовательский трафик абонентов ООО «Кросс+» в полном объеме присутствует на оборудовании СОРМ ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом». Доступ абонентов ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом» к ресурсам включенных в единый реестр запрещенных сайтов закрыт.

Представители административного органа указали, что ООО «Кросс+», имея лицензию №69097, должно самостоятельно осуществлять обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п.12 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» оператор связи – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что общество является оператором связи, однако ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», надлежащим образом не осуществляло.

Факт нарушения обществом указанных лицензионных требований подтверждается протоколом мониторинга от 03.12.2013г. №36, протоколом от 10.12.2013г. №522-Пр об административном правонарушении. Доказательств обратного обществом в суд не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ООО «Кросс+» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Согласно положениям ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд полагает, что при предоставлении доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет» ООО «Кросс+» имело возможность для соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок оказания телематических услуг связи, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о своевременном принятии обществом всех зависящих от него мер по недопущению нарушений условий лицензии, либо о наличии объективных препятствий для соблюдения условий лицензии, в материалах дела отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ООО «Кросс+» в совершении административного правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ООО «Кросс+» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом проверено соблюдение заявителем порядка привлечения к административной ответственности и нарушений не установлено.

Согласно ч.3 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.2, 3 и 4 ст.14.1, ст.19.20 настоящего кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с п.п.7.1.2.6, 7.1.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области, управление осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением операторами связи правил оказания услуг, за соблюдением установленных лицензионных условий и требований владельцами лицензий, выдача которых отнесена к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010г. №70, протоколы об административных правонарушениях могут составляться, в том числе главными специалистами-экспертами, в обязанности в которых входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Таким образом, протокол тот 10.12.2013г. №522-ПР об административном правонарушении составлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в пределах своей компетенции.

Протокол от 10.12.2013г. №522-Пр об административном правонарушении составлен в присутствии директора ООО «Кросс+» ФИО4, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст.24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст.46, 51 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уставлена в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Допущенное ООО «Кросс+» нарушение лицензионных требований в данном случае не создает угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Доказательств причинения либо угрозы причинения такого вреда административным органом не представлено.

С учетом характера совершенного правонарушения, учитывая цели и принципы административного наказания, суд считает возможным назначить ООО «Кросс+» административное наказание за совершенное им административное правонарушение в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.167 – 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Кросс+», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н.В.Деревягина