ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18679/14 от 19.05.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-18679/2014

26.05.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 19.05.2015 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 26.05.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Е.Ф. Капустенской,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                         К.А. Оглоблиной,   

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 107078, <...>), Администрации муниципального образования «город Черемхово» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 665415, <...>)

о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка и        об обязании восстановить в ГКН сведения  о земельном участке.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: - ФИО2 по доверенности от 24.11.2014 г., ФИО3 по доверенности от 24.11.2014 г.,

от заинтересованного лица (Кадастровой палаты ИО): - ФИО4 по доверенности №03-д от 13.01.2014 г.,

от заинтересованного лица (Администрации муниципального образования «город Черемхово»): - не явился, извещен.

 установил:

            Заявление подано индивидуальным предпринимателем ФИО1                           к  Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области,  Администрации муниципального образования «город Черемхово» о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83  и об обязании восстановить в ГКН сведения  о земельном участке.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что заявитель письменного согласия на образование из арендованного им земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83 нового земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:702 не давал, в связи с чем, считает, что снятие ФГБУ «Федеральнаякадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области по заявлению Администрации муниципального образования «город Черемхово» земельного участка по адресу: <...>/Б, кадастровый номер 38:33:010156:83      с кадастрового учета является незаконным, так как данные действия органов,  по мнению заявителя,  противоречат нормам действующего законодательства, в частности п. 4 ст. 11.2. Земельного кодекса РФ, ссылается на постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.06.2014 г. по делу №А33-15519/2013.

Заинтересованные лица заявленные требования заявителя не признают.

Администрация  муниципального образования «город Черемхово» ссылается на пропуск заявителем трехмесячного срока для обжалования действий органа.

Заявитель считает, что срок подачи им заявления об обжаловании действий  не пропущен, ссылается на то, что подал  заявление об обжаловании действий через систему «Мой арбитр»  12.11.2014 г., приобщил дополнительные пояснения, касающиеся подачи заявления, возражения на заявление о пропуске срока подачи заявления.

Заинтересованное лицо (Кадастровая палата по ИО) возражает по доводам заявителя, сообщило, что согласно представленному заявителем скринингу заявление об обжаловании действий 12.11.2014 г. было отклонено системой, в связи с чем, заявление поданным 12.11.2014 г. не может считаться.

Заявитель заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Заинтересованное лицо (Кадастровая палата по ИО) по существу заявленных требований пояснило, что постановка на кадастровый учет спорного земельного участка         с кадастровым номером 38:33:010156:702 не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку на момент постановки заявитель не являлся правообладателем на спорный земельный участок, в свою очередь, Кадастровая палата ИО при осуществлении полномочий в сфере кадастрового учета руководствовалась Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица (Кадастровой палаты по ИО), суд установил следующее.

Идивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) и Администрацией муниципального образования «город Черемхово» (арендодатель) был подписан договор аренды №12 «к» земельного участка от 18.04.2011 г., в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил по акту приема-передачи от 18.04.2011 г., а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов для строительства магазина «Автозапчасти» по ул. Декабрьских Событий, 20/Б, г. Черемхово Иркутской области, общей площадью 600 кв.м., при условии выполнения требований отделения Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения отдела внутренних дел по г. Черемхово Черемховскому району и г. Свирску (п. 1.1. договора).

Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что арендатору необходимо получить разрешение на строительство магазина и согласовать проектно-техническую документацию на объект в установленном законом порядке в отделе архитектуры и градостроительства комитета жизнеобеспечения.  

В соответствии с п. 2.1. договора, срок аренды участка устанавливается 11 месяцев       с 18.04.2011 г. по 18.03.2012 г.

Договор вступает в силу с даты подписания постановления мэра о предоставлении участка в аренду (п. 2.2. договора).

По истечении срока аренды участка, при отсутствии возражений арендодателя, пользование земельным участком осуществлялось на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ.

Как указал заявитель, 22.06.2011 г. земельный участок поставлен по его заявлению  на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 38:33:010156:83, что подтверждается кадастровым паспортом №3800/601/13-133363 земельного участка от 17.05.2013 г.

12.01.2012 г. мэром г. Черемхово заявителю было выдано разрешение RU38309000 -1 на строительство магазина «Автозапчасти» по адресу: <...>/Б. Срок действия разрешения до 12.01.2015 г.

Впоследствии, как указывает заявитель,17.05.2013 г. арендованный заявителем земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83  по заявлению Администрации муниципального образования «город Черемхово» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области был снят с государственного кадастрового учета, и 27.05.2013 г. был образован новый земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:702, площадью 4 032 кв.м., расположенный по адресу: <...>/А, в состав которого, вошел арендованный заявителем земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83.

О действиях Администрации муниципального образования «город Черемхово» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области по снятию с кадастровое учета арендованного заявителем земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83, заявителю стало известно 12.08.2014 г. при рассмотрении Четвертым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы на решение арбитражного суда Иркутской области по делу         №А19-1539/2014 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка №22 от 12.08.2013 г., по которому ЗАО «Стройкомплекс» приобрело право собственности на земельный участок площадью 4 032 кв.м. с кадастровым номером 38:33:010156:702.

В результате  действий  Администрации муниципального образования «город Черемхово» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83 и образовании нового земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:702 были нарушены права и законные интересы предпринимателя, поскольку ИП ФИО1 была лишена реальной возможности воспользоваться своим преимущественным правом выкупа земельного участка, а также принять участие в торгах по продаже земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:702, так как предпринимателю не было известно о вхождении арендованного ей земельного участка в состав выставленного на продажу земельного участка.

            Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением о признании незаконными  действий Администрации муниципального образования «город Черемхово» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83  и об обязании восстановить в ГКН сведения  о земельном участке.    

            Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица (Кадастровой палаты по ИО), суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

            Учитывая, что собственником земельного участка площадью 4 032 кв.м. с кадастровым номером 38:33:010156:702 в настоящее время является ЗАО «Стройкомплекс», суд исследовал вопрос о наличии оснований привлечения ЗАО «Стройкомплекс» к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, и пришел к выводу, что в силу ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для привлечения указанного лица к участию в деле отсутствуют, так как материалами настоящего дела и решением Арбитражного суда   Иркутской области от 09.12.2014 г. по делу №А19-1539/2014 достоверно не подтверждается, что земельный участок, который, как утверждает заявитель, был передан в аренду ИП ФИО1 и земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:702 располагаются (если принять во внимание ранее стоящий на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83) с наложением на границы друг друга.

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального Закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»(в ред., действующей на дату подписания договора аренды), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. 

В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действующей на дату подписания договора аренды) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действующей на дату подписания договора аренды) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 24.04.2013 г. на основании ст. 24 Федерального закона от 24.07.20007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области Администрацией муниципального образования «город Черемхово» было подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 38:33:010156:83.

17.05.2013 г. земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83 по заявлению Администрации муниципального образования «город Черемхово» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области был снят с государственного учета, что подтверждается записью в кадастровой выписке о земельном участке от 17.05.2013 г. №3800/601/13-133363.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.20007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением, филиал ФГБУ  Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную кадастровую оценку, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (прием и выдача документов для проведения государственной регистрации прав и для предоставления сведений содержащихся  в едином государственном реестре прав).

На основании представленных Администрацией муниципального образования «город Черемхово» документов, органом кадастрового учета было принято решение о снятии с учетаземельного участка с  кадастровым номером 38:33:010156:83. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области является уполномоченным органом, к компетенции которого действующим законодательством отнесено ведение государственного кадастра недвижимости.

Как указывалось выше, заявитель обжалует действия заинтересованных лиц по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83, который, по сведениям заявителя, был арендован им по договору аренды №12 «к» от 18.04.2011 г.

Вместе с тем, в материалах настоящего дела, отсутствуют правоустанавливающие документы, непосредственно подтверждающие какие-либо права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83.

Из представленного в материалы дела договора аренды №12 «к» земельного участка от 18.04.2011 г. не следует, что ИП ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83.

Таким образом, заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающий тот факт, что ИП ФИО1 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83.

Между тем, Земельным кодексом Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам (в том числе индивидуальным предпринимателям) и юридическим лицам.

Так, в соответствии с частью 4 пункта 1, частью 5 пункта 2 статьи 30  Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действующей на момент подписания договора аренды), как в случае предоставления  земельного участка в аренду  с предварительным согласованием мест размещения объектов, так и без предварительного согласованием мест размещения объектов, обязательна стадия выполнения кадастровых работ и постановка земельного участка на кадастровый учет.

Завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка является принятие исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка, на основании которого, впоследствии, заключается договор аренды земельного участка.

В договоре аренды земельного участка указываются характеристики земельного участка и, прежде всего, его кадастровый номер, по которому осуществляется идентификация земельного участка.

Таким образом, анализ процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сводится к принятию исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка.

Соответственно, надлежащими правоустанавливающими документами, подтверждающими принадлежность земельного участка правообладателю, является решение о предоставлении земельного участка и договор аренды (либо договор купли-продажи земельного участка).

Однако, заявителем не представлено суду правоустанавливающих документов, подтверждающих, что ему в аренду (либо на ином праве) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83.

Ни представленный заявителем договор аренды земельного участка №12 «к» от 18.04.2011 г., ни акт приема-передачи к договору аренды земельного участка №12 «к» от 18.04.2011 г., ни постановление Администрации от 18.04.2011 г. №253 «о предоставлении в аренду земельного участка» не содержат кадастрового номера земельного участка.

Более того, согласно сведениям кадастрового паспорта от 17.05.2013 г. №3800/601/13-133363, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет – 22.06.2011 г., то есть после подписания договора аренды земельного участка №12 «к» от 18.04.2011 г.

Исходя из утверждений представителей заявителя в качестве арендованного  земельного участка, переданного по договору аренды №12 «к» от 18.04.2011 г., следует рассматривать поставленный позднее на кадастровый учет ИП ФИО1 земельный участок с  кадастровым номером 38:33:010156:83.

Доказательством чего, по мнению заявителей, является также переписка с Администрацией муниципального образования «город Черемхово»  и иные документы, относящиеся к строительству магазина «Автозапчати» (в том числе разрешение RU 38309000 -1 на строительство магазина «Автозапчасти» по адресу: <...>/Б).

Однако, кроме кадастрового паспорта, кадастровый номер спорного земельного участка 38:33:010156:83, не фигурирует в каком-либо устанавливающем право документе.

При этом, из договора аренды №12 «к» от 18.04.2011 г. не представляется возможным достоверно установить факт передачи в аренду именно спорного земельного участка.

Стороны договора аренды №12 «к» от 18.04.2011 г. в нарушение требований земельного законодательства не указали в договоре характеристики, индивидуализирующие земельный участок – кадастровый номер и границы земельного участка.

Вместе с тем, как следует из Земельного кодекса Российской Федерации (так в ранее, действующей редакции, так и в действующей в настоящее время), а также Федерального закона от 24.07.20007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок становится объектом права и гражданского договора после установления его границ и постановки его на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.

Из существа договора аренды земельного участка №12 «к» от 18.04.2011 г. не следует, то в аренду передан определенный в соответствии с законодательством  земельный участок. Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка №12 «к» от 18.04.2011 г. заявителем не представлено, каких-либо доказательств для его подписания также не представлено.

Вместе с тем, в настоящем случае, договор аренды №12 «к» от 18.04.2011 г. является единственным документом, который может с соответствии с земельным законодательством подтвердить наличие какого-либо права истца на земельный участок.

В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность должна осуществляться с должной степенью разумности и осмотрительности.

Заявитель имел возможность после постановки спорного земельного участка на кадастровый учет обратиться за внесением изменений в договор аренды №12 «к» от 18.04.2011 г. (если считал, что договор подписывался именно в отношении земельного участка с  кадастровым номером 38:33:010156:83), а также обязан был, как и Администрация муниципального образования «город Черемхово», подписывать договор в соответствии с действующим законодательством, поскольку земельный участок может быть предоставлен в аренду либо в собственность только после определения его границ и постановки его на кадастровый учет.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, ИП ФИО1 не является правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83, поскольку, как указывалось выше, земельный участок не предоставлен заявителю  на праве аренды, следовательно, ИП ФИО1 не имеет каких-либо правовых оснований для оспаривания действий Администрации муниципального образования «город Черемхово» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области при осуществлении  полномочий в сфере кадастрового учета руководствуется Федеральным законом от 24.07.20007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»(далее – Закон о кадастре), и не могло  обладать информацией о договоре аренды №12 «к»  от 18.04.2011 г., учитывая, что указанный договор не содержит указания на кадастровый номер. Орган кадастрового учета действовал исключительно в пределах своих полномочий, предоставленных ему Положением, соответственно, его действия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83 не нарушили прав заявителя, так как на земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83 каких-либо прав в установленном законом порядке оформлено не было, документов, свидетельствующих об обратном, заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ).

Земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83был поставлен на кадастровый учет 22.06.2011г. по заявлению ИП ФИО1 в силу ч.5 ст. 4, п.2 ст,16 Федерального закона «О государственной кадастре недвижимости».

В соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке  на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав и сделок, а также выполнением кадастровых работ.

Земельный участок с кадастровым номером   38:33:010156:83 относился именно к числу указанных земельных участков.

В порядке ч.5 ст.24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр сведений временного характера, внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, по заявлению обладающих таким правом лиц(собственников) сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

17.05.2013г. на основании заявления администрации муниципального образования город Черемхово о снятии с государственного учета земельного участка с кадастровым номером  38:33:010156:83, органом кадастрового учета было принято решение о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка.

  Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером   38:33:010156:83 относился к землям, не разграниченным из государственной собственности и не был предоставлен какому-либо лицу на праве аренды либо ином праве, в силу п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действе Земельного кодекса Российской Федерации»(в редакции, действовавшей на дату принятия решения о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета) администрация муниципального образования г.Черемхово могла реализовывать в отношении указанного участка права собственника,  так как была наделена правомочием распоряжения.

Следовательно, оба органа, действия которых обжалуются, действовали в пределах полномочий и в пределах норм закона.   

   Кроме того, правомерность выводов суда подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от  09.12.2014 г. по делу №А19-1539/2014.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, на дату принятия арбитражным судом настоящего решения, заявитель, во-первых, не доказал нарушения своих прав, так как не доказал  наличие у него права аренды на земельный участок с кадастровым номером 38:33:010156:83, во-вторых, не представил  доказательств незаконности действий органа кадастрового учета и администрации муниципального образования  по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83, в связи с чем, в силу ст. 4, 16, 24 Федерального закона «О государственной кадастре недвижимости», п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действе Земельного кодекса Российской Федерации»(в ранее действовавшей редакции), ст.4, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ  требование заявителя о признании незаконными  действий Администрации муниципального образования «город Черемхово» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:33:010156:83  и об обязании восстановить в ГКН сведения  о земельном участке удовлетворению не подлежит.

Суд рассмотрел также доводы заинтересованных лиц: Администрации муниципального образования «город Черемхово» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области по пропуску срока обращения заявителя с настоящим заявлением  об оспаривании действий и пришел к следующим выводам.

Как указывалось выше, в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов настоящего дела №А19-18679/2014 следует, что заявитель обратился          в Арбитражный суд Иркутской области с настоящими требованиями согласно отметке канцелярии суда на иске - 14.11.2014 г.

О действиях заинтересованных лиц, которые заявитель обжалует в настоящем деле, стало известно - 12.08.2014 г. 

            Вместе с тем, судом установлено, что заявитель подавал  заявление об обжаловании действий через систему «Мой арбитр»  12.11.2014 г., однако, заявление 12.11.2014 г. было отклонено специалистом отдела ответственного за обработку документов поступивших по указанной системе в связи с несоответствием наименования файлов с наименованиями документов, прикрепленных к первичному документу.

При таких обстоятельствах, в целях предоставления возможности судебной защиты прав и законный интересов, арбитражный суд считает, что процессуальный срок для обращения с заявлением об обжаловании действий может быть признан непропущенным.  

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина  уплачивается физическим лицом (индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) в  размере 200 рублей.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 400 руб. и относится на заявителя. Вместе с тем, заявитель при подачи заявления в суд (совокупно по обоим требованиям) оплатил государственную пошлину в размере 200 руб., в связи с чем, государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Взыскать с  индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                       Е.Ф. Капустенская