АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-18680/2014
26.01.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.01.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И., после перерыва судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И., после перерыва судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (<...>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Братский завод мобильных конструкций» (1073804000720, ИНН <***>, 665716, Иркутская область, г. Братск, промплощадка ОАО «БрАЗ», а/я 1267)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились,
от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО1 (представитель по доверенности, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (далее – административный орган) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод мобильных конструкций» (далее – лицо, привлекаемое к ответственности, общество, ООО БЗМК) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В заявлении в качестве основания привлечения общества к административной ответственности указал на осуществление ООО «БЗМК» деятельности по огнезащитной обработки конструкций без лицензии.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, заявленные требования не признал. Указал на отсутствие события административного правонарушения, поскольку общество осуществляет свою деятельность при наличии специального разрешения, является членом СРО НП «ГАСО», имеет соответствующий допуск к работам по огнезащите строительных конструкций и оборудования; административным органом не было учтено смягчающее обстоятельство – добровольное прекращение противоправного поведения; просил освободить от ответственности, в связи с малозначительностью.
В судебном заседании 19.01.2015г. в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 26.01.2015г. и до 15 час. 00 мин. 26.01.2015г.
Дело рассмотрено в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Братский завод мобильных конструкций» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1073804000720.
В период с 13.10.20014г. по 31.10.2014г. на основании распоряжения от 23.09.2014г. № 746 административным органом проведена плановая выездная проверка с целью контроля (надзора) за выполнением законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, в отношении ООО «БЗМК» на объекте, расположенном по адресу: 665716, Иркутская область, г. Братск, промплощадка ОАО «БрАЗ» П 06 06 17 01; П 06 06 13 01; П 06 06 37 02, в ходе которой выявлены нарушения требований, установленных п. 1,2 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 15 ч. 1 ст. 12 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ч. 1, 2 Положения «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1225; п. 10 Приложения «Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности» к Положению «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1225, а именно: - ООО «БЗМК» осуществляется деятельность, связанная с выполнением работ по огнезащите материалов, изделий, конструкций при изготовлении мобильных зданий без лицензии на данный вид деятельности, выданной МЧС.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте проверки № 746 от 31.10.2014г.
По факту нарушения перечисленных выше норм в отношении ООО «БЗМК» составлен протокол об административном правонарушении от 06.11.2014г. № 2-13-16-1003 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявитель на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод мобильных конструкций» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Законом № 99-ФЗ (подпункт 15 пункта 1 статьи 12) относится к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительство Российской Федерации от 30.12.2011г. № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 1 Положения о лицензировании, предусмотрено, что данным положением определяется порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 2, 3 Положения о лицензировании лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, приведен в Приложении к Положению. К данным работам и услугам пунктом 10 Приложения к Положению отнесено выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Как следует из материалов дела, ООО «БЗМК» имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 21.08.2013г. № 0376.01-2013-<***>-С-249.
В соответствии с данным свидетельством от 21.08.2013г. № 0376.01-2013-<***>-С-249 ООО «БЗМК» является членом Саморегулируемой организации – Некоммерческое партнерство «Генеральный Альянс Строительных организаций» (СРО НП «ГАСО»). В перечне Приложения к свидетельству указываются наименования видов работы, к которым допускается член СРО НП «ГАСО» - ООО «БЗМК», так в разделе 3 Приложения определены виды работ, осуществляемых на объектах капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии), в том числе: - защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов); - работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
Как установлено административным органом, ООО «БЗМК» изготавливает мобильные здания: «Саяны Б80», «Саяны СТ2418», «Саяны 84С», предназначенные для проживания, работы и других нужд лиц, работающих на объектах нефтегазового, дорожно-строительного, энергетического комплексов, на лесозаготовках.
В соответствии с информацией, указанной в паспорте «Здание мобильное инвентарное «Саяны» в разделе «Основные сведения об изделии», мобильное здание типа «Саяны» представляет собой конструкцию, склеенную из сэндвич - панелей, смонтированную на собственной раме; стены мобильного здания выполнены из сэндвич – панелей с покрытием с наружи стальным, окрашенным листом, с утеплителем пенополистиролом разной толщины, с внутренней стороны платы ХДФ.
При изготовлении сэндвич-панелей обществом выполняются работы по огнезащите строительных конструкций. Данный факт подтверждается сведениями, указанными в сертификате соответствия в области пожарной безопасности № НСОПБ.RU.ПР019/2.Н.00650, о том, что сэндвич-панели трехслойные типов: ПТС, ПТП, ПТК, толщиной от 100 до 200 мм., с утеплителем из пенополистирольной плиты марки ПСБ-С 15 плотностью 15 кг/м, с обшивкой из фанеры толщиной 8 мм., пропитанной огнезащитным составом марки «Сенеж-огнебио», выпускаемые по ТУ 5280-001-80239755-2007 с изменениями № 1, № 2 «Панели трехслойные с утеплителем для ограждающих конструкций. Технические условия». Изменениями № 2 в ТУ 5280-001-80239755-2007 добавлен пункт 2.7.3. «поверхность брусков обрабатывается огнебиозащитным составом».
Таким образом, данные работы по огнезащите строительных конструкций, выполняются обществом на стадии строительства указанных мобильных зданий.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам; перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 4).
При этом выдавать свидетельства о допуске вправе саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (статьи 1, 55.3, 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений закона следует, что выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию.
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень № 624). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г., регистрационный N 16902, опубликован в "Российской газете" 26 апреля 2010 г. N 88.
Указанным Перечнем № 624 к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесены, в том числе работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования (пункт 12.12).
Объектом капитального строительства в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.
Таким образом, действие Перечня № 624 распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства.
Согласно пункту 6.1 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) до 1 января 2010 г. строительная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений) на территории Российской Федерации осуществлялась на основании государственной лицензии, с указанной даты - на основании допуска к работам, выданного соответствующей саморегулируемой организацией.
С учетом изложенного, для выполнения этих работ необходимо вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске. Данное требование установлено приведенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень № 624 содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (раздел III) на объекте незавершенного строительства, при производстве которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляется государственный строительный надзор (части 1, 3, 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приложение к Положению о лицензировании), утвержден Правительством Российской Федерации от 30.12.2011г. № 1225, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом лицензирование деятельности, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (части 2, 5, 6).
Таким образом, деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (части 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ, в соответствии с которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (пункт 15 части 1 статьи 12), и Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225, имеют иной предмет правового регулирования и не распространяются на строительную деятельность, которая регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 52) и не подлежит лицензированию.
Указанное, подтверждается решением Верховного Суда от 09.04.2013 № ГКПИ13-7.
Как следует из материалов проверки и указывалось выше, работы по огнезащите строительных конструкций, выполняются обществом на стадии строительства мобильных зданий, а не на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Иного проверкой не установлено.
Таким образом, вывод административного органа о том, что осуществляемая обществом при изготовлении мобильных зданий деятельность по огнезащите строительных конструкций и оборудования (пункт 12.12 Перечня № 624) подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225, не основан на нормах действующего законодательства.
В рассматриваемом случае, административным органом не доказано наличие в действиях ООО «БЗМК», нарушения, предусмотренного пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о недоказанности события и состава вменяемого правонарушения и отсутствии оснований для привлечения ООО «БЗМК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
В удовлетворении заявленных требований Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод мобильных конструкций» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина