ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18741/06 от 06.10.2006 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

13 октября 2006г. Дело № А19-18741/06-40

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2006г.

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2006г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Т.А.Калашниковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс»

к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

об обязании налогового органа возместить из Федерального бюджета проценты в размере 47 679 руб.

при участии:

от заявителя – ФИО1, дов. № 10310/37 от 02.01.2006г., паспорт <...> от 12.09.00г.

от налогового органа - ФИО2, дов. № 04-12/3062 от 07.06.2006г, уд. УР № 044732 от 03.03.05г., ФИО3, дов. № 04-12/3299 от 27.06.06г., паспорт 25 03937024 от 14.10.03г.

установил:

ОАО «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» (далее ОАО «ПО УИ ЛПК», общество, налогоплательщик, заявитель) заявлены требования к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее налоговый орган, инспекция, ответчик) об обязании возместить из Федерального бюджета проценты в сумме 47 679 руб., установленные п.4 ст. 79 НК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.

Представители налогового органа в судебном заседании заявленные требования не признали, ссылаясь на законность своих действий.

Дело рассматривается в порядке п. 2 статьи 200 АПК РФ.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12 час. 06.10.06г.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По результатам проведенной Межрайонной инспекции ФНС РФ № 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу налоговой проверки ОАО «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г. принято решение № 01-05-58/2791 ДСП от 08 июня 2005 г., в соответствии с которым ОАО «ПО «УИ ЛПК» доначислено к уплате: налогов в размере 178 851 387 руб., пени в сумме 35 086 178,71 руб., штрафных санкций в размере 5 988 339,80 руб.

Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО на основании указанного решения в адрес ОАО «ПО УИ ЛПК» были выставлены требования: №05-36/101/3125 от 09.06.05 г. об уплате налогов и пени и №05-36/102/3126 от 09.06.05 г. о взыскании штрафных санкций.

Указанное решение налогового органа было обжаловано ОАО «ПО УИ ЛПК» в судебном порядке на предмет признания его недействительным в части взыскания налогов в размере 178 851 387 руб., пени в сумме 35 086 178,71 руб. и штрафных санкций в paзмере 5 988 339,80 руб. (дело №А19-14994/05-40).

6 сентября 2005 года налоговый орган самостоятельно произвел зачеты в уплату сумм налогов и пени доначисленных по решению №01-05-58/2791 ДСП на имеющуюся переплату по налогам и пеням на лицевом счете ОАО «ПО УИ ЛПК» (справка №433 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.09.2005 г.).

Зачеты были произведены следующим образом:

- налоги в размере 98 789 739 руб., в том числе: налог на прибыль в размере – 17 621 952 руб.:- федеральный бюджет в размере – 5 732 513 руб., бюджет субъектов РФ в размере – 10 503 381 руб., местный бюджет в размере – 1 386 058 руб.; НДС в размере 90 195,80 руб.81 167 787 руб.

- пени в размере 1 652 768,50 руб., в том числе: по налогу на прибыль в размере 1 423 921,70 руб.: федеральный бюджет в размере – 490 268,95 руб., бюджет субъектов РФ в размере – 784 698,39 руб., местный бюджет в размере – 148 954,36 руб., по НДС в размере, по ЕСН в размере – 138 651 руб.: - федеральный бюджет в размере – 112 814,52 руб., ФСС в размере – 14 973,38 руб., ФОМС в размере - 846,99 руб., территориальный ФОМС в размере – 10 016,10 руб.

По состоянию на 06.09.2005 г. ОАО «ПО УИЛПК» уплатило по решению налогового органа №01-05-58/2791 ДСП налогов и пени на общую сумму 100 442 507,50 руб.

07 сентября 2005г. ОАО «ПО УИ ЛПК» перечислены в уплату налогов и пени по решению №01-05-58/2791 ДСП на расчетный счет налогового органа денежные средства в размере 1 855 486,35 руб.:

- налоги:

земельный налог в размере 738 942 руб. по платежному поручению № 6401 от 07.09.2005г.;

НДФЛ в размере 287 488 руб. по платежному поручению № 6399 от 07.09.2005г.

ЕСН в размере 374 651 руб. по платежному поручению №№6395, 6393, 6397 от 07.09.2005г.

- пени

по земельному налогу в размере 229 802 руб. (п/п 6400 от 07.09.2005 г.)

по НДФЛ в размере 182 456 руб. (п/п 6398 от 07.09.2005 г.)

по ЕСН в размере 42 147 руб. (п/п 6392, 6396, 6394 от 07.09.2005 г.)

Таким образом, по состоянию на 07.09.2005г. общество уплатило налогов и пени на общую сумму 102 297 993,90 руб.

Согласно уведомлениям от 19.09.2005 г. №05-35/5138, от 22.09.2005 г. №05-35/5448 налоговый орган 13 сентября и 14 сентября 2005 года по заявлению ОАО «ПО УИ ЛПК» произвел зачет в уплату: единого социального налога в размере 414 917,26 руб. и пени по налогу на прибыль в размере 4 706 268,71 руб., по ЕСН в размере 2 504 575,22 руб.и по НДС в размере 25 646 760,20 руб.

По состоянию на 14.09.2005 г. ОАО «ПО УИЛПК» уплатило по решению налогового органа №01-05-58/2791 ДСП налогов и пени на общую сумму 135 570 515,30 руб.

16.09.2005г. налогоплательщиком на расчетный счет налогового органа были перечислены денежные средства в размере 1 946 208 руб., в том числе: налог на прибыль в размере 937 049 руб. (п/п 6584 от 16.09.2005 г.) и пени по налогу на прибыль в размере 1 009 159 руб. (п/п 6583, 6582 от 16.09.2005 г.).

Таким образом, по состоянию на 16.09.2005 г. ОАО «ПО УИЛПК» уплатило по решению налогового органа №01-05-58/2791 ДСП налогов и пени на общую сумму 137 516 723,33 руб.

В результате чего, суммы излишне взысканных инспекцией на основании решения №01-05-58/2791 ДСП налогов и пеней признанного судом в этой части недействительным составила 132 034 375 руб.

В соответствии с п.4 ст.79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, срок для исчисления процентов излишне взысканных налогов и пеней начинается с 07.09.2005 г. и до 11.07.2006 г. фактического возврата сумм излишне взысканных налогов и пени на расчетный счет ОАО «ПО УИ ЛПК».

Процент за 17 сентября 2005 г., то есть за один день составит: 132 034 375 х 13% / 360 дн. = 47 679 руб. где,

- 132 034 375 руб. – сумма излишне взысканных налогов и пеней;

-13% - ставка рефинансирования Центрального банка России введенная с 15.06.2004г. и действующая по 26.12.2005 г.;

- 360 дней – расчетное число дней в году применяемое с учетом п.2 Постановления Пленума ВАС РФ №14 от 08.10.1998 г. «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами».

С учетом изложенного проценты за излишне взысканные налоги пени по решению №01-05-58/2791 ДСП за 17.09.2005г. составит 47 679 руб.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.

Согласно п.п.1 п.1 и в соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 и п.9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.

Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 79 названного Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. При этом статья 79 Кодекса не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания.

Как видно из материалов дела, факт излишне взысканных сумм налогов и пени подтверждается первичными документами, а именно: платежными документами от 07.09.05г. и от 16.09.05г., уведомлениями налогового органа о произведенных зачетах от 08.06.05г., 19.09.05г. и от 22.09.05г., требованием № 05-36/101/3125 об уплате налога по состоянию на 09.06.05г., а также справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.09.05г. и 01.10.05г. Данный факт налоговым органом не оспорен.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, заявленные ОАО «ПО УИ ЛПК» требования обоснованны, правомерны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату из Федерального бюджета в соответствии со статьями 104 и 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить полностью.

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу возместить Открытому акционерному обществу «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» из Федерального бюджета начисленные проценты а 17.09.2005г. в размере 47 679 руб. (132034375 руб. х 13%/ 360дн. = 47 679 руб.), установленные п.4 ст. 79 Налогового Кодекса РФ.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» из Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1907 руб. 16 коп., уплаченную платежным поручением № 6583 от 04.08.06г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд Иркутской области, апелляционную инстанцию в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.А.Калашникова