ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18808/17 от 20.11.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-18808/2017

23.11.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  20.11.2017   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   23.11.2017  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой Е.С., после перерыва – секретарем судебного заседания Семёновой А.Я.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬТЕРНАТИВА ПЛЮС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664058, <...>, ЭТАЖ ЦОКОЛЬ, НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ)

к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (664007, <...>)

о признании незаконным предписания от 29.06.2017г. № 1164/17

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 (представитель по доверенности, паспорт), ФИО2 (представитель по доверенности, паспорт),

от органа, принявшего оспариваемый акт – не явились, после перерыва – ФИО3 (представитель по доверенности, паспорт), ФИО4 (представитель по доверенности, паспорт)

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬТЕРНАТИВА ПЛЮС" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области  (далее – Служба) о признании недействительным предписания от 29.06.2017г. № 1164/17.

Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указал на отсутствие в МКД общедомового прибора учета, невозможность начисления платы за коммунальную услугу отопления и осуществления корректировки с учетом показаний распределителей.

Представитель Службы заявленные требования не признал, указал на нарушение Правил № 354 и 307 – начисление платы за коммунальную услугу отопления и осуществление корректировки по МКД № 313 без учета показаний индивидуальных приборов учета (распределителей),

В судебном заседании 15.11.2017, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 20.11.2017.

После объявленного перерыва судебное заседание продолжено при участи представителей: от заявителя - ФИО1 (представитель по доверенности, паспорт), ФИО2 (представитель по доверенности, паспорт), от органа, принявшего оспариваемый акт -  ФИО3 (представитель по доверенности, паспорт), ФИО4 (представитель по доверенности, паспорт).

Представитель Службы требования не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Заявленное ранее Службой ходатайство о вызове специалиста от 16.10.2017 б/н (л.д. 94) судом не рассматривается в связи с отсутствием со стороны Службы соответствующего обоснования (определение суда от 02.11.2017).

Дело рассмотрено по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.

Судом установлены следующие обстоятельства.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬТЕРНАТИВА ПЛЮС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.05.2017 № 1164 срп в связи с поступившим обращением граждан, проживающих по адресу <...> (вх. № 86-38-10708/17) по факту нарушения прав потребителя при начислении платы за коммунальную услугу отопление должностным лицом Службы в периоды с 26.06.2017 с 09 час. 00 мин. по 18 час. 00 мин., 29.06.2017 с 09 час. 00 мин. по 18 час. 00 мин. в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка по адресу <...> (далее – МКД № 313) (по разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № RU 38303000-103/14, положительному заключению государственной экспертизы № 1231-12/97-37-0999/02 первоначальный адрес объекта - <...>)  по вопросу начисления платы за коммунальную услугу отопление за 2015-2016 годы, по результатам проведения которой Службой сделан вывод о нарушении Обществом подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, а именно:  Общество неправомерно выполняет начисление платы за коммунальную услугу отопление, расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу отопление по МКД № 313 без учета показаний индивидуальных приборов учета (распределителей), с нарушением требований пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (формула 3(3) и 3(4) приложения №2 к Правилам № 354) и пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (пп. 2 п. 3 приложения № 2 к правилам № 307 пп. 3 п. 3 приложения № 2 к Правилам № 307).

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.06.2017 № 1164/17.

Предписанием  от 29.06.2017 № 1164/17 Обществу Службой предписано в срок до 01.08.2017 устранить нарушения посредством выполнения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015-2016 года по МКД № 313 пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Предоставить в Службу подтверждающие документы.

Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

На территории Иркутской области органом государственного жилищного надзора является Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2014 года № 594-пп).

Судом установлено, что внеплановая проверка в отношении Общества на предмет соблюдения лицензионных требований проведена Службой на основании распоряжения от 24.05.2017 № 1164 срп в связи с поступившим обращением.

С учетом изложенного, суд находит, что проверка проведена Службой в пределах предоставленных полномочий.

Согласно оспариваемому предписанию Обществу предписано устранить нарушения посредством выполнения перерасчета  размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 – 2016 года. Предоставить в Службу подтверждающие документы.

Жилищный кодекс РФ предусматривает обязанность граждан и организаций по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого предписания Обществу вменяется нарушение требований пункта 42 (1)  Правил № 354 (формула 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354) и пункта 23 Правил № 307 (пп 2 п. 3 приложения № 2 к Правилам № 307 пп. 3 п. 3 приложения № 2 к Правилам № 307), выразившееся в выполнении начисления платы за коммунальную услугу отопление, а также расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу отопление по МКД № 313 без учета показаний индивидуальных приборов учета (распределителей).

На момент возникновения спорных правоотношений порядок начисления платы за коммунальную услугу «отопление», а также порядок ее корректировки определялся Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Данные правила действовали до 30.06.2016.

С 01.07.2016 начисление платы за коммунальную услугу отопление должно осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными  Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно п. 23 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Частью 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергий при наличии технической возможности их установки.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил № 354, раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий:

- индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

- распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", включающий СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", предусматривающий установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (пункт 6 Критериев).

Исходя из изложенного, с 1 января 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Следовательно, при наличии вертикальной разводки систем отопления, следует признать отсутствие технической возможности установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии. Вместе с тем, указанное не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ.

Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки (Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2013 г. N АКПИ13-540). При этом, для начисления платы за тепло, исходя из показаний распределителей, необходимо, чтобы дом был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

Судом установлено, что МКД 313 введен в эксплуатацию в 2014г. (разрешение № RU38303000-103/14: 2-я очередь строительства б/с 5, 6, 7, 8, 9 и магазин, <...>; далее присвоен адрес б/с 6: <...> – письмо администрации г. Иркутска от 13.11.2014 № 957-74-5961/14).

Согласно представленному Службой в материалы дела положительному заключению государственной экспертизы № 1231-13/97-37-0999/02 от 02.04.2012 по указанному МКД отопление водяное, система отопления для жилых домов однотрубная с вертикальными стояками, попутным движением теплоносителя и разводкой магистральных труб по подвалу. Нагревательные приборы: алюминиевые радиаторы «Colidor». Регулирование теплоотдачи приборов осуществляется при помощи клапана терморегулятора с термостатическим элементом RA2000 фирмы Данфосс. Система отопления и горячего водоснабжения присоединяются к наружным сетям в индивидуальных распределительных узлах, расположенных в каждой блок-секции.

Как следует из материалов дела и установлено судом (исх. № 133 от 19.06.2017, вх. № 371 от 07.06.2017) Обществом в адрес Службы было сообщено, что информации об оснащении жилых и нежилых помещений МКД № 313, приборами учета тепловой энергии (распределителями), в управляющей организации нет. Монтажная карта на установленные распределители, при вводе в эксплуатацию МКД застройщиком не передавалась. Ведомости показаний общедомовых приборов нет, РСО передаются только справки о теплопотреблении. Энергетического паспорта МКД нет. Также обществом представлены в Службу акты повторного допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, утв. ООО «Иркутскэнергосбыт» от 30.10.2015, 01.03.2016 по адресу ул. Байкальская, 269 ЦТП (в качестве информации об оснащенности МКД общедомовыми приборами учета тепловой энергии). В дополнение на исх. 133 от 19.06.2017 обществом направлены копии ведомости показаний общедомового прибора учета за 2015, 2016 г.г. по теплосчетчику, расположенному по адресу Байкальская, 269 ЦТП.

В Службу заявителем по жалобе представлены показания распределителей, полученные из системы ИСТА-РУС, согласно которым в спорном МКД 313 (ранее Байкальская, 269-6) установлен тип прибора – распределитель, с указанием арт №, серийного № по каждой квартире.

Выдавая обществу оспариваемое предписание, Служба пришла к выводу о том, что МКД 313 установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии и имеются индивидуальные приборы учета тепловой энергии (распределители), установленных в жилых и нежилых помещениях.

Вместе с тем, как указало Общество и материалами дела подтверждается, что в МКД 313 имеются установленные в жилых помещениях распределители, а не приборы учета тепловой энергии. Указанное, не опровергнуто Службой, также подтверждается, положительным заключением государственной экспертизы № 1231-13/97-37-0999/02 от 02.04.2012 по указанному МКД, указывающему на вертикальную разводку системы отопления; показаниями распределителей, полученные из системы ИСТА-РУС; письмом от 06.09.2017 службы государственного строительного надзора Иркутской области в ответ на запрос от 05.09.2017, которым направлены службе жилищного надзора следующие документы: выкопировку из проектной документации шифр 192/ГП-6-ОВ «Отопление, вентиляция и кондиционирование» с указанием места расположения узла регулирования системы отопления здания, схемы распределительного узла с экспликацией установленного оборудования, разрешение на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки 21/257 от 11.11.2014, выданный Енисейским управлением Ростехнадзора; акт осмотра тепловой энергоустановки № 8.21/257/2014 от 11.11.2014, выданный Енисейским управлением ростехнадзора, монтажные карты на установку индивидуальных приборов учета тепловой энергии (распределителей тепловой энергии); актом приемки в эксплуатацию системы счетчиков распределителей тепловой энергии от 2014 г. по б/с 5, 6, 7, 8, 9, составленным между застройщиком и подрядчиком (установлен тип счетчика тепловой энергии Допримо 3 изготовитель ООО «ИСТА-РУС», согласно инструкции производителя является устройством для распределения тепловой энергии (распределитель)).

Принимая во внимание, что жилые помещения в МКД 313 оборудованы распределителями, то при расчете платы за коммунальную услугу отопление с учетом их показаний, важным условием является оборудование многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (п. 2 Правил № 354).

Представленный Службой в материалы дела акт осмотра тепловой установки № 21/257/2014 от 11.11.2014, утвержденный Енисейским управлением Ростехнадзора, судом не принимается в подтверждение наличия общедомового прибора учета в МКД 313, поскольку свидетельствует об обследовании тепловых сетей от ЦТП до б/с 7, 8; б/с 4,5,6,7,8,9;                а п.1.1.3 указанного акта содержит указание на единственный прибор технического учета тепловой энергии ЦТП, тип прибора КМ 5-4, заводской № 364671, срок госповерки 05.07.2017, по всем указанным блок-секциям, расположенным по адресу Иркутск, ул. Байкальская, 269.

Согласно актам повторного допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, утв. ООО «Иркутскэнергосбыт» от 30.10.2015, 01.03.2016, произведен технический осмотр приборов учета узла тепловой энергии и теплоносителя потребителя (ранее ООО «Квадратура») после ООО «УК «Алтернатива плюс», в том числе прибора КМ 5-4, заводской № 364671, по адресу ул. Байкальская, 269 ЦТП, который согласно материалам дела, в том числе согласно дополнительному соглашению к договору теплоснабжения и горячего водоснабжения №9863 от 01.12.2014, акту осмотра тепловой установки № 21/257/2014 от 11.11.2014 Ростехнадзора, объединяет группу жилых домов (включая магазин и автостоянку).

Как следует из представленного заявителем в материалы дела акта ООО «ИРКУТСКЭНЕРГОСБЫТ» от 13.08.2015 на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на систему отопления и горячего водоснабжения по адресу <...>, отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности – требуется реконструкция циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения.

Также в акте ООО «ИРКУТСКЭНЕРГОСБЫТ» от 13.08.2015 указано, что жилой дом оборудован «групповым» прибором учета тепловой энергии, который расположен в ИТП жилого дома по ул. Байкальская, 311 и учитывает теплопотребление жилых домов ул. Байкальская, 311, ул. Байкальская, 313, ул. Байкальская, 315.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил № 354, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно п. 3.9ГОСТ Р 56501-2015. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст) центральный тепловой пункт (ЦТП): совокупность устройств, приборов, автоматики и оборудования, обеспечивающих работоспособность, управление режимами теплопотребления, присоединение систем теплоснабжения двух и более многоквартирных домов к тепловой сети, трансформацию и регулирование параметров теплоносителя.

Таким образом, ни ЦТП, тип прибора КМ 5-4, заводской № 364671 по адресу ул. Байкальская, 269, ни групповой прибор учета расположенный в ИТП жилого дома по ул. Байкальская, 311, не является общедомовым прибором учета МКД № 313 в понятии приведенном в п. 2 Правил № 354.

В соответствии со ст. 65, 200 обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В нарушение указанных норм Службой не представлено суду доказательств оборудования МКД 313 в проверяемом периоде общедомовым прибором учета тепла, необходимого при определении доли объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

Довод Службы о том, что дом введен в эксплуатацию в 2014 г., т.е. после 01.01.2012, поэтому должен быть оборудован как индивидуальным, так и общедомовым прибором учета тепла в силу ч.7 с. 13  Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ, судом не принимается, поскольку Службой при проведении проверки не устанавливалось и суду не представлено доказательств того, что проектная документация по МКД была разработана и направлена на государственную экспертизу после вступления в силу данных требований энергетической эффективности, установленных Федеральным законом N 261-ФЗ (пункт 2 части 1 статьи 48 Федерального закона N 261-ФЗ).

В любом случае суд считает, что при отсутствии в МКД общедомового прибора учета, начисление платы (корректировка) за коммунальную услугу по отоплению в помещении, которое оборудовано распределителем, не может быть произведено  в соответствии с п. 23 Правил № 307 (подпунктом 2, 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) и п. 42(1) Правил № 354 (по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2).

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Согласно п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно требованиям Правил № 354 процедура ввода прибора учета в эксплуатацию включает в себя его установку, проверку установленного прибора учета на соответствие положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил N 354, установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81 (8) Правил N 354), оформление акта ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (6) Правил N 354).

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (7) Правил N 354).

Из анализа приведенных норм следует, что доказательством ввода прибора учета в эксплуатацию является составление соответствующего акта ввода прибора учета.

Службой не представлены, и в материалах дела отсутствуют доказательства ввода в эксплуатацию как общедомового прибора учета тепловой энергии МКД № 313, так и установленных индивидуальных распределителей в помещениях МКД.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.6 МДК 4-07.2004 «Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты» распределители теплоты должны быть смонтированы и введены в эксплуатацию не менее чем в 75% помещений многоквартирного дома.

Доказательств введения в эксплуатацию не менее чем в 75 % помещений МКД № 313 распределителей Службой не представлено, в материалах дела не имеется.

В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ Службой не доказана возможность Общества в расчете платы за коммунальную услугу отопление (корректировки) в жилых помещениях учитывать показания распределителей установленных в помещениях МКД 313, не доказано нарушение управляющей организацией п. 23 Правил № 307 (подпунктом 2, 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) и п. 42(1) Правил № 354 (по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2).

Исходы из вышеизложенных правоположений, установленных по делу обстоятельств, учитывая отсутствие в материалах дела документальных подтверждений установки в МКД  313 общедомового прибора учета тепловой энергии, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого предписания, не соответствии его Жилищному кодексу Российской Федерации, нарушении прав и законных интересов Общества, поскольку в отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений, незаконно возлагается на Общество обязанность по их устранению.

Несоответствие ненормативного правового акта государственного органа закону и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания такого акта недействительным.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬТЕРНАТИВА ПЛЮС"  подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬТЕРНАТИВА ПЛЮС" при подаче заявления в суд государственной пошлины по платежному поручению от 18.09.2017 № 733 в сумме 3000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя со Службы государственного жилищного надзора Иркутской области.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ № 1164/17 от 29.06.2017, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альтернатива плюс», как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Обязать СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать со СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «АЛЬЕРНАТИВА ПЛЮС» расходы по государственной пошлине в размере  3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                Г.В. Ананьина