ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18954/18 от 17.09.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-18954/2018

24.09.2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.09.2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.09.2018 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Кузьминой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 26.07.2018 № 14270А об отказе в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности;

от Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области: ФИО2, представителя по доверенности, ФИО3, представителя по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» (далее по тексту - Общество, ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС») обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее по тексту – инспекция, регистрирующий орган) от 26.07.2018 № 14270А об отказе в государственной регистрации.

Представитель заявителя ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

По мнению заявителя, отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, по причине недостоверности сведений об адресе его места нахождения, является необоснованным и незаконным.

По мнению Общества, причиной неполучения корреспонденции, на которую ссылается регистрирующий орган в оспариваемом решении, является неверное указание отправителем индекса отделения почтовой связи, к которому относится адрес места регистрации получателей корреспонденции.

Кроме того, заявитель полагает, что наличие родственных связей между руководителями (учредителями) разных организаций зарегистрированных по одному адресу также не может являться основанием для отказа Обществу в регистрации.

Общество указывает на то, что доводы регистрирующего органа об отсутствии его исполнительного органа по новому адресу не соответствуют действительности и отмечает, что генеральный директор ФИО5 постоянно находится по указанному адресу, а звонок на входной двери в исправном состоянии.

Представитель регистрирующего органа ФИО2 требования заявителя не признала, привела доводы, изложенные в отзыве на заявление, пояснив, что основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы инспекции о том, что указанный в заявлении ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» адрес его места нахождения, используется Обществом в целях реорганизации и ликвидации различных юридических лиц и без намерения использовать этот адрес для осуществления связи с юридическим лицом.

Инспекция считает, что представленные в регистрационный орган документы не подтверждают права собственности лица, подписавшего Обществу гарантийное письмо, на жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14.

Регистрирующий орган отмечает, что в ходе обследования помещения, указанного в заявлении по форме №Р13001, каких либо вывесок, указателей, свидетельствующих о месте нахождения ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14 не обнаружено. Почтовый ящик для почтовой корреспонденции по указанному адресу отсутствует.

Кроме того, инспекцией установлено, что по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14 ранее были зарегистрированы 9 юридических лиц, 8 из которых в настоящее время находятся либо в стадии реорганизации, либо по ним принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, либо находятся в стадии банкротства, либо ликвидированы.

В судебном заседании 10.09.2016г. в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы до 14.09.2016г. и до 17.09.2018г.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.02.2015г., ОГРН <***>, с 27.02.2015г. состоит на налоговом учете в ИФНС России №27 по г. Москве.

В регистрирующий орган 19.07.2018г. Обществом были представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части изменения адреса места нахождения юридического лица, в том числе: заявление по форме Р13001, Устав юридического лица, Решение единственного участника от 18.06.2018г., гарантийное письмо.

Поскольку в качестве нового адреса места нахождения ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» заявлено помещение, являющееся адресом места жительства руководителя Общества ФИО5 и находящееся на земельном участке, принадлежащем ФИО6, который в представленном гарантийном письме от 18.06.2018г. не подтвердил право собственности на указанное жилое помещение, инспекцией с целью проведения проверки достоверности представленных сведений, принято решение от 26.06.2018г. о приостановлении государственной регистрации.

По результатам проведенной проверки инспекцией 26.07.2018г. принято решение №14270А об отказе в государственной регистрации в связи с наличием признаков недостоверности в представленных на проверку документах в отношении адреса (места нахождения) юридического лица.

Не согласившись с решением регистрирующего органа, Общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (Управление).

Решением УФНС России по Иркутской области от 21.08.2018г. №26-17/019375@ жалоба ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» оставлена без удовлетворения.

Заявитель, считая, что решение регистрирующего органа от 26.07.2018г. №14270А об отказе в государственной регистрации является незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела документы суд полагает, что требование ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 26.07.2018г. №14270А об отказе в государственной регистрации не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. При этом в пункте "а" данной статьи указано, что сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации учредительных документах, иных документах, заявлении о государственной регистрации должны быть достоверны и подтверждены заявителем.

Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено привлечение заявителей к установленной законодательством Российской Федерации ответственности за представление недостоверных сведений.

Из содержания указанных выше норм следует, что необходимым условием для государственной регистрации юридического лица является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренного соответствующей главой Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, но и полнота и достоверность указанной в заявлении информации, в том числе подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных им необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Установленный названным Федеральным законом ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его создании, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.

Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная на основании полного пакета документов, по своему наименованию соответствующих требованиям Закона №129-ФЗ и содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации юридического лица при его создании является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица.

Согласно подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, в том числе, об адресе (месте нахождения) юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

На основании ч. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

30.06.2013 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", в соответствии с которым внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-Ф3129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В силу требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении бремени доказывания, соответствующие обстоятельства, послужившие основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, должны быть подтверждены доказательствами, представленными этим органом.

Такие доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, регистрирующим органом проведена проверка достоверности данных в отношении адреса места нахождения ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС», указанных в заявлении по форме №Р13001 и документах представленных для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

По результатам проверки инспекцией установлено (протоколы от 03.07.2018 № 488, от 23.07.2018 № 510), что по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14 расположен 2-х этажный кирпичный дом (коттедж). Территория, прилегающая к дому, обнесена забором из профлиста, с установленными в нем воротами и входной дверью со звонком (дверь закрыта, никто не открывает). Вывески, указатели, свидетельствующие о местонахождении ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» ИНН <***>. отсутствуют. Так же отсутствует ящик для почтовой корреспонденции.

В подтверждение того, что собственник объекта недвижимости по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14 разрешает регистрировать юридические лица по данному адресу заявителем представлено гарантийное письмо ФИО6 Вместе с тем, документальных доказательств того, что ФИО6 является собственником указанного помещения в материалах дела не имеется.

Приложенная к гарантийному письму от 18.06.2018г. копия свидетельства о государственной регистрации от 02.12.2008г. серии 38 АГ 906738 не является надлежащим доказательством по делу, поскольку указанное свидетельство подтверждает право собственности ФИО6 на земельный участок по адресу: Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14, а не на помещение, в котором предполагается нахождение ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС».

Кроме того, при проведении проверки достоверности указанного адреса регистрирующим органом установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ по заявленному адресу ранее было зарегистрировано 9 юридических лиц: ООО «САКУРА» ОГРН <***>. ООО «ВЭРИТАС» ОГРН <***>, ООО «УЛЬТРАМАРИН» ОГРН <***> (зарегистрированы по данному адресу при создании), ООО «ПРОПАН-БУТАН» ОГРН <***>, ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ХОЗКОМПЛЕКТ» ОГРН <***>. ООО «ПРОФЕССИОНАЛ» ОГРН <***>. ООО «АРГО-ОСНОВА» ОГРН <***>. ООО «БЕСТМАР» ОГРН <***>, ООО «СТРОЙТОРГ» ОГРН <***> (ранее были зарегистрированы в различных регионах Российской Федерации).

Указанные организации, за исключением ООО «САКУРА», в настоящий момент находятся либо в стадии реорганизации, либо по ним принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, либо находятся в стадии банкротства, либо ликвидированы.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует о том, что спорный адрес является адресом регистрации большого количества юридических лиц, связь с которыми по этому адресу невозможна.

Ссылку заявителя на полученные им почтовые отправления в отношении ООО «УЛЬТРАМАРИН» и ООО «ПРОФЕССИОНАЛ» суд считает несостоятельной, поскольку, согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «УЛЬТРАМАРИН» не является действующей организацией, а ООО «ПРОФЕССИОНАЛ» находится в стадии ликвидации.

Доводы заявителя о том, что причиной неполучения корреспонденции, на которую ссылается регистрирующий орган в оспариваемом решении, является неверное указание отправителем индекса отделения почтовой связи - 664528, поскольку согласно данным ФИАС адресу:Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14 присвоен индекс - 664523, подлежат отклонению судом в связи с тем, что согласно ответу УФПС Иркутской области от 16.08.2018г. адрес:Иркутская область, Иркутский район, рп. Маркова, мкр. Сергиев Посад, ул. Липовая, д.14, относится к зоне обслуживания передвижного отделения связи.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что документы, представленные ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, содержат недостоверные сведения об адресе места нахождения Общества.

Адрес, указанный в документах, представленных ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» при государственной регистрации, является адресом большого количества иных юридических лиц, в отношении которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна; данный адрес относится к зоне обслуживания передвижного отделения связи, однако ни вывески, ни указателя, свидетельствующих о местонахождении ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС», ни ящика для почтовой корреспонденции по спорному адресу не имеется; лицо, подписавшее гарантийное письмо на предоставление Обществу юридического адреса, не подтвердило право собственности на указанный адрес.

При изложенных обстоятельствах, суд соглашается с доводами регистрационного органа о невозможности использовать, указанный в документах, представленных ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» при государственной регистрации, для осуществления связи с названным юридическим лицом.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 08.02.2011 № 12101/10, заявление о государственной регистрации общества, содержащее недостоверные сведения, должно считаться не представленным в регистрирующий орган.

С учетом изложенного, суд считает, что регистрирующий орган обоснованно не принял заявление ООО «ЦЕНТРДОРСЕРВИС» в качестве документа, предусмотренного в перечне документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, и отказал в государственной регистрации изменений на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ в связи с непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с ч.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 26.07.2018 № 14270А об отказе в государственной регистрации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В. Луньков