ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19133/15 от 06.09.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-19133/2015

13.09.2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.09.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.09.2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.Д.Ткачевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Авиакомпания «Ангара» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании частично недействительным решения от 10.09.2015г. № 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителей по доверенности;

от ИФНС: ФИО5, ФИО6, ФИО7, представителей по доверенности;

от третьего лица Министерства территориального развития Забайкальского края: не явилось;

от третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай: не явило

сь,

установил:

Закрытое акционерное общество «Авиакомпания «Ангара» (далее - заявитель, ЗАО «Авиакомпания «Ангара», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (далее – инспекция, налоговый орган) от 10.09.2015г. № 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22148451руб., пени в сумме 5829346руб., штрафа в сумме 289083руб.

Представители ЗАО «Авиакомпания «Ангара» в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и дополнительных пояснениях, пояснив, что денежные средства в виде субсидий выделялись Обществу, как перевозчику, на организацию выполнения регулярных социально-значимых рейсов и в соответствии с положениями статей 38, 78 Бюджетного кодекса РФ, имели безвозмездный характер.

Заявитель полагает, что Министерство территориального развития Забайкальского края и Министерство регионального развития Республики Алтай не являются покупателями услуг по авиаперевозке. Услуга по перевозке предоставляется непосредственно пассажирам. По мнению Общества, в соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ наличие билета и багажной квитанции удостоверяет заключение договора перевозки напрямую с пассажиром. Таким образом, заявитель считает, что для установления правовой природы спорных сумм субсидий, полученных ЗАО «Авиакомпания «Ангара», определяющий характер должна иметь цель, преследуемая субъектами Российской Федерации при передаче соответствующих денежных средств.

Общество указывает на то, что заключая договоры на организацию перевозок (транспортного обслуживания населения) воздушным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Забайкальского края и предоставляя субсидии соответствующее министерство согласовало тариф на пассажирские перевозки в размере приемлемом для населения, путем установления фиксированной цены, что является ничем иным, как одним из способов прямого регулирования и не может рассматриваться как договорная цена.

Заявитель ссылается на то, что расчет тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях, оказываемые Обществом за 2011, 2012 годы был утвержден Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, тем самым, по мнению заявителя, были подтверждены заявленные авиакомпанией объемы затрат и тарифы, используемые для перевозки пассажиров.

Поскольку в 2013 году ЗАО «Авиакомпания «Ангара» осуществляло авиаперевозки не только на основании договора, заключенного с Министерством территориального развития Забайкальского края, но и на основании Приказа уполномоченного на государственное регулирование органа об установлении тарифа, Общество считает противоречащими действующему законодательству выводы налогового органа о том, что ЗАО «Авиакомпания «Ангара» выполняя в 2013 году авиаперевозки по маршруту Чита-Чара-Чита и получая из бюджета Забайкальского края субсидию, была обязана сумму субсидии учитывать в налоговой базе по НДС по причине отсутствия государственного регулирования тарифов. Министерство территориального развития Забайкальского края является единственным уполномоченным органом Забайкальского края в сфере транспортного обслуживания, в связи с чем, при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях в межмуниципальном и пригородном сообщении самостоятельно производит согласование стоимости авиаперевозок, как исполнительный орган власти.

На территории Республики Алтай в целях развития транспортной инфраструктуры, включая развитие региональных и местных авиаперевозок, осуществляется государственная поддержка авиаперевозчиков на основании Республиканской целевой программы на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай № 198 от 16.09.2010г. В соответствии с законодательством Республики Алтай и условий соглашений, подписанных ЗАО «Авиакомпания «Ангара» следует, что денежные средства выделялись Обществу из бюджета Республики Алтай в порядке оказания перевозчику финансовой поддержки, в целях развития транспортной инфраструктуры Республики и небыли связаны с оплатой за реализованные услуги.

Заявитель также указывает, что сумма произведенных ЗАО «Авиакомпания «Ангара» расходов на выполнение рейсов не может быть одинаковой каждый месяц, так как расходы содержат статьи затрат, сумма которых не является фиксированной на определенный период времени и подлежит корректировке, в зависимости от цен сторонних организаций оказывающих услуги Обществу.

Таким образом, по мнению заявителя, учитывая применение ЗАО «Авиакомпания «Ангара» государственно регулируемых цен, в соответствии с п.2 ст. 154 налогового кодекса РФ, суммы субсидий не должны быть включены в налогооблагаемую базу по НДС.

Поскольку сумма субсидий, предоставленная из бюджета Забайкальского края не связана с расчетом по оплате за реализованные услуги и не является выручкой, а Министерство регионального развития Республики Алтай не является покупателем услуг по авиаперевозке, заявитель считает, что при определении налогооблагаемой базы по НДС не могут быть применимы и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.

Кроме того Общество полагает, что инспекцией в нарушение положений п.4 ст.164 Налогового кодекса РФ, искусственно увеличена сумма полученных налогоплательщиком субсидий на сумму НДС и тем самым искусственно увеличена налоговая база, сам налог, а также пеня и штраф по НДС.

Представители ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска в судебном заседании требования заявителя не признали, сославшись на законность оспариваемого решения.

По мнению налогового органа, полученные налогоплательщиком в 2011-2013 годах субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки, или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых Российским законодательством, в связи с чем подлежат налогообложению по НДС в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.

По мнению налогового органа, в период 2011-2013 годов государственное регулирование тарифов на территории Забайкальского края отсутствовало. Тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях по маршруту «Чита-Чара-Чита» установлены и введены в действие региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Приказом от 13.05.2013г.

Кроме того налоговый орган считает, что принцип получения ЗАО «Авиакомпания «Ангара» субсидии от Министерства территориального развития Забайкальского края в 2011-2013годах противоречит общему смыслу бюджетного субсидирования затрат или недополученных доходов в связи с государственным регулированием тарифов на авиаперевозки. По мнению инспекции, основным фактором получения субсидий ЗАО Авиакомпания «Ангара» от Министерства территориального развития Забайкальского края являлось не применение Обществом государственных регулируемых цен, а компенсация недополученные доходов, возникающих в связи с применением сниженных тарифов и неполной загрузкой самолетов.

Налоговый орган полагает, что применяемый заявителем принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО «Авиакомпания «Ангара» из бюджета Забайкальского края, не отражает возмещение затрат, понесенных Обществом в связи с применением согласованных сторонами тарифов. При наличии государственно установленного тарифа и фактической экономически обоснованной цены на услуги, субсидированию, по мнению налогового органа, подлежит разница между данными показателями (в отношении всех проданных билетов), а не разница между общей суммой выручки, полученной от произведенных авиаперевозок, и общей суммой расходов, понесенных на данные авиаперевозки.

Инспекция также указывает на то, что авиарейсы по маршруту Новосибирск-Горно-Алтайск-Новосибирск являются межсубъектными, а, следовательно, государственное регулирование тарифов на подобные авиарейсы законодательством не предусмотрено.

Налоговый орган считает, что представленными налогоплательщиком отчетами не подтверждается применение тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск. Согласно указанным отчетам размер субсидий определен налогоплательщиком как разница между суммой выручки, полученной от осуществления перевозок пассажиров, и произведенных организацией расходов за месяц. Поскольку данную разницу Общество компенсировало за счет средств бюджета Республики Алтай путем получения субсидий, по мнению инспекции, фактически заявителю были возмещены суммы недополученных доходов.

Таким образом налоговый орган полагает, что применяемый налогоплательщиком принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО «Авиакомпания «Ангара» из бюджета Республики Алтай, также не отражает возмещение затрат, понесенных организацией в связи с применением согласованных сторонами тарифов.

Кроме того, налоговый орган указывает на то, что ЗАО «Авиакомпания «Ангара» при предъявлении Министерству территориального развития Забайкальского края и Министерству регионального развития Республики Алтай расчетных документов (Отчетов и Расчетов) по подлежащим к выплате суммам субсидий за 2011-2013гг. не включало в них сумму подлежащего к перечислению НДС. Поскольку суммы денежных средств, фактически полученных ЗАО «Авиакомпания «Ангара» в 2011-2013 годах из бюджетов Забайкальского края и Республики Алтай не включают в себя суммы НДС, основания для выделения из них НДС при применении расчетной ставки 18/118, по мнению налогового органа, отсутствуют. Тем самым, инспекция считает, что ЗАО «Авиакомпания «Ангара» обязано перечислить в бюджет сумму НДС, определенную расчетным методом по ставке 18% / 118% применительно к налоговой базе, которая определяется как сумма полученных денежных средств из бюджетов Забайкальского края и Республики Алтай за реализованные услуги с учетом налога.

Министерство территориального развития Забайкальского края, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, в представленных письменных пояснениях от 21.06.2016г. поддержало позицию заявителя.

Министерство регионального развития Республики Алтай, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилось, в представленном отзыве от 29.08.2016г. исх. №4456, пояснило, что Министерство регионального развития Республики Алтай предоставляет субсидию на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск-Горно-Алтайск-Новосибирск, периодичностью - круглый год, воздушным судном АН-24 на основании ежемесячных расчетов, предоставляемых ЗАО «Авиакомпания «Ангара». В сумму субсидии включение суммы НДС отдельно не предусматривалось. Субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск-Горно-Алтайск-Новосибирск представляют собой государственную поддержку авиаперевозчика направленную на развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай и не являются оплатой реализованных авиакомпанией услуг.

В судебном заседании 31.08.2016г. в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 06.09.2016г.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Авиакомпания «Ангара» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.05.2005г., ОГРН <***>.

Налоговым органом на основании решения от 24.12.2014г. №13-16/20-3465 проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2011г. по 31.12.2013г.

Проверкой установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:

- неполная уплата налога на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 2-4 кварталы 2013 года в сумме 22148451руб. в результате занижения налоговой базы;

- несвоевременное и неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц за период 2011-2013 годов в сумме 14425070руб.

По результатам проверки составлен акт от 22.06.2015 г. №12-21/7-971, на основании которого, с учетом представленных налогоплательщиком возражений от 24.07.2015 №4900, принято решение от 10.09.2015г. №12-23/17/1257 о привлечении ЗАО «Авиакомпания «Ангара» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа сумме 289083руб., статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 1221612руб.

На суммы неуплаченных налогов инспекцией по состоянию на 10.09.2015г. начислены пени в размере 9024917руб., в том числе: 5829346руб. – по налогу на добавленную стоимость, 3195571руб. - по налогу на доходы физических лиц.

Решением налогового органа налогоплательщику предложено уплатить доначисленные штрафы и пени в вышеуказанных суммах, налоги в общей сумме 25730696руб., в том числе: 22148451руб. – налог на добавленную стоимость, 3582245руб. - налог на доходы физических лиц, а также, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО «Авиакомпания «Ангара» обжаловало его в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее Управление)

Решением Управления от 18.11.2015г. №26-13/019572@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Заявитель, считая, что решение от 10.09.2015г. № 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22148451руб., пени в сумме 5829346руб., штрафа в сумме 289083руб. не соответствует законодательству о налогах и сборах, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях главы 21 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно нормам пунктов 1 и 2 статьи 157 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога).

При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

При этом, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

К подобным суммам финансовой помощи относятся также суммы субсидий, предоставляемых налогоплательщикам бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам установлен статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 154 Налогового Кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Из буквального толкования указанной нормы, субсидии, при определении налоговой базы, не учитываются в случае применения налогоплательщиком 1) государственных регулируемых цен или 2) льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Таким образом, исключительно с наличием указанных условий закон связывает право налогоплательщика на определение налоговой базы без учета получаемых субсидий. Указанный перечень является исчерпывающим.

Как следует из решения от 10.09.2015г. № 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, основанием для его вынесения в оспариваемой части явились выводы налогового органа о неправомерном не исчислении ЗАО «Авиакомпания «Ангара» налога на добавленную стоимость с суммы полученных от Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства регионального развития Республики Алтай бюджетных средств в виде субсидий в общей сумме 123046951руб. на цели, не связанные с государственным регулированием цен и применением льгот (установленных законодательством Российской Федерации).

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде между ЗАО «Авиакомпанией «Ангара» (Перевозчик) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчик) в соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края», Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010г. № 49 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок», Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве Правительства Забайкальского края и ЗАО «Авиакомпанией «Ангара» от 01.11.2010г. заключены договоры «На организацию транспортного обслуживания населения воздушным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Забайкальского края» от 11.01.2011г. № 445, от 02.03.2012г. № 07/2012-76, от 11.01.2013г. № А/9-13/31.

Из условий названных договоров следует, что заказчик обязуется предоставлять субсидии для возмещения части затрат, связанных с выполнением социально значимых регулярных авиаперевозок, осуществляемых Перевозчиком по маршруту «Чита – Чара – Чита», в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законами Забайкальского края от 23.12.2010 № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

Согласно порядку расчетов по договорам перевозчик предоставляет Заказчику отчет о фактических расходах по рейсам с расчетом объема затрат, подлежащего возмещению.

Статья 14 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края» предусматривает меры государственной поддержки деятельности перевозчиков в целях организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории края, в числе которых указано предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении, субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов при перевозке пассажиров, зарегистрированных на территории Забайкальского края, за счет средств бюджета субъекта.

Порядок предоставления указанных субсидий определялся в проверяемом периоде постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010г. № 49 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок», в соответствии с которым субсидии перечисляются перевозчикам, заключившим договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок с Министерством территориального развития Забайкальского края, в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок на территории Забайкальского края.

Из отчетов ЗАО «Авиакомпания «Ангара» «о затратах в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих в результате выполнения социально-значимых перевозок воздушным транспортом на территории Забайкальского края», составленных организацией за каждый месяц 2011-2013гг. следует, что сумма затрат (субсидий), подлежащих возмещению Обществу из бюджета Забайкальского края, рассчитывается как разница между полученной выручкой и произведенными расходами за месяц.

Налоговым органом проведен анализ расчётов затрат, отраженных в представленных ЗАО «Авиакомпания «Ангара» отчетах и установлено, что сумма субсидий напрямую зависит от суммы полученной организацией выручки, которая в свою очередь может изменяться в зависимости от стоимости билетов и количества перевезенных пассажиров. При применении пониженных тарифов на перевозки и неполной загрузке самолета авиакомпания имеет выручку гораздо меньшую, чем в том случае, если бы все посадочные места самолета были заняты и стоимость билетов пассажиров была максимальной в соответствии с условиями заключенных договоров. При этом сумма понесенных расходов на рейс будет одинаковой за один и тот же рейс вне зависимости от количества пассажиров и стоимости их билетов. Разницу между суммой выручки и суммой расходов авиакомпания компенсирует за счет средств бюджета Забайкальского края путем получения субсидий по договорам, таким образом, фактически обществу возмещаются суммы недополученных доходов.

Согласно отчетам ЗАО «Авиакомпания «Ангара» суммы затрат (субсидий), подлежащих возмещению за 2011 год составили 23446 тыс. руб., 2012 год –32077 тыс. руб., 2013 год - 31788 тыс. рублей.

В бухгалтерском учете ЗАО «Авиакомпания «Ангара» суммы затрат, подлежащие возмещению из бюджета Забайкальского края в связи с осуществлением социально-значимых авиаперевозок, начисленные на основании вышеуказанных отчетов, отражаются по дебету счета 76 «Разные дебиторы, кредиторы» (субсчет 76.5) в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.1 «Прочие доходы»).

При этом фактически полученные обществом от Министерства территориального развития Забайкальского края денежные средства (субсидии) составили в 2011 году – 23446182руб., в 2012 году – 32000800 руб., в 2013 году – 23722500руб. и отражаены в бухгалтерском учете организации по кредиту счета 76 «Разные дебиторы, кредиторы» (субсчет 76.5) в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетный счет».

Фактически полученные суммы субсидий включаются организацией в состав прочих доходов и не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем, представленными налогоплательщиком отчетами не подтверждается применение в проверяемом периоде пониженных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, а заявленный налогоплательщиком принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО «Авиакомпания «Ангара» из бюджета Забайкальского края, не отражает возмещение затрат, понесенных организацией в связи с применением согласованных сторонами тарифов.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд соглашается с выводами налогового органа о том, что полученные налогоплательщиком в 2011-2013гг. субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки, или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых российским законодательством. В связи с чем, указанные субсидии подлежат налогообложению по НДС в общеустановленном порядке, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.

Доводы заявителя и Министерства территориального развития Забайкальского края о том, что расчет тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях, оказываемые Обществом за 2011, 2012 годы, был утвержден Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края и тем самым были подтверждены заявленные авиакомпанией объемы затрат и тарифы, используемые для перевозки пассажиров суд считает необоснованными.

Заключения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 13.05.2013г. и от 21.11.2013г. по расчету тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях, оказываемые ЗАО Авиакомпания «Ангара», в 2011-2013 годах не могут рассматриваться как нормативные правовые акты, устанавливающие государственное регулирование тарифов поскольку, механизм реализации государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», на территории Забайкальского края нормативно не закреплен. Доказательств обратного ни заявителем, ни третьим лицом в материалы настоящего дела не представлено.

Ссылку ЗАО Авиакомпания «Ангара» и Министерства территориального развития Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22.12.2015г. по делу № А78-11153/2015 суд также считает несостоятельной, поскольку в рамках указанного дела рассматривался спор вытекающий из гражданских правоотношений по взысканию с Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края убытков в пользу ЗАО Авиакомпания «Ангара». Обстоятельства, связанные с применением налогового законодательства в рамках дела №А78-11153/2015 судом не исследовались.

Между ЗАО Авиакомпанией «Ангара» (Получатель) и Министерством регионального развития Республики Алтай (Министерство) на основании Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006г. № 99, Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 14.03.2011г. № 43, протоколом сопоставления и оценки заявок, заключены Соглашения от 16.03.2012 и от 26.05.2011г., в соответствии с которым Министерство предоставляет субсидию на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск, периодичностью – круглый год (от двух до четырех раз в неделю) на основании ежемесячных расчетов, предоставляемых Получателем.

Проверкой установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006г. ЗЧ 55 «О Комитете по тарифам Республики Алтай» Комитет по тарифам Республики Алтай является республиканским органом исполнительной власти, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен), в т.ч. цен на услуги транспортных организаций по Перечню, утвержденному Постановлением Правительством № 239. При этом в полномочия Комитета по тарифам не входит установление тарифов и цен на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях. Правительством Республики Алтай нормативно-правовые акты в отношении регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях не принимались.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.09.2010г. № 198 (в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 19.06.2012г. № 155) утверждена республиканская целевая программа «Развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай на 2011 - 2015 годы», задачами которой являются, в том числе оказание мер государственной поддержки организациям в сфере воздушного транспорта и обеспечение доступности авиаперевозок отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. № 1211.

В Приложении № 9 к республиканской целевой программе «Развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай на 2011 - 2015 годы» приведен порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров (далее – Порядок).

Согласно подпунктам 3, 4, 8-10 Порядка право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим с Министерством регионального развития Республики Алтай договор о предоставлении субсидии (далее - договор).

Для заключения договора авиаперевозчик ежегодно, не позднее 7 марта (в 2012 году не позднее 31 мая), представляет в уполномоченный орган заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу, составленное в произвольной форме, с указанием маршрутов и типов воздушных судов, которые планируется использовать при воздушной перевозке пассажиров.

Субсидия предоставляется авиаперевозчику ежемесячно и рассчитывается, как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира, указанного в приложении 1 к настоящему Порядку.

Предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу в установленном порядке в текущем году на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, в соответствии с договорами.

Для предоставления субсидии авиаперевозчик предоставляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в уполномоченный орган отчет авиаперевозчика о фактически перевезенных пассажирах и расчет причитающейся суммы субсидии в соответствии с приложением 2 настоящего Порядка.

К отчету о фактически перевезенных пассажирах и расчету причитающейся суммы субсидии авиаперевозчик прилагает реестр перевозных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу.

На основании заключенных соглашений по результатам фактически выполненных в 2011, 2012 годы социально значимых авиаперевозок на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск ЗАО «Авиакомпания «Ангара» в Министерство регионального развития Республики Алтай представлены расчеты размера субсидии авиаперевозчику на компенсацию потерь в доходах в связи с обеспечением воздушных перевозок пассажиров.

В представленных расчетах отражены суммы затрат, подлежащие возмещению (разница между суммой выручки, полученной от осуществления перевозок пассажиров, и произведенных организацией расходов за месяц с учетом лимита бюджетных обязательств) за 2011 год - в сумме 17200000 руб., 2012 год – в сумме 46541597 рублей.

В бухгалтерском учете ЗАО «Авиакомпания «Ангара» суммы затрат, подлежащие возмещению из бюджета Республики Алтай в связи с осуществлением социально-значимых авиаперевозок, начисленные на основании вышеуказанных расчетов, отражаются по дебету счета 76 «Разные дебиторы, кредиторы» (субсчет 76.5) в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.1 «Прочие доходы»).

При этом фактически полученные Обществом от Министерства регионального развития Республики Алтай денежные средства (субсидии) составляют в 2011 году – 17200000 руб., в 2012 году – 26677469 руб. и отражаются в бухгалтерском учете организации по кредиту счета 76 «Разные дебиторы, кредиторы» (субсчет 76.5) в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетный счет».

Указанные фактически полученные суммы субсидий включаются организацией в состав прочих доходов и не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Оценив имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд соглашается с доводами инспекции о том, что представленные налогоплательщиком отчеты авиаперевозчика не подтверждают применение тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск. Согласно данным отчетам размер субсидий определен как разница между суммой выручки, полученной от осуществления перевозок пассажиров, и произведенных организацией расходов за месяц. Указанную разницу заявитель компенсирует за счет средств бюджета Республики Алтай путем получения субсидий, таким образом, фактически Обществу возмещаются суммы недополученных доходов.

Таким образом, суд считает, что заявленный налогоплательщиком принцип расчета субсидий, получаемых ЗАО «Авиакомпания «Ангара» из бюджета Республики Алтай, не отражает возмещение затрат, понесенных организацией в связи с применением согласованных сторонами тарифов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что полученные налогоплательщиком в период 2011-2013 годов субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки, или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых Российским законодательством, и подлежат налогообложению по НДС в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя об искусственном увеличении инспекцией суммы полученных налогоплательщиком субсидий на сумму НДС, повлекшем увеличение налоговой базы, налога, пени и штрафа по НДС подлежат отклонению.

Поскольку суммы денежных средств, фактически полученные ЗАО «Авиакомпания «Ангара» в 2011-2013 годах из бюджетов Забайкальского края и Республики Алтай, не включают в себя суммы НДС, основания для «извлечения» из них НДС и применения к налоговой базе расчетной ставки 18/118 у налогового органа отсутствуют.

В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку факт неполной уплата налога на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 2-4 кварталы 2013 года в сумме 22148451руб. в результате занижения налоговой базы подтверждается материалами дела, начисление налоговым органом пеней на указанную задолженность в сумме 5829346руб. является правомерным.

Согласно п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно решению от 10.09.2015г. № 12-23/17-1257 ЗАО «Авиакомпания «Ангара» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа, размер которого уменьшен в десять раз на основании пунктов 2 и 3 статьи 112, пункта 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание выводы суда о правомерном доначислении Обществу налога на добавленную стоимость, суд считает, что налоговый орган обоснованно привлек ЗАО «Авиакомпания «Ангара» к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость с учетом обстоятельств смягчающих ответственность в виде штрафа в сумме 289083руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействия) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку судом установлено, что решение налогового органа от 10.09.2015г. № 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22148451руб., пени в сумме 5829346руб., штрафа в сумме 289083руб. соответствует нормам налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, требования заявителя о признании его незаконным удовлетворению не подлежат.

Обеспечительные меры в виде приостановления действия решения, принятые определением арбитражного суда от 02.12.2015г., подлежат отмене на основании части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 02.12.2015г., в виде приостановления действия пункта 1 таблицы пункта 5.1. решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 10.09.2015г. №12-23/17-1257  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые сохраняют свое действие до вступления решения в законную силу.

3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В. Луньков