ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19217/18 от 12.11.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-19217/2018

19.11.2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.11.2019 г.

Решение изготовлено в полном объеме 19.11.2019 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Максимовым И.В..,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 190000, <...>, ЛИТ.А)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664022, <...>)

третье лицо: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТРАНСОЙЛ» (ОГРН <***> ИНН <***>, место нахождения: 197046, <...>)

о взыскании 1 155 351 руб. 06 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность, паспорт, диплом,

от ответчика: ФИО2, доверенность, паспорт;

от третьего лица: не явился, извещен.

установил:

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" (далее - ответчик) о взыскании, с учетом принятых уточнений, 1 155 351 руб. 06 коп., в том числе: 1 113 000 руб. – штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 10 000 руб. – штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 29 318 руб. 39 коп. – убытки за возврат вагонов коммерчески непригодном состоянии, 3 032 руб. 67 коп. – убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии.

Третье лицо, извещённое надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилось, направил ранее отзыв.

Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик признал исковые требования в части начисления 40 500 руб. - штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 10 000 руб. – штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 19 318 руб. 39 коп. – убытков за возврат вагонов коммерчески непригодном состоянии, непокрытых неустойкой, 3 032 руб. 67 коп. – убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии; дал пояснения.

Истец пояснил, что ответчик погасил штрафы за нарушение сроков отправки вагонов в связи с оплатой претензий на сумму 78 000 руб.: № ГПН-Л-01/05/324 от 19.01.2018 на сумму 37 500 руб., № ГПН-Л-01/05/3959 от 20.04.2018 на сумму 1 500 руб.; № ГПН-Л-01/05/8932 от 25.09.2017 на сумму 1 500 руб.; № ГПН-Л-01/05/4116 от 26.04.2017 на сумму 7 500 руб.; № ГПН-Л-01/05/8987 от 25.09.2017 на сумму 1 500 руб.; № ГПН-Л-01/05/8932 от 25.09.2017 на сумму 10 500 руб.; № ГПН-Л-01/05/10958 от 21.11.2017 на сумму 16 500 руб.; № ГПН-Л-01/05/4958 от 18.05.2018 на сумму 1 500 руб.; заявил отказ от иска в данной части

В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Рассмотрев отказ истца от иска в части взыскания с ответчика штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 78 000 руб. 00 коп., суд считает, что заявленный отказ не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть принят судом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Поскольку истец отказался от исковых требований в части взыскания с ответчика штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 78 000 руб. 00 коп и отказ принят арбитражным судом, производство по требованию в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указано выше, истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать 1 113 000 руб. – штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 10 000 руб. – штраф за возврат вагонов коммерчески непригодном состоянии, 29 318 руб. 39 коп. – убытки за возврат вагонов коммерчески непригодном состоянии, 3 032 руб. 67 коп. – убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии.

Судом уточнение исковых требований принято.

Исковое заявление рассмотрено в уточненной редакции.

Исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 19.01 Приложения № 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции «Нефтепродукты» ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – Правила торгов) между истец и ответчик заключено генеральные соглашения № ГПН-16/27160/02335/Д от 14.10.2016, № ГПН-15/27160/02763/Д от 12.11.2015, № ГПН-16/27160/00424/Д от 16.03.2016 года, согласно условиям которых истец обязался передать, а ответчик принять и оплатить биржевой товар по номенклатуре, качеству, в количестве, по ценам и срокам поставки согласно выпискам из реестра договоров, условиям, установленным правилами проведения организационных торгов в секции «нефтепродукты» ЗАО «Санкт-Петербургская международная Товарно-сырьевая Биржа».

На основании Генеральных соглашений ГПН-16/27160/02335/Д от 14.10.2016, № ГПН-15/27160/02763/Д от 12.11.2015, № ГПН-16/27160/00424/Д от 16.03.2016 года поставщиком был поставлен товар покупателю по железнодорожным накладным.

Согласно пункту 9.1. Правил торгов, условия договора, заключаемого на Бирже, содержатся в Заявках и в Правилах торгов, включая Приложение № 01 «Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции «Нефтепродукты» ЗАО «СПбМТСБ», а также в спецификациях биржевого товара.

В соответствии с пунктом 06.01 приложения № 1 к Правилам торгов отгрузка производиться цистернами по действующей отгрузочной норме. Наименование грузополучателей, а также их реквизиты, должны быть представлены покупателем поставщику в реквизитной заявке в течение 2-х рабочих дней с даты заключения договора (пункт 06.04 Правил торгов). В содержание сведений реквизитных заявок входят, в том числе, сведения: о наименовании покупателя, наименование железной дороги, наименование станций отправления, наименование станций назначения и их кодов (в переделах указанных ранее железных дорог, количество и наименование товара, подлежащего транспортировке, полные и сокращенные наименования грузополучателей, подъездные пути для подачи (слива) цистерны с указанием, являются ли данные подъездные пути собственностью грузополучателя (пункт 06.05 Правил торгов).

Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 приложения № 1 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика (пункт 06.14 Правил торгов).

Согласно пункту 06.15 Правил торгов, покупатель должен письменно (факсимильной или электронной связью) проинформировать поставщика о причинах, препятствующих выгрузке цистерн и (или) отправке порожних цистерн на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо иную станцию, указанную поставщиком, в течение одного рабочего дня с момента возникновения этих причин.

Покупатель отвечает за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные (пункт 06.18 Правил торгов).

Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток (пункт 06.19.1 Правил торгов). Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной желе6знодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения» по дату передачи порожних цистерн с пути необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) поставщик использует данные Главного вычислительного центра (ГВЦ – филиала ОАО «РЖД» (далее ГВЦ и (или) данные ЭТРАН, или данные из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), с даты передачи порожней цистерны – по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс) (пункт 06.19.2 Правил торгов).

Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные (пункт 06.19.4 Правил торгов).

При выявлении расхождений между датами прибытия на станцию назначения (груженый рейс), указанными поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных OAО «РЖД» в электронном формате, и датами прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения», дата прибытия груза на станцию назначения определяется по дате календарного штемпеля на транспортной железнодорожной накладной в графе «Прибытие на станцию назначения» (груженый рейс).

При выявлении расхождений между датами оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс), указанными поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате и датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятке приемосдатчика (форма ГУ -45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ -46) в пункте «время уборки», дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (форма ГУ – 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов в пункте «время уборки», и (или) в Акте общей формы (форма ГУ-23) (пункт 06.19.5 Правил торгов).

Пункт 06.18.8 Правил торгов содержит условия, когда вина покупателя в сверхнормативном простое цистерн отсутствует и порядок извещения поставщика.

Так, в случае несогласия покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе «Прибытие на станцию назначения» и памяток приемосдатчика (форма ГУ - 45) с проставленной датой в графе «уборка» вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (форма ГУ - 46) с проставленными отметками в пункте «Время уборки».

В случаях, когда вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует:

- ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль);

- временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);

- отсутствие технической/технологической возможности станции назначения;

- отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны,

Покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику в совокупности следующие заверенные надлежащим образом грузополучателем копии документов: акт общей формы (форма ГУ-23); памятку приемосдатчика (форма ГУ-45); ведомость подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46).

Фактически порожние цистерны находились на станции назначения с превышением срока установленного Правилами торгов.

В соответствии с пунктом 17.05 Правил торгов, в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере 1 500 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.

В соответствии с пунктом. 17.07. Правил торгов в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, поставщик выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, то покупатель оплачивает поставщику неустойку в размере 2 000 рублей за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. При этом, в подтверждение указанных в настоящем пункте нарушений, поставщик предъявляет покупателю оформленные на каждую цистерну акт общей формы (форма ГУ-23) и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны.

На основании Генеральных соглашений ГПН-16/27160/02335/Д от 14.10.2016, № ГПН-15/27160/02763/Д от 12.11.2015, № ГПН-16/27160/00424/Д от 16.03.2016 года поставщиком был поставлен товар покупателю по железнодорожным накладным. 50479393, 50286640, 51514834, 51537397, 51545986, 51693604, 58272428, 57099178, 50236637, 51797165, 54080239, 57289217, 50229079, 50477694, 50556166, 51621183, 57715799, 57789794, 51086189, 51655629, 50567742, 50596337, 51480846, 53909503, 50244318, 51162998, 51544708, 50326685, 50604461, 50604503, 50614544, 51439305, 51472736, 51488377, 51624385, 51959831, 53903217, 53903589, 51082451, 51204436, 51472819, 50583491, 50726389, 51650273, 51201804, 73901803, 51706976, 51349975, 51398642, 51577427, 51656411, 50472596, 51512176, 51512440, 50677368, 50574508, 51589299, 54251608, 57124208, 57660300, 51200574, 58149477, 50632074, 51475549, 51653483, 57329229, 73141186, 54095088, 57771396, 58147695, 75122457, 51086148, 51107332, 51719029, 58273830, 51095875, 51103406, 51408326, 51489979, 50340215, 53932539, 50603984, 51477388, 51731024, 53910956, 51753556, 57072480, 50086297, 51944585, 53910071, 74997578, 51026474, 57089252, 57211435, 57311003, 57315764, 57935124, 57853012, 50702505, 51101202, 51523470, 74701962, 51399376, 57116147, 51525400, 51847994, 50578590, 51200780, 50430313, 50656198, 51174068, 57607699, 57634545, 57059107, 51050953, 53933552, 50548650, 51365104, 51515005, 51680734, 51732121, 51952331, 53860524, 51087005, 51737054, 53900007, 53952198, 50538461, 57728990, 51035947, 51678035, 58287582, 50697671, 51100857, 73764284, 51061117, 51461234, 51488161, 57661670, 74988320, 75031773, 51243590, 51491926, 50430347, 50608272, 50702992, 51203974, 54756457, 56788094, 58305079, 57328346, 50157486, 51256295, 51571206, 57771396, 51649150, 50597517, 51049641, 51707669, 53890935, 57181380, 57613192, 58270653, 51950533, 50538990.

В нарушение пункта 06.19.1 порожние цистерны были сданы для возврата с нарушением установленного Правила торгов срока.

Согласно пункту 06.19.9 Приложения № 01 к Правилам торгов ответчик ответчика за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн истца цистерн, предоставленных истцом для транспортировки товара ответчика_ на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или пункт необщего пользования организаций, с которыми у ответчика заключены договора на подачу-уборку вагонов и/или договора на эксплуатацию пути необщего пользования), как за свои собственные.

Согласно Пункту 06.13 Правил торгов порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ № 1510-84 «нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». Ответчик обязан обеспечить полный если нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.

Пунктом 06.14 Правил торгов определено, что технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы, и детали, что включает в себя герметичность, целостность котла, рамы, надёжность крепления котла, техническая неисправность колесных пар, и тормозной системы. Коммерчески пригодными вагонами являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаком надписей, и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены действия, определёнными Приказом МПС № 25 от 18.06.2003.

Пунктом 5.1.6 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, грузополучатель обязан полностью. Слить груз из цистерны.

Пунктом 17.07 Правил торгов предусмотрено, что в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции слива, прибывшей после выгрузки, истец выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов не закрыт клапан нижнего сливного прибора, отсутствие ЗПУ, наличие посторонних предметов в котле (использование ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза), наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, то ответчик уплачивает истцу неустойку в размере 2 000 руб. за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушений. При этом в подтверждение указанных нарушений, истец предъявляет ответчику оформленные на каждую цистерну акт и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны. В случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн ответчик обязан полностью возместить истцу все причиненные в связи с этим убытки, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции и обратно.

При осмотре порожних вагонов, прибывших на промывочно – пропарочную станцию был обнаружен сверхнормативный остаток нефтепродуктов. Факты обнаружения сверхнормативных остатков груза был зафиксирован в актах, составленных в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов. Пунктом 17.09. Правил торгов предусмотрено в случае прибытия порожних цистерн на станцию назначения с актом о повреждении вагонов (форма ВУ-25) истец вправе потребовать от ответчика уплаты стоимости ремонта цистерны, включая стоимость подготовки к ремонту, стоимости ремонта цистерны, включая стоимость подготовки к ремонту, стоимость использованных для ремонта деталей, материалов, а также платежи за перевозку цистерн использованных для ремонта деталей материалов, а также уплачивает истцу неустойку за непроизводительный простой цистерн в ремонте в размере 1 000 руб. за цистерну за каждые сутки нахождения в ее ремонте. Ответчик обязан возместить истцу все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных цистерн.

Выявленные нарушения зафиксированы в актах, составленных в соответствии с Правилами перевозок грузов.

В целях доставки товара по Генеральным соглашениям в адрес покупателя/грузополучателей, ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» на основании договора оказания транспортно-экспедиционных услуг № 3343 от 04.05.2006 года, заключенного между ООО «ТРАНСОЙЛ» (экспедитор) и ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» (Клиент) использовались вагоны экспедитора. В соответствии с указанным договором, ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» перед экспедитором имеет обязательства по возврату загонов в коммерчески пригодном и технически исправном состоянии, закрепленные условиями договора транспортно-экспедиционных услуг, и несет ответственность за их нарушение.

В связи с возвратом цистерн в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии, в адрес ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» экспедитором ООО «ТРАНСОЙЛ» были направлены претензии: 232/2017/12.16/КНП от 02.05.2017, 228/2017/11.16/КНП от 28.04.2017, 443/2017/02.17/ТНП от 37.07.2016 на общую сумму 24 393 937 руб. 40 коп.

Пунктом 17.11. Правил торгов определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Договору, Стороны возмещают друг другу причинённые этим убытки в части, непокрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В связи с нарушением условий пунктов 17.07, 17.09 Приложения № 01 к Правилам торгов в рамках генеральных соглашений в адрес ответчика были направлены претензии на общую сумму 42 351 руб. 06 коп., а именно: № ГПН-Л-01/05/887 от 31.01.2018 на сумму 3 032 руб. 67 коп. (возврат вагона в технически неисправном состоянии), № ГПН-Л-01/05/4651 от 29.05.07.2016 на суму 7 332 руб. 66 коп. (возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии), № ГПН-Л-01/05/5294 от 13.06.2016 на сумму 31 985 руб. 73 коп. (возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии).

Названные претензии оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 06.19.1 правил торгов срок нахождения цистерн у ответчика на станции назначения не должен превышать 2 суток.

Покупатель отвечает за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные (пункт 06.18 Правил торгов за периоды 26.10.2015-10.05.2016, 07.06.2016-02.10.2017).

Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток (пункт 06.19.1 Правил торгов). Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной желе6знодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения» по дату передачи порожних цистерн с пути необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) поставщик использует данные Главного вычислительного центра (ГВЦ – филиала ОАО «РЖД» (далее ГВЦ и (или) данные ЭТРАН, или данные из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), с даты передачи порожней цистерны – по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс) (пункт 06.19.2 Правил торгов).

Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные (пункт 06.19.4 Правил торгов).

При выявлении расхождений между датами прибытия на станцию назначения (груженый рейс), указанными поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных OAО «РЖД» в электронном формате, и датами прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения», дата прибытия груза на станцию назначения определяется по дате календарного штемпеля на транспортной железнодорожной накладной в графе «Прибытие на станцию назначения» (груженый рейс).

При выявлении расхождений между датами оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс), указанными поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате и датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятке приемосдатчика (форма ГУ -45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ -46) в пункте «время уборки», дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (форма ГУ – 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов в пункте «время уборки», и (или) в Акте общей формы (форма ГУ-23) (пункт 06.19.5 Правил торгов).

В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Пунктом 15.05 правил торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения ответчик уплачивает истцу неустойку в размере 1 500 руб. за каждые, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны.

Ответчик в судебном заседании требования по транспортным железнодорожным накладным № № ЭМ874306, ЭИ927214, ЭИ927214, ЭИ927214, ЭИ927215, ЭП224120, ЭП224120, ЭЬ792898, ЭК744902, ЭК744902, ЭК744902, ЭК744902, ЭТ668397, ЭЗ759290, ЭЙ221575, ЭК221568 (вагоны № 50236637, 51398642, 51577427, 51656411, 50472596, 51475549, 51653483, 58273830, 51095875, 51103406, 51408326, 51489979, 50538461, 50430347, 51950533, 51399160) в размере 40 500 руб. 00 коп. признал, указав на отсутствие доказательств оборота вагонов в установленные договором сроки.

Требование истца в данной части подтверждено документально.

В иной части требования о взыскании штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов ответчик заявил возражения, которые судом рассмотрены и им дана оценка.

Согласно пункту 06.19.8 Правил торгов (за периоды 26.10.2015-10.05.2016, 07.06.2016-02.10.2017) вина ответчика (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует (при наличии сверхнормативного простоя, т.е. при отсутствии расхождений между датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования перевозчику и дат оформления порожней цистерны к перевозке) в случаях:

- ограничения погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль);

- временного прекращения погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);

- отсутствия технической/технологической возможности станции назначения;

- отсутствия в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны,

Ответчик обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить истцу в совокупности следующие заверенные надлежащим образом грузополучателем копии документов:

- Актов общей формы (Форма ГУ-23);

- памяток приемосдатчика (Форма ГУ - 45);

- ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46).

Таким образом, Правила торгов закрепляют закрытый перечень причин, при которых отсутствует вина ответчика в сверхнормативном простое. В данной связи представление ответчиком Актов общей формы, составленных по причине занятости путей станции, неподачи станцией порожних вагонов для перевалки груза, нарушения технологических норм переработки вагонов, а также непредставление в совокупности Актов общей формы (Форма ГУ-23), памяток приемосдатчика (Форма ГУ - 45), ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46) в опровержение вины ответчика в сверхнормативном простое не освобождает его от ответственности.

В силу пункта 06.19.9 Правил торгов ответчик отвечает за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн истца (цистерн, предоставленных истцом для транспортировки товара ответчику) на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или путях необщего пользования организаций, с которыми у ответчика (грузополучателя) заключены договоры на подачу-уборку вагонов и/или договоры на эксплуатацию пути необщего пользования), как за свои собственные.

Ответчиком не представлено доказательств наличий условий, освобождающих его от ответственности, предусмотренные пунктом 06.19.8 указанных Правил торгов.

Истцом представлены доказательства нарушения ответчиком сроков отправки порожних вагонов по транспортным железнодорожным накладным № № ЭЭ564629, ЭЭ564629, ЭЭ594990, ЭЭ775088, ЭЭ382586, ЭЭ564629, ЭЭ775088, ЭЭ775088, ЭЭ775088, ЭЭ775088, ЭЯ930123, ЭЯ930123, ЭЯ930123, ЭЗ759286, ЭЗ759286, ЭЙ128654, ЭИ731357, ЭИ731357, ЭЙ238827, ЭК603644, ЭЛ602908 (вагоны № 51082451, 51204436, 51472819, 50583491, 73901803, 73141186, 54095088, 57771396, 58147695, 75122457, 51086148, 51107332, 51399376, 51243590, 51491926, 51649150, 57431470, 75122838, 50279025, 51201838, 74169004) в размере 280 500 руб. 00 коп.

Таким образом, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 321 000 руб. 00 коп.

Рассмотрев требование истца в части взыскания штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 792 000 руб., суд, соглашаясь с доводами ответчика, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из представленного в материалы дела контррасчета, постой вагонов на станции назначения произошел в связи с отсутствием технических/технологических возможностей, что подтверждается, в том числе представленными в материалы дела ведомостями подачи/уборки вагонов, памятками приемосдатчика и актами общей формы.

При этом из указанных актов усматривается, что простой части спорных вагонов был вызван отсутствием технической/технологической возможностей ж/д станций отправления порожних вагонов до постановки вагонов под разгрузку либо после завершения разгрузки.

Из приложения № 01 к Правилам торгов (термины и определения) следует, что базис поставки (базис) – это определенное место доставки биржевого товара для исполнения обязательств по договору, либо место формирования цены договора, установленное в спецификации биржевого товара; франко-вагон станция назначения – это условие поставки, которое означает доставку биржевого товара до железнодорожной станции, являющейся пунктом назначения.

При этом, под «станцией назначения», как следует из пунктов 06.19.8, 06.19.1, 06.19.2, 06.19.4, 06.19.5, 06.19.9, 17.05 Правил торгов, следует понимать конечную станцию, куда поставляется товар.

То есть под станцией назначения понимается именно станция назначения для груженых вагонов.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу № А19-1200/2017.

Таким образом, в данной части доводы истца несостоятельны и опровергаются материалами дела, а также сложившейся судебной практикой толкования означенных Правил торгов.

Из пункта 06.14 приложения к Правилам торгов следует, что покупателем порожних цистерн в срок, предусмотренный в пункте 06.19 приложения №01, производится на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика.

Таким образом, поставщик либо уполномоченное лицо распоряжается о необходимости направления порожних цистерн и вносит данную информацию в систему ЭТРАН для оформления заготовки.

Обязанность поставщика (не являющегося собственником и владельцем цистерн) по оформлению перевозочных документов на порожние вагоны в автоматизированной системе ЭТРАН соглашением сторон не установлена. Не предусмотрено такой обязанности также законом или иным правовым актом.

Следовательно, на основании пункта 06.19.8 Правил торгов, ответчик не несет ответственности за простой порожних вагонов в связи с отсутствием в ЭТРАН заготовок перевозочных документов.

Фактически именно истец и его контрагенты вступают с ж/д перевозчиком во взаимоотношения по оформлению и обеспечению отправки порожних ж/д вагонов. Ответчик в данных взаимоотношениях никак не участвует и никакими действиями повлиять на них не может, в связи с чем его ответственность за отправку порожних вагонов ограничивается моментом уведомления ОАО «РЖД» о завершении выгрузки вагонов (завершении грузовой операции), который фиксируется в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи-уборки вагонов.

Дальнейший простой вагонов (как по причине отсутствия заготовок в системе ЭТРАН, так и в связи с отсутствием технических/технологических возможностей ж/д станций) вызван уже действиями либо самого истца, либо его контрагентов - собственников/арендаторов вагонов, а также ОАО «РЖД», с которым истец либо владелец вагона вступает в правоотношения по отправке и перевозке порожнего вагона.

В данном случае причины простоя по всем указанным актам были вызваны не действиями грузополучателя, а отсутствием в ЭТРАН заготовок перевозочных документов от владельца вагонов или отсутствием технических/технологических возможностей ж/д станции. Следовательно, само по себе отсутствие подписи грузополучателя на подобных актах не может свидетельствовать о недействительности акта и невозможности считать его доказательством отсутствия вины покупателя в простоях вагонов в соответствии с Правилами торгов.

Во всех актах, составленных на момент окончания простоя и представленных ответчиком, содержится информация о дате и времени начала простоя и дате и времени его окончания, с указанием, в том числе реквизитов (номера и даты) акта общей формы, составленного на момент начала простоя.

Таким образом, из любого акта общей формы, составленного на момент окончания простоя, можно определить как информацию о дате и времени начала простоя, реквизитах начального акта общей формы, так и об общей продолжительности простоя, дате и времени его окончания и причинах простоя.

Наличие актов общей формы на момент окончания простоя, само по себе свидетельствует о начале простоя вне зависимости от наличия либо отсутствия акта общей формы, составленного на момент начала простоя.

Соответствующие акты подписаны уполномоченными должностными лицами, содержат штампы ж/д станции. Истцом доказательств, свидетельствующих об иных периодах или причинах простоя, отражённых в соответствующих актах, ни суду, ни ответчику не представлено.

При таких обстоятельствах ответчиком доказано, что соответствующие простои имели место не по его вине, доказаны причины и продолжительность таких простоев, доказательств обратного истцом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.

Кроме того, истцом не представлены возражения в части контррасчета ответчика, не опровергнуты изложенные в нем данные.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 483 ГК РФ, покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В случае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

Истец не доказал, что при получении им информации о начавшемся простое вагонов, истец мог бы предотвратить дальнейший простой и тем самым уменьшить неблагоприятные для себя последствия такого простоя. Соответствующих документов в данной части не представлено.

Как указано выше, перевозочные документы в системе ЭТРАН оформляются не ответчиком, а собственником вагонов (иным уполномоченным лицом) в силу Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, что не оспаривается истцом. Кроме того, владелец вагонов, являющийся контрагентом истца, фактически имел доступ к информации о движении вагонов, времени завершения их выгрузки, т.е. имел возможность обеспечить своевременную отправку порожних вагонов. При этом представленные ответчиком памятки приемосдатчика подтверждают уведомление ответчиком ОАО «РЖД» о завершении грузовой операции, обязанности же уведомления владельца вагонов у ответчика указанными документами не предусмотрено.

Ответчик в договорных отношениях с перевозчиком по отправке порожних вагонов на выбранные владельцем вагонов станции отправления не участвует, железнодорожные накладные на отправку не оформляет, в данной ситуации с учетом установленных по делу обстоятельств, Правил торгов в редакции действующей в спорный период, не несет ответственности за простой вагонов в связи с отсутствием технических/технологических возможностей их приемки такими станциями, в связи с отсутствием в ЭТРАН заготовок перевозочных документов.

Кроме того, простои, имевшие место по причине отсутствия технических/технологических возможностей ж/д станций, не могли быть прекращены истцом, ни истец, ни ответчик не могли своими действиями повлиять на технические/технологические возможности ж/ д станций по подаче, уборке и своевременной отправке/приемке вагонов.

Правилами торгов не предусмотрено ответственности за неисполнение обязанностей по информированию о простое вагонов.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Исходя из смысла указанных выше норм, истец должен доказать вину ответчика, наличие убытков и их размер, а также причинную связь между действиями ответчика и убытками.

При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо доказать наличие всей совокупности указанных обстоятельств, недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Также истцом заявлено требование о взыскании 10 000 руб. – штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, убытки в размере 19 318 руб. 39 коп.- за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии.

Истцом заявлено об убытках и штрафе за неполный слив нефтепродуктов из цистерны, требование основано на допущенном ответчиком нарушении в виде возврата вагонов в коммерчески непригодном состоянии цистерн № № 58271529, 51345452, 50604503, 53903217, 53903589 (акты ГУ-7а № 5/8322, 5/9546, 5/9546, 5/9546).

Сумма штрафа предъявлена на сновании пункта 17.07 Правил торгов: «в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, истец выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, то ответчик оплачивает истцу неустойку в размере 2 000 рублей за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение.

Согласно пункту 8.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (акт ГУ-7а о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции).

Исходя из буквального толкования пункта 8.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 акт о недосливе формы ГУ-7А требуется составлять только при выявлении сверхнормативного остатка груза, иные обстоятельства указанным актом фиксироваться не может.

Следовательно, представление указанного акта не является необходимым и не нарушает прав ответчика.

В рассматриваемом случае ответчиком допущен возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в связи с обнаружением механической примеси в котле цистерны.

В целях доставки товара по Соглашению в адрес покупателя ПАО «Газпром нефть» на основании договора оказания транспортно-экспедиционных услуг № 3343 от 04.05.2006, заключенного между ООО «Трансойл» и ПАО «Газпром нефть» использовались вагоны экспедитора.

ПАО «Газпром нефть» перед экспедитором имеет обязательства по возврату вагонов в коммерчески пригодном и технически исправном состоянии, закрепленные условиями договора транспортно-экспедиционных услуг, и несет ответственность за их нарушение.

В силу пункта 06.14. Приложения № 01 к Правилам торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определённые Приказом МПС № 25 от 18.06.2003 (пункт 06.14).

Расходы истца по оплате услуг промывочно-пропарочной станции подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются, ответчиком не представлены доказательства обратного, свидетельствующие о том, что остатки груза могли быть удалены без промывки цистерн на промывочно-пропарочной станции.

На основании изложенного, истец документально подтвердил факт нарушения ответчиком обязательств по возврату вагонов в коммерчески непригодном состоянии.

Из совокупного толкования пунктов Правил торгов следует, что в случае возвращения порожнего вагона Поставщика в коммерчески непригодном состоянии по причинам, зависящим от получателей груза, Поставщик вправе предъявить Покупателю претензию о возмещении убытков, понесенных в связи с приведением вагона в коммерчески пригодное состояние, и выплате неустойки.

В соответствии с положениями пункта 17.11 Приложения № 01 к Правилам торгов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, стороны возмещают друг другу причинённые этим убытки в части, не покрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 394 Гражданского кодекса Российской Федерации если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки. В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность (статья 400), убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх ее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.

При изложенных обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию штраф за возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии в сумме 10 000 руб. и убытки в части непокрытой неустойкой в сумме 19 318 руб. 39 коп.

Также истцом заявлены убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии в размере 3 032 руб. 67 коп. Убытки истца в связи с возвратом ответчиком вагона № 51719029 в технически неисправном состоянии включает расходы по ремонту, а именно 3 032 руб. 67 руб., о чем составлен акт общей формы ГУ-23 № 4/865 от 04.12.2017 о неисправности вагона, дата окончания ремонта 06.02.2017, при осмотре выявлено: нет предохранительной скобы на воздушном клапане.

Истец понес убытки в размере 3 032 руб. 67 коп. по очистке вагонов по договору с ООО «Валэнси» от 10.11.2015 № 151/08-15/15. Согласно акту сдачи-приемки услуг от 28.02.2017 № 6 ООО «Валэнси» исполнило обязанность по проведению очистке вагонов.

Расходы истца в виде вынужденной оплаты стоимости работ в размере 3 032 руб. 67 руб., подтверждаются актом сдачи-приемки услуг от 28.02.2017 № 6 ООО «Валэнси», счет-фактурой, платежным поручением № 9143 от 14.03.2017.

В силу статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Ответственность за не устранение остатков груза полностью лежит на грузополучателе, в данном случае на ответчике.

Согласно пункту 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (утверждены Приказом Минтранса России от 10.04.2013 № 119) при обнаружении в вагоне после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

Пункт 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов обязывает грузополучателя (в том случае если выгрузка производится его силами) в случае обнаружения после выгрузки остатков ранее перевозимого в цистернах груза полностью очистить вагон от остатков всех грузов. При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов (пункт 11 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов).

Пунктом 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009) предусмотрена обязанность грузополучателя после слива (выгрузки) груза полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама.

Согласно расчету истца, ему причинены убытки, понесенные им в виде вынужденной оплаты стоимости работ по очистке вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ, представленных в материалы дела.

В силу статьи 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» факт неполной очитки вагонов может подтверждаться только актами общей формы ГУ-23 и иными актами.

Истец представил в материалы дела акты общей формы ГУ-23, которые подтверждают факт неочистки вагонов.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса № 45 от 18.06.2003, акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров.

Согласно пункту 11 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов при обнаружении в вагоне после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

Пунктом 3.11 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 25 (далее - Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом) предусмотрена обязанность грузополучателя обеспечить очистку бункерного полувагона от остатков груза, грязи, льда, шлама.

При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 3 032 руб. 67 коп. суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом рассмотрены, признаны не влияющими на выводы суда.

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика 321 000 руб. 00 коп. - штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 10 000 руб. – штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 19 318 руб. 39 коп. – убытки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 3 032 руб. 67 коп. – убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии; в удовлетворении остальной части иска следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлины.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по первоначально заявленной сумме иска (2 146 851 руб. 06 коп.) составляет 33 734 руб. 26 коп.

Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере
33 734 руб. 00 коп. платежным поручением № 8341 от 27.08.2018. (л.д. 7 т. 4).

Учитывая, что истец отказался от иска в части взыскания штрафа в размере 78 000 руб. в связи с добровольной его оплатой ответчиком после принятия иска к производству, а также учитывая уточненную сумму иска 1 155 351 руб. 06 коп., суд считает, что размер государственной пошлины должен быть определен из суммы иска 1 233 351 руб. 06 коп., поскольку в случае неудовлетворения ответчиком добровольно требования в размере 78 000 руб., истец от иска в данной части бы не отказался и иск рассматривался на общую сумму 1 233 351 руб. 06 коп.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при сумме иска 1 233 351 руб. 06 коп. составляет 25 333 руб. 51 коп.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.

Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением № 8341 от 27.08.2018 государственная пошлина в размере 8 400 руб. 49 коп.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Принимая во внимание, что частичное погашение иска произведено ответчиком после принятия иска к производству, судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 78 000 руб. возмещаются истцу за счет ответчика.

А также принимая во внимание частичное удовлетворение иска (30,58%), суд распределяет судебные расходы по уплате государственной пошлины в следующем порядке:

7 508 руб. 46 коп. (30,58% от размера государственной пошлины в размере 24 553 руб. 51 коп.) + 780 руб. (25 333 руб. (государственная пошлина при сумме иска 1 233 351 руб. 06 коп.) = 8 288 руб. 46 коп., в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 288 руб. 46 коп.

Руководствуясь статьями 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

принять отказ ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" от иска в части взыскания с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 78 000 руб.

Производство по требованию в части взыскания с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 78 000 руб. прекратить.

Возвратить ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 8341 от 27.08.2018 государственную пошлину в размере 8 400 руб.; выдать справку на возврат государственной пошлины.

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" в пользу ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" 321 000 руб. 00 коп. - штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 10 000 руб. – штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 19 318 руб. 39 коп. – убытки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 3 032 руб. 67 коп. – убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии, 8 288 руб. 46 коп. – судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья А.Ф. Ханафина