ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19218/20 от 21.01.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-19218/2020

28.01.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.01.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28.01.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.Л. Пахалуевой (до перерыва), ФИО1 (после перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пицца Домино» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий, совершенных 29.06.2020 и выразившихся в отказе в предоставлении субсидии,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области ФИО2, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области, Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО3, ФИО4, представителей по доверенности;

от Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области: ФИО5, представителя по доверенности;

от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области ФИО2: ФИО6, представителя по доверенности;

от Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области: ФИО7, представителя по доверенности;

от УФНС России по Иркутской области: ФИО8, представителя по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пицца Домино» (далее - заявитель, ООО «Пицца Домино», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (далее – инспекция, Межрайонная ИФНС России №20 по Иркутской области) совершенных 29.06.2020 и выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.054.2020г. №576.

Определением суда от 08.12.2020г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области ФИО2, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.

Представители ООО «Пицца Домино» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и возражениях на отзыв инспекции.

Общество считает, что оно соответствовало всем необходимым условиям для получения субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.054.2020г. №576.

По мнению заявителя, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о видах деятельности (кодов ОКВЭД) не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку законодательством о государственной регистрации не установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до 1 января 2004 года, представлять в регистрирующий орган сведения о кодах по ОКВЭД основных видов деятельности в случаях их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Представитель Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области ФИО5 требования заявителя не признала, привела доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнительных письменных пояснениях, сославшись на законность и обоснованность отказа Обществу в предоставлении субсидии, пояснив, что основанием для отказа ООО «Пицца Домино» в предоставлении субсидии явилось невыполнение заявителем условий, установленных абз. 2 п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Инспекция полагает, что юридическое лицо, зарегистрированное до 1 января 2004 года, имело реальную возможность своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ» и до 01.03.2020г. внести в ЕГРЮЛ сведения об ОКВЭД.

Представители Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области и УФНС России ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании поддержали позицию Межрайонной ИФНС №20.

Регистрирующий орган также пояснил, что в целях своевременного представления сведений об ОКВЭД, необходимых для включения в ЕГРЮЛ, им неоднократно в адрес заявителя направлялись информационные письма, однако какие-либо действия по представлению указанных сведений со стороны Общества не предпринимались.

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей ФИО6 в судебном заседании поддержала позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

По мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей, из-за отсутствия ОКВЭД в ЕГРЮЛ субъект малого предпринимательства, на деятельность которого государством установлены ограничения, лишается государственной поддержи по формальному критерию.

В судебном заседании 18.01.2021г. в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 21.01.2021г.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Пицца Домино» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.08.2001г., ОГРН <***>.

Основным видом деятельности Общества является деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (код по ОКВЭД - 56.10.1) о чем в ЕГРЮЛ имеется запись от 29.05.2020 за ГРН 2203800356142.

ООО «Пицца Домино» 29.06.2020г. обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области с заявлением формы Р14001 о предоставление субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020г. №576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

По результатам рассмотрения заявления инспекцией 29.06.2020г. в адрес Общества направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434.

Не согласившись с отказом инспекции в предоставлении субсидии, ООО «Пицца Домино» обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.

Решением Управления от 28.07.2020г. № 03-25/014143@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Заявитель, полагая, что отказ Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области в предоставлении субсидии является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020г. №576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с абз. 2 п.1 Правил, получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.

Пунктом 3 указанных Правил установлены условия для включения плательщиков в реестр в целях предоставления субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020г.

Таким образом, в целях указанных Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, получатель субсидии определяется по основному ОКВЭД, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.

Отсутствие же в ЕГРЮЛ сведений об ОКВЭД по состоянию на 01.03.2020 года является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 1 марта 2020 года в ЕГРЮЛ сведения об ОКВЭД у ООО «Пицца Домино» отсутствовали.

Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.10.2020, из которой следует, что сведения об основном виде экономической деятельности ООО «Пицца Домино» (ОКВЭД) внесены Обществом в ЕГРЮЛ только 29.05.2020г., и заявителем не опровергается.

При таких обстоятельствах, поскольку отсутствие в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года сведений об ОКВЭД является нарушением условий предоставления субсидии, определенных Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, отказ заявителю в предоставлении субсидии является обоснованным.

Доводы заявителя и Уполномоченного по защите прав предпринимателей о том, что Общество с момента создания (21.08.2001г.) и в течение всего периода деятельности оказывало услуги общественного питания, а на момент подачи заявления на предоставление субсидии у ООО «Пицца Домино» в ЕГРЮЛ уже значился основной ОКВЭД 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания», суд оценивает критически, так как указанное обстоятельство не свидетельствует о надлежащем выполнении заявителем условий предоставления субсидии и незаконности оспариваемого отказа инспекции.

Суд соглашается с доводами Межрайонной ИФНС России №20 о том, что заявитель, проявив достаточную степень осмотрительности, имел реальную возможность своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ и до 01.03.2020г. внести в ЕГРЮЛ сведения об ОКВЭД.

Поскольку после вступления в законную силу Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Обществом в ЕГРЮЛ не были внесены сведения о кодах ОКВЭД, на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий, в частности отказ в предоставлении субсидии.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.054.2020г. №576, являются законными и обоснованными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В. Луньков