ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19233/2011 от 22.03.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-19233/2011

«29» марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.03.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трояновым К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Слюдянский центр недвижимости и инвестиций» (ОГРН 1053848016375)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 26.10.2010г.

при участии в заседании:

от заявителя: не явился

от ответчика: Гапонова В.И. – представитель по доверенности

от третьего лица – Открытого акционерного общества «Строитель»: не явился

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Слюдянский центр недвижимости и инвестиций» (далее заявитель, общество) обратилось с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 26.10.2010г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - Открытого акционерного общества «Строитель».

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.01.2012 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Строитель».

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В заявлении и в дополнениях к нему в обоснование доводов указал на нарушение налоговым органом Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указал, что в нарушение требований законодательства ОАО «Строитель» не внесло в утвержденный 17.10.2010 им промежуточный ликвидационный баланс сведения о задолженности перед обществом, и, таким образом, представил налоговому органу ложные сведения, на основании которых инспекция внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса за государственным регистрационным номером 2103850550890.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал. В обоснование возражений указал, что налоговой инспекцией правомерно осуществлена государственная регистрация в связи с представлением промежуточного ликвидационного баланса, поскольку у налогового органа не было оснований для отказа. Юридическим лицом были соблюдены требования Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», полномочий проверять достоверность указанных сведений у инспекции нет. Также указал на пропуск заявителем срока обжалования решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, в связи с чем, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо - ОАО «Строитель», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.

Дело в соответствии со ст. ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, выслушав представителя ответчика, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 24.04.2010 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Строитель" принято решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с действующим законодательством; избрана ликвидационная комиссия; избрано лицо, уполномоченное на подписание уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15002 - Юрин В.И.

Уведомлениями от 12.07.2010 ОАО "Строитель" сообщило в инспекцию о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора - Абрамян М.П. ОАО "Строитель" опубликовало сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица и праве кредиторов предъявить требования о погашении долгов в течение двух месяцев со дня публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 21.07.2010 N 28.

В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 17.10.2010 N 2 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса организации и избрании Юрина В.И. уполномоченным на подписание уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003.

19.10.2010 в инспекцию Юриным В.И. представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением указанного баланса и протокола внеочередного общего собрания акционеров.

Инспекция 26.10.2010 внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за N 2103850550890.

Протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 28.11.2010 N 3 оформлено решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса общества и избрании Абрамян М.П. уполномоченной на подписание заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 для подачи в инспекцию.

Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган 31.01.2011 ликвидатором представлен необходимый пакет документов, рассмотрев который, Инспекцией 07.02.2011 принято решение N 986А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Данное решение инспекции было обжаловано ООО «Слюдянский центр недвижимости и инвестиций» в судебном порядке.

Вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 решение суда первой инстанции по делу А19-3689/2011 об отказе в признании незаконным вышеуказанного решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 07.02.2011 N 986А о государственной регистрации ликвидации юридического лица - открытого акционерного общества "Строитель" отменено. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 7 февраля 2011 года N 986А о государственной регистрации прекращения деятельности Открытого акционерного общества "Строитель" признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В связи с чем, на основании данного постановления, 13.09.2011 инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о признании недействительным решения о государственной регистрации прекращения деятельности Открытого акционерного общества "Строитель".

Заявитель, полагая, что решением налогового органа от 26.10.2010 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - Открытого акционерного общества «Строитель» за № 2103850550890 также нарушены требования действующего законодательства, а также его права и законные интересы, как кредитора ОАО «Строитель», обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом недействительным решения налогового органа, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией юридических лиц на территории РФ, регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации и принятым в соответствии с ним Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В пунктах 1, 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.

В силу положений ст. 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Кодекса) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Следовательно, обязанность информировать регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса носит уведомительный характер и возложена на учредителя (участника) юридического лица или на орган, принявший решение о ликвидации юридического лица.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.04.2010 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Строитель" принято решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с действующим законодательством; избрана ликвидационная комиссия; избрано лицо, уполномоченное на подписание уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15002 - Юрин В.И.

Уведомлениями от 12.07.2010 ОАО "Строитель" сообщило в инспекцию о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора - Абрамян М.П. ОАО "Строитель" опубликовало сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица и праве кредиторов предъявить требования о погашении долгов в течение двух месяцев со дня публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 21.07.2010 N 28.

В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 17.10.2010 N 2 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса организации и избрании Юрина В.И. уполномоченным на подписание уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003.

Из уведомления по форме Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, обязательного для представления на регистрацию в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представленного 19.10.2010 в регистрирующий орган, усматривается, что оно подписано уполномоченным лицом - Юриным В.И., подлинность подписи которого засвидетельствована в нотариальном порядке.

К уведомлению о составлении промежуточного ликвидационного баланса были приложены как Выписка из протокола № 2 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 17.10.2010, так и сам промежуточный ликвидационный баланс от 17.10.2010.

Пункт 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что общество надлежащим образом исполнило свою обязанность по уведомлению регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленное уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса отвечало установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 форме.

При таких обстоятельствах у Межрайонной ИФНС России № 17 Иркутской области не имелось правовых оснований для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ОАО «Строитель».

Право требования представления иных документов и право проведения юридической оценки представленных для регистрации документов, а также проверки достоверности указанных сведений налоговому органу Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предоставлено. Поэтому данные, содержащиеся в промежуточном ликвидационном балансе, сведения об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности не могут проверяться регистрирующим органом на стадии государственной регистрации ликвидации в силу отсутствия таких полномочий.

Суд находит, что решение от 26.10.2010г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - Открытого акционерного общества «Строитель» принято налоговым органом в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Каких - либо нарушений законодательства, а также прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ОАО «Строитель» суд не усматривает. Суд полагает, что поскольку в настоящее время ОАО «Строитель» является действующим юридическим лицом, у заявителя, как кредитора общества, отсутствуют какие-либо препятствия для взыскания с ОАО «Строитель» имеющейся задолженности в установленном законом порядке.

Также суд находит, что отмена решения регистрирующего органа о ликвидации ОАО «Строитель» в судебном порядке сама по себе не может являться основанием для признания незаконным решения от 26.10.2010 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, поскольку решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ОАО "Строитель" было принято на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Строитель", что следует из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 17.10.2010 № 2. Данный протокол не оспаривался заинтересованными лицами в судебном порядке.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, в силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия уважительной причины.

Статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 367-О от 18.11.2004 разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, истечение срока для обжалования решения инспекции от 26.10.2010г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - ОАО «Строитель» является основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования, если суд отказал в восстановлении срока для обжалования либо соответствующее ходатайство не заявлялось.

Судом установлено, что заявителем пропущен срок на обжалование оспариваемого решения от 26.10.2010, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указал заявитель, об оспариваемом решении от 26.10.2010 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - ОАО «Строитель» ему стало известно только после ознакомления с материалами дела А19-3689/2011 после вынесения Четвертым арбитражным апелляционным судом постановления от 30.08.2011. На основании данного постановления, 13.09.2011 ОАО «Строитель» было восстановлено в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ, следовательно, по мнению заявителя, с данной даты и следует исчислять срок для обжалования решения. Учитывая, что заявление по настоящему делу поступило в суд 26.10.2011, в связи с чем, процессуальный срок обжалования решения от 26.10.2010 им не пропущен.

Однако, согласно представленному ответчиком заявлению руководителя ООО «Слюдянский ЦНИ» Клименко Ю.Л. от 21.02.2011 о предоставлении Выписки из ЕГРЮЛ в отношении ОАО «Строитель», указанная Выписка была получена лично Клименко Ю.Л., что подтверждается его подписью. Выписка содержала сведения, в том числе, о внесении в ЕГРЮЛ записи о формировании промежуточного ликвидационного баланса в отношении ОАО «Строитель». Более того, ООО «Слюдянский ЦНИ» в судебном порядке обжаловалось само решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 07.02.2011 N 986А о государственной регистрации ликвидации юридического лица - ОАО «Строитель», из чего, учитывая установленную законодательством процедуру ликвидации юридического лица, также следует вывод о том, что заявитель знал о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ОАО «Строитель».

Вместе с тем, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.10.2010 только 26.10.2011, то есть, по истечении трехмесячного срока, установленного для обжалования актов государственных органов. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем не представлено, на уважительность причин пропуска указанного срока общество не ссылается.

Согласно пункту 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении поданного заявления (решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.10.2009 г. № 5191/09).

При таких обстоятельствах, учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необоснованными проверенные в полном объеме доводы заявителя и полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А.Куклина