ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19275/13 от 25.06.2014 АС Иркутской области

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

         дополнительное здание суда:

          664011, Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело №А19-19275/2013

«02» июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 июня 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 июля 2014 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Липатовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нихочиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (ОГРН 1033801011903, ИНН 3808059441, адрес  Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 99)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесная технологическая компания» (ОГРН 1103850024618, ИНН 3811141953, адрес: 666210, Иркутская область, п. Качуг, микрорайон Звездочка, 1)

о взыскании 12 241 руб. 62 коп.

при участии в судебном заседании 25.06.2014:

от истца – Лазуткин А.Н. по доверенности от 08.12.2013 № 99, паспорт,

от ответчика – Курский М.Г. по доверенности от 28.01.201, паспорт,

установил:

Первоначально областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью
«Качугский комплекс» о взыскании ущерба в размере 14 141 руб.

ООО «Качугский комплекс» представило отзыв на иск, в котором указало, что транспортное средство, на котором перевозился груз с превышением установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, передано в аренду ООО «Лесная технологическая компания» на основании договора аренды № 1К от 14.08.2012 года.

Определением суда от 27.03.2014 по ходатайству истца произведена замена ответчика ООО «Качугский комплекс» на ООО «Лесная технологическая компания».

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23 до 25 июня 2014. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителей сторон.

При рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял исковые требования и в окончательной редакции просил взыскать с ответчика плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге в размере 12 241 руб. 62 коп.

Уточнение иска судом принято; иск рассматривается в уточненной редакции.

Ответчик в письменных пояснениях на исковое заявление указал, что истцом неверно произведен расчет исковых требований, поскольку расчет осевых нагрузок произведен в единицах измерения массы – тоннах (т), тогда как согласно приложению № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, значения предельных осевых нагрузок должны определяться в единицах измерения силы в килоньютонах (кН) либо в тоннах-сил (тс). Вместе с тем, единицей измерения силы применяемой на территории России согласно ГОСТу 8.417-2002 «Единицы величин» таблица 3 является ньютон. Таким образом, ответчиком был произведен контррасчет, единицы массы переведены в единицы силы (кН), сумма ущерба составила 11 729 руб. 89 коп. В связи с чем, ООО «Лесная технологическая компания» просило в удовлетворении остальной части требований отказать.

Исследовав материалы дела: заслушав представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Лесная технологическая компания», являясь владельцем транспортного средства КАМАЗ 65116 государственный регистрационный знак Е 222 СН 38 с полуприцепом ОДАЗ 9385 государственный регистрационный знак АН 0468 38 на основании договора аренды № 1К от 14.08.2012 года, осуществляло перевозку груза по автомобильной дороге Иркутск-Усть-Ордынский-Жигалово (Якутский тракт) с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.

Причинение вреда автомобильной дороге Иркутск-Усть-Ордынский указанным транспортным средством послужило основанием для обращения ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в арбитражный суд с настоящим иском.

Регулирование отношений, возникающих в связи с использованием  автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществление дорожной деятельности в РФ  производится  в соответствии с Федеральным законом  от 08.11.2007 № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах  и дорожной деятельности  в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 11 и 12  статьи 11  Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах  и дорожной деятельности  в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям  органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе,  установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда; определение размера вреда,  причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Согласно частям 1, 3 статьи 31 указанного Федерального закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта Российской Федерации 27.05.1996.

Как следует из материалов дела, при проведении весового контроля ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» выявлено допущенное ответчиком нарушение, выразившееся в перевозке тяжеловесного груза без получения разрешения на такую перевозку в установленном порядке.

На пункте весового контроля СП ДПС «Нижний» уполномоченным должностным лицом – инспектором ГИБДД Гришановым В.Л. установлено, что водитель Сокольников А.М. управляя транспортным средством КАМАЗ 65116 государственный регистрационный знак Е 222 СН 38 с полуприцепом ОДАЗ 9385 государственный регистрационный знак АН 0468 38, на основании путевого листа № 10.13-1 от 13-14.10.2013 года, находящимся во владении ответчика, осуществлял перевозку тяжеловесных грузов без специального разрешения по автомобильной дороге Иркутск-Усть-Ордынский.

Факт нахождения указанного транспортного средства во владении ответчика подтверждается договором аренды транспортного средства № 1К от 14.08.2012, заключенного между ООО «Лесная технологическая компания» (арендатором) и ООО «Качугский комплекс» (арендатором, собственником автомобиля).

В результате проведенной проверки весовых параметров установлено превышение предельно допустимых осевых нагрузок; при допустимой величине второй осевой нагрузки транспортного средства, составляющей 7.50 тонн, фактическая величина осевой нагрузки составила 8.70 тонн; при допустимой величине третьей осевой нагрузки транспортного средства, составляющей 7.50 тонн, фактическая величина осевой нагрузки составила 8.33 тонн; при допустимой величине четвертой осевой нагрузки транспортного средства, составляющей 8.00 тонн, фактическая величина осевой нагрузки составила 8.56 тонн; при допустимой величине пятой осевой нагрузки транспортного средства, составляющей 8.00 тонн, фактическая величина осевой нагрузки составила 8.75 тонн.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом от 13.10.2013 № 1928, составленным инспектором Дорожного хозяйства отдела весового контроля.

Водитель транспортного средства Сокольников А.М. с актом ознакомлен, акт подписал без возражений.

Проверка весовых параметров проводилась с применением средства измерения – система дорожного контроля ВА-15С-2 № 1883 свидетельство о поверке данного средства измерения № 65425-384151, действительное до 12.03.2014, № 1886 свидетельство о поверке данного средства измерения № 65425-384151, действительное до 12.03.2014; рулетка: тип «Р-30» № 11 (дата поверки 12.03.2013).

Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила возмещения вреда).

Способ определения размера платы в счет возмещения вреда установлен в пункте 5 Правил возмещения вреда; размер платы определяется в зависимости от превышения предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного для автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог; базового компенсационного индекса текущего года.

Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства по формуле, указанной в пункте 6 Правил возмещения вреда.

Согласно расчету истца размер платы в счет возмещения вреда, причиненного  транспортным средством КАМАЗ 65116 государственный регистрационный знак Е 222 СН 38 с полуприцепом ОДАЗ 9385 государственный регистрационный знак АН 0468 38, составил 12 241 руб. 62 коп.  

На основании изложенного, учитывая, что транспортным средством, владельцем которого является ответчик, причинен вред автомобильной дороге Иркутск-Усть-Ордынский, требование истца о взыскании платы в счет возмещения вреда является правомерным.

В соответствии со статьей 8, пунктом 2 статьи 307  Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают  из договора, вследствие причинения вреда и  иных оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Судом установлено, что обязанность по компенсации вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами ответчика, возникла на основании  Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих,  в том числе использования транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчик - ООО «Лесная технологическая компания» обязан возместить ущерб, причиненный дорогам общего пользования в результате перевозки тяжеловесного груза без получения разрешения на такую перевозку в установленном порядке.

Проверив расчет платы в счет возмещения вреда, суд приходит к выводу, что размер платы исчислен заявителем верно.

В соответствии с пунктом 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается по формуле:

,

где:

- размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

- размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле: , где:

- базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1,  = 1);

- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Предельно допустимые массы транспортного средства, предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства установлены в Приложении № 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272.

Согласно указанному приложению показатели предельно допустимых осевых нагрузок дифференцируются в зависимости от категории автомобильных дорог.

Из представленных истцом документов усматривается, что автомобильная дорога Качуг-Иркутск, по которой осуществлялось движение транспортного средства ответчика, относится к II и III категории.

Согласно пункту 4.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» нагрузку на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожной одежды следует принимать для дорог: I-II категории – 115 кН (11,5 тс), III-IV категории - 100  кН (10 тс), V категории - 60 кН (6 тс).

Из уточненного расчета истца усматривается, что расчет платы в счет возмещения вреда составлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размер платы в сумме 12 241 руб. 62 коп. исчислен заявителем верно.

Исследовав доводы ответчика о неверном применении истцом при исчислении осевых нагрузок единиц измерения, а именно единиц измерения массы – тонн (т), тогда как в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 значения осевых нагрузок должны определяться в единицах измерения силы – килоньютонах (кН) либо в тоннах-сил (тс), суд приходит к следующему.

Из представленного в материалы дела акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 1928 от 13.10.2013 усматривается, что значения предельно допустимых осевых нагрузок, фактических нагрузок по осям приведены в тоннах (т).

Вместе с тем, из пояснений представителя истца и представленных истцом документов (скриншота страницы программного обеспечения «система весового контроля», руководства по эксплуатации «Весы автомобильные переносные ВА-15С-2») усматривается, что взвешивание осевых нагрузок фактически осуществляется в единицах измерения «тоннах-сил» (тс), также имеется возможность осуществлять взвешивание в килоньютонах (кН) (данная единица измерения истцом не используется).

Килограмм-сила является единицей измерения силы в системе единиц МКГСС и равна силе, сообщающей телу массой один килограмм ускорение 9,80665 м/с2 (ускорение свободного падения).

Единица измерения «килограмм-сила» равна силе, с которой тело массой один килограмм давит на весы на поверхности Земли, следовательно «тонна-сила» равна весу одной тонны в условиях земной поверхности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что указание в акте от 13.10.2013 № 1928 значений нагрузок на оси транспортного средства в тоннах не привело к неверному исчислению данных значений, в связи с чем, доводы ответчика являются необоснованными.

При обращении в арбитражный суд с настоящим иском истец уплатил государственную пошлину в размере 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением 23.12.2013 № 1087143.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика согласно требованиям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и взысканию с него в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Лесная технологическая компания» в пользу областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в счет возмещения ущерба 12 241 руб. 62 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                               Ю.В. Липатова