ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19288/09 от 21.10.2009 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8 (395-2) 24-12-96; факс 8 (395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-19288/09-52

«21» октября 2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота»

к Прибайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене постановления

при участии в заседании:

от заявителя: представитель по доверенности ФИО1;

от административного органа: не присутствовал;

установил:

Открытое акционерное общество «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» (далее – ОАО «Алексеевская РЭБ флота», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 312/Юл от 20.08.2009 года о назначении административного наказания Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган).

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 14 октября до 21 октября 2009 года.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Дело рассматривается в порядке п. 2 ст. 210 АПК РФ, в отсутствие представителя административного органа.

Как следует из акта № ТБ-511-09 от 19.08.2009 года, в период с 18.08.2009 года по 21.08.2009 года Прибайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведено обследование котельной, принадлежащей ОАО «Алексеевская РЭБ флота» по вопросу готовности отопительных и производственно-отопительных котельных к работе в осенне-зимний период.

При проведении проверки административным органом были выявлены нарушения, а именно:

- отсутствует план мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2009/2010;

- отсутствует распорядительный документ, регламентирующий работу с персоналом, теплотехнический персонал не обеспечен правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации. Отсутствуют программы, графики проведения противоаварийных, противопожарных тренировок, тренировки не проводятся;

- на котельной проведены работы по реконструкции, установлены новые котлы, работающие на щепе. Работы проведены без проекта, согласованного в органах Госэнергонадзора, не получено разрешение органов Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию;

- отсутствуют технические паспорта зданий, сооружений технологических узлов оборудования;

- руководители предприятия, специалист по охране труда не прошли проверку знаний ПТЭ ТЭ в органах Ростехнадзора, не назначены приказом лица ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, тепловых сетей и теплопотребляющих энергоустановок по предприятию и их заместители. На предприятии отсутствует постоянно действующая комиссия по проверке знаний у оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала;

- не окончены работы по проведению ППР оборудования котельной, здания котельной;

- отсутствуют устройства теплотехнического контроля, автоматического регулирования, технологические защиты;

- не проведены гидравлические испытания и промывка трубопроводов тепловых сетей. Отсутствует акт Г.И. и проведения промывки;

- котельная не оснащена средствами пожаротушения. Отсутствует график проверки средств пожаротушения;

- не обеспечен нормативный запас топлива, необходимого для отопительного сезона, на момент проверки 180 т.н.т., необходимо 3200 т.н.т.

В связи с чем административным органом выставлено обществу предписание № ТБ-511/09 от 18.08.2009 года об устранении нарушений в срок до 30.09.2009 года.

По результатам проверки заместителем Осетровского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры 20.08.2009 года принято постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Алексеевская РЭБ флота» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении передано на рассмотрение в Братский отдел энергетического надзора.

Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрев материалы дела об административном правонарушении приняло постановление № 312/Юл от 20.08.2009 года о назначении ОАО «Алексеевская РЭБ флота» административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

В обоснование заявленных требований общество указало на то, что проверка, проведенная административным органом в период с 19 по 21 августа, была проведена без надлежащего оформления и предъявления распоряжения (приказа) о проведении проверки. Результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, поскольку проведены административным органом с грубым нарушением установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок.

Заявитель также указал на то, что журнал проверок, в котором должностными лицами административного органа осуществляется запись о проведенной проверке, был представлен обществом при проверке, однако должностное лицо административного органа в ходе осуществления проверки отказалось сделать в нем соответствующую запись. Также в акте проверки не отражен отказ от подписания журнала проверки.

Кроме того, заявитель указал на то, что рассмотрение дела об административном правонарушении 20.08.2009 года осуществлено в отсутствие законного представителя общества. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.03.2007 года по делу

№ А19-7609/06-29 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 01.10.2009 года, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 Заявитель полагает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании общества несостоятельным (банкротом) и утверждения конкурсного управляющего (19.03.2007 года), законным представителем общества является конкурсный управляющий ФИО2, а и.о. исполнительный директор ФИО3, в присутствии которого проводилась проверка, таковым не является.

На основании изложенного общество считает, что нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, так как существенно нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого в ответственности.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно п. 3 ст. 1 указанного закона положения Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям, в том числе при осуществлении прокурорского надзора.

Из письма № 2-01-09 от 13.08.2009 года Осетровской транспортной прокуратуры следует, что в соответствии с указанием Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры запланировано проведение проверки готовности котельной, принадлежащей ОАО «Алексеевская РЭБ флота», к осенне-зимнему отопительному сезону 2009-2010 г.г. совестно с представителем Братского отдела энергетического надзора Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Проверка будет проводиться с 18 по 21 августа 2009 года.

Таким образом, довод заявителя о том, что проверка проведена с нарушением установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, а также довод заявителя о том, что должностным лицом административного органа должна быть внесена запись о проведении проверки в журнал проверок, суд считает несостоятельным.

Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Иркутской области по делу № А19-7609/06-29 решением от 19.03.2007 года ОАО «Алексеевская РЭБ флота» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, до 19.03.2008 года. Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО2

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.03.2009 года срок конкурсного производства в отношении ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и полномочия конкурсного управляющего должника продлены до 01.10.2009 года.

В соответствии с п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Согласно п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Таким образом, законным представителем ОАО «Алексеевская РЭБ флота» с 19.03.2007 года является конкурсный управляющий ФИО2

Как следует из акта № ТБ-511-09 от 19.08.2009 года, проверка, проведенная в период с 18 августа по 21 августа 2009 года административным органом, была проведена в присутствии исполнительного директора ФИО3, который не является законным представителем общества.

Согласно статье 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным органом при рассмотрении настоящего дела не представлены доказательства извещения конкурсного управляющего ОАО «Алексеевская РЭБ флота» ФИО2 о проведении проверки, и о том, что законный представитель общества был надлежащим образом уведомлен и приглашен на рассмотрение результатов проведенной проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В материалах дела отсутствуют доказательства отправки либо вручения конкурсному управляющему ОАО «Алексеевская РЭБ флота» ФИО2 уведомления о проведения проверки, уведомления на рассмотрение 20.08.2009 года результатов проведенной проверки.

Представленное Управлением в материалы дела извещение Осетровской транспортной прокуратуры от 13.08.2009 года № 2-01-09 о проведении проверки, адресованное конкурсному управляющему ОАО «Алексеевская РЭБ флота» ФИО2, не может быть признано доказательством извещения, поскольку отсутствует отметка о вручении законному представителю общества. Доказательства отправки извещения почтовым отправлением административным органом не представлено.

Следовательно, проверка проведена с нарушением норм Кодекса об административных правонарушениях.

Довод административного органа о том, что общество надлежащим образом было уведомлено о проведении проверки и то, что при проведении проверки участвовал законный представитель ОАО «Алексеевская РЭБ флота» ФИО3 по доверенности от 05.06.2009 года, выданной конкурсным управляющим ФИО2, суд находит несостоятельным, поскольку из указанной доверенности не следует, что конкурсный управляющий ФИО2 уполномочил ФИО3 на представление интересов при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 10 пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление № 312/Юл от 20.08.2009 года является незаконным, в связи с чем его следует отменить полностью.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ОАО «Алексеевская РЭБ флота» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 312/Юл от 20.08.2009 года подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167–170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 312/Юл от 20.08.2009 года о назначении административного наказания Открытому акционерному обществу «Алексеевская РЭБ флота», предусмотренного ст. 9.11 Кодекса об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия и по истечении указанного срока вступает в законную силу.

Судья Т.Ю. Чемезова