ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19397/09 от 23.11.2009 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-19397/09-65

23.11.2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   23.11.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено   23.11.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Красько Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания Красько Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Реалайт»

к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности, ФИО2 – представитель по доверенности,

от административного органа – ФИО3 – представитель по доверенности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Реалайт» (далее – заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее – административный орган; миграционная служба) с заявлением об отмене постановления по делу № 11/17-223305 от 25.08.2009.

Представители заявителя в судебном заседании требование поддержали, в качестве основания отмены оспариваемого постановления указали, что нарушение требований закона произошло в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами миграционной службы своих обязанностей, кроме того, указали на то, что в оспариваемом постановлении не конкретизированы противоправные действия общества, указание в протоколе об административном правонарушении на составление его ФИО4, при этом подписание протокола ФИО5, не соответствие действительности даты выявления события административного правонарушения.

Представитель административного органа в судебном заседании требование оспорил, указав на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 16.11.2009 до 17.11.2009 11 час. 00 мин., с 17.11.2009 до 19.11.2009 16 час. 00 мин., с 19.11.2009 до 23.11.2009 15 час. 30 мин.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156, статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании поступивших от работника общества – начальника отдела кадров ФИО1 материалов на получение многократных виз на граждан КНР, 13.08.2009 административным органом выявлено незаконное пребывание гражданин КНР ФИО7 Ицзюнь, ФИО7 Кайлун, ФИО10 Чжунбао, Цзянь Бихуа, Гуань Шэня, Линь Юньгао, ФИО7 Цзинго, ВэйФулянь, ФИО7 Минхуа, ФИО7 Чэнгуй, ФИО6, ФИО7 Цзинхуа, Лу Гулинь, ФИО8, ФИО9 Фццюань, ФИО10 Чжунян на территории Российской Федерации, поскольку срок их временного пребывания закончился 31.07.2009, в связи с чем 27.08.2009 в отношении общества составлен протокол МС № 223305 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражено, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении установленного порядка оформления документов иностранных граждан на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

02.09.2009 постановлением миграционной службы общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Заявитель, полагая, что постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, согласно следующего.

Согласно материалам дела, граждане КНР ФИО7 Ицзюнь, ФИО7 Кайлун, ФИО10 Чжунбао, Цзянь Бихуа, Гуань Шэня, Линь Юньгао, ФИО7 Цзинго, ВэйФулянь, ФИО7 Минхуа, ФИО7 Чэнгуй, ФИО6, ФИО7 Цзинхуа, Лу Гулинь, ФИО8, ФИО10 Чжунян ФИО9 Фццюань прибыли на территорию Российской Федерации в порядке, требующем получения визы, поставлены на миграционный учет до 30.08.2009, ФИО9 Фццюань – до 06.10.2009. Местом пребывания указан адрес: <...>, в качестве принимающей стороны указано ООО «Реалайт», которым, как следует из материалов дела на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников № 39008 от 27.02.2009 с указанными гражданами КНР заключены трудовые договоры от 02.06.2009 сроком действия до 31.03.2010.

Как следует из материалов дела, визы выданы вышеуказанным гражданам КНР по 31.07.2009.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, порядок регулирования отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определены Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" № 115-ФЗ от 25.07.2002 (далее - Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 5 Закона).

В силу статьи 35 Закона № 115-ФЗ должностные лица организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Буквальное текстуальное толкование диспозиции нормы части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводит к выводу о том, что объективную сторону данного правонарушения образуют нарушения установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, на право проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства и выезда за ее пределы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении от 29.04.2009, не определены конкретные нарушения обществом установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, на право проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства и выезда за ее пределы, то есть не изложены фактические обстоятельства, установленные административным органом.

Протокол содержит только ссылку на подпункт 5 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривающий обязанность принимающей стороны содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Вместе с тем, статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено указание в протоколе об административном правонарушении в том числе места, времени и события административного правонарушения (описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава правонарушения).

Оспариваемое постановление от 02.09.2009 в нарушение положений статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не содержит сведений о том, в чем конкретно выразилось нарушение обществом установленного порядка оформления документов иностранных граждан на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Кроме того, в силу частей 2, 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим.

Из имеющегося в материалах дела протокола об административном правонарушении от 27.08.2009 № 223305 следует, что указанный документ составлен заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Иркутской области ФИО11, а подписан старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Иркутской области ФИО12, что исключает возможность достоверно установить должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и свидетельствует о нарушении процедуры составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, протокол от 27.08.2009 № 223305 не являются допустимыми доказательствами по данному административному делу, соответственно не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные нарушения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носят неустранимый характер, являются существенными для дела, и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления

Руководствуясь статьями 167-170; 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 25.08.2009 по делу № 11/17-223305 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Реалайт», расположенного по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Степана Разина, 27-204, основной государственный регистрационный номер 1073808000936, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья: Б.В. Красько