ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19440/20 от 13.01.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-19440/2020

20.01.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  13.01.2021 года.

Решение  в полном объеме изготовлено   20.01.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.Л. Пахалуевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Министерству сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения, изложенного в письме №02-57-2961/20 от 31.07.2020г.,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Закрытого акционерного общества «Тельминское»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: предпринимателя ФИО1, паспорт,

от  Министерства: ФИО2, представителя по доверенности,

от 3-го лица – не явилось,

             установил:

первоначально индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Иркутской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ИП ФИО1 субсидии на элитные семена.

В ходе судебного разбирательства заявитель на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об изменении предмета заявленных требований и просит признать незаконным решение Министерства сельского хозяйства Иркутской области,  изложенное в письме №02-57-2961/20 от 31.07.2020г.

Изменение предмета заявленных требований было принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.

В судебном заседании ИП ФИО1 поддержал заявленные требования в уточненной редакции по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Министерства ФИО2 требования заявителя не признала, привела доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнительных письменных пояснениях, пояснив, что основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур явилось несоблюдение ИП ФИО1 условий, установленных абз. 7 п.27 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.03. 2013г. №78-пп.

По мнению Министерства, на момент подачи заявки и документов на предоставление субсидии заявитель не мог не знать, что одним из условий её предоставления является наличие у организации, осуществляющей производство элитных семян сельскохозяйственных культур, сертификата соответствия на реализуемые элитные семена, действующего на дату реализации элитных семян.

 Третье лицо о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом,  в судебное заседание не явилось, в представленном 11.12.2020г. отзыве на заявление предпринимателя, поддержало позицию заявителя, указав, что необходимый для получения сертификата соответствия пакет документов был  подан в орган сертификации в установленный положением о порядке проведения сертификации физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий срок, причиной же задержки выдачи ЗАО «Тельминское» сертификата соответствия явились неправомерные действия ФГУП  «Россельхозцентр» по Иркутской области и Региональной комиссии Иркутской области по сертификации и формированию реестра семеноводческих хозяйств в Иркутской области.

В судебном заседании 29.12.2020 в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 13.01.2021г.

Дело рассматривается в соответствии со статьёй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения заявителя и представителя Министерства, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) 08.07.2016г., ОГРНИП <***>. Основным видом деятельности предпринимателя является выращивание зерновых культур.

На основании договора поставки от 17.03.2020г. №23, заключенного с ЗАО «Тельминское» (поставщик), ИП ФИО1 были приобретены семена зерновых культур категории Элита на общую сумму 13035000руб.

Между Министерством сельского хозяйства Иркутской области (Министерство) и индивидуальным предпринимателем ФИО1(Получатель) 13.04.2020г. заключено соглашение (далее - Соглашение) о предоставлении из областного бюджета субсидии на 2020г. в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства.

Согласно п.3.1 данного Соглашения субсидии предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 года №78-пп на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, при соблюдении Получателем условий и предоставлении в Министерство документов, определенных в приложении к настоящему Соглашению.

Предприниматель 25.06.2020г. обратился в Министерство сельского хозяйства Иркутской области с заявлением о предоставление субсидии на приобретение элитных семян с приложением необходимого пакета документов.

По результатам проверки представленных документов Министерством 31.07.2020г. в адрес заявителя направлено письмо исх. №02-57-2961/20 которым предприниматель был уведомлен о принятии Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением условия предоставления субсидий, установленных п.27 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 года №78-пп.

Заявитель, полагая, что отказ Министерства сельского хозяйства Иркутской области в предоставлении субсидии является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд  считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 4 статьи 14 названного закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, подлежащей применению) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются  из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 года №78-пп в целях поддержки сельскохозяйственного производства в Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» разработано и утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства (далее - Положение).

Пунктом 27 названного Положения (в редакции, действовавшей на момент заключения сторонами Соглашения от 13.04.2020г.) определены условия предоставления субсидий из областного бюджета.

Одним из таких условий является: приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур у организаций, осуществляющих производство элитных семян сельскохозяйственных культур на территории Иркутской области и имеющих на дату реализации элитных семян сельскохозяйственных культур сертификат соответствия, выданный по результатам прохождения добровольного подтверждения соответствия процессов производства элитных семян сельскохозяйственных культур на основании статьи 21 Федерального закона «О техническом регулировании».

В соответствии с п. 20 Положения основаниями отказа в предоставлении субсидий на этапе рассмотрения заявки являются: непредставление (представление не в полном объеме) документов, установленных подпунктами 7, 8 пункта 10 настоящего Положения (за исключением документов, установленных подпунктом 8 пункта 10 настоящего Положения, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов); представление документов, установленных подпунктами 7, 8 пункта 10 настоящего Положения (за исключением документов, установленных подпунктом 8 пункта 10 настоящего Положения, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов), по истечении установленных министерством сроков; несоблюдение условий, установленных подпунктом 8 пункта 7, главами 3 - 8 настоящего Положения; недостоверность представленной получателем информации.

Основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур явилось несоблюдение ИП ФИО1 условий, установленных абз. 7 п.27 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.03. 2013г. №78-пп.

Как следует из материалов дела между ЗАО «Тельминское» (поставщик) и ИП ФИО1 (покупатель) 17.03.2020г. заключен договор поставки №23, по условиям которого поставщик принял на себя обязательства поставить покупателю семена зерновых культур категории Элита.

Во исполнение обязательств по Договору ЗАО «Тельминское» передало предпринимателю сельхозпродукцию на общую сумму 13035000руб.

Факт передачи продукции подтверждается представленным в материалы дела УПД № 100 от 12.05.2020.

В ходе проверки документов, представленных 25.06.2020г. предпринимателем в целях получения субсидии на приобретение элитных семян, Министерством, было установлено, что срок действия сертификата соответствия №РСЦ 038038 Е9 0018-15, выданного ЗАО «Тельминское», истек 18.03.2020г.

Поскольку отсутствие у организации, осуществляющей производство элитных семян сельскохозяйственных культур, на дату реализации семян сертификата соответствия является нарушением условий предоставления субсидий, определенных Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, отказ заявителю в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур является обоснованным.

Доводы заявителя и третьего лица о том, что причиной задержки выдачи ЗАО «Тельминское» сертификата соответствия явились неправомерные действия ФГУП  «Россельхозцентр» по Иркутской области, суд оценивает критически, так как указанное  обстоятельство не свидетельствует о надлежащем выполнении заявителем условий предоставления субсидии и незаконности оспариваемого решения Министерства.

Суд соглашается с доводами Министерства о том, что представленный заявителем сертификат соответствия ЗАО «Тельминское» РСЦ 038 001 Е9 1288-20 со сроком действия с 11.08.2020г. не мог быть рассмотрен как дополнение к ранее представленным документам, поскольку на момент его представления истек срок приема документов на предоставление субсидии.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение, изложенное в письме №02-57-2961/20 от 31.07.2020г., является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. На решение может быть подана апелляционная жалоба  в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение одного месяца со дня  его принятия.

Судья                                                                                                                         М.В. Луньков