ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19594/19 от 11.11.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-19594/2019

18.11.2019г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.11.2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18.11.2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666811, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рабочий <...>)

к КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666811, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рабочий <...> дом/10)

о признании недействительным представления № 1 от 12.07.2019,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности.

установил:

КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА о признании недействительным представления № 1 от 12.07.2019.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в нем материалам.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Из материалов дела следует, что Контрольно-счетной палатой Мамско-Чуйского района (далее - КСП) с 13.05.2019г. по 31.06.2019г. проведена проверка Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее - КУМИ) в части соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, в том числе переданного имущества п. Согдиондон и п. Горая-Чуя, с. Усть-Чуя.

По итогам проведенной проверки составлен акт проверки № 3-а от 03.07.2019 г., на который КУМИ направлены пояснениями и замечаниями с приложением копий дополнительных соглашений к договорам аренды, копий исполнительных листов, копий решений Арбитражного суда Иркутской области, копий постановлений Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, копий постановлений Четвертого арбитражного апелляционного суда.

12.07.2019 КСП вынесено представление № 1, в котором указано, что по результатам контрольного мероприятия установлено, что управление и распоряжение муниципальным имуществом КУМИ осуществляется неэффективно:

- анализ нормативной-правовой базы показал, что правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом нуждаются в приведении в соответствие с действующим законодательством;

- поступления в бюджет Мамско-Чуйского района за период 2017-2019 годы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности составляют 50%. Причиной низкого исполнения плана по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, является систематическая задолженность ООО «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (далее - ООО «МПКК»), ООО «Мамский аэропорт» за аренду муниципального имущества;

- в ходе проверки установлено, что в бюджете района на 2019 год предусмотрены доходы от сдачи имущества в сумме 938,5 тыс. рублей, что не соответствует представленному КУМИ реестру арендаторов на 2019 год – 1407,1 тыс. рублей, согласно пояснениям КУМИ первоначально не учтены результаты экспертизы оценки арендной платы в результате которой произошло повышение аренды на 10 %;

- несмотря на то, что ООО «МПКК» с момента заключения договоров аренды не исполняет условия договора и не перечисляет в бюджет района арендную плату, договоры были пролонгированы КУМИ (имущественный комплекс с 11.07.2016-31.05.2019, транспортные средства). При этом арендованное имущество (транспортные средства 7 единиц) изъято в нерабочем разукомплектованном состоянии, что свидетельствует о неэффективном использовании муниципального имущества района;

- в ходе проверки установлено, что что электростанция дизельная АД-315С балансовой стоимостью 1542,2 тыс. рублей установлена в п. Мама (котельная «Школьная»), дизельный электроагрегат АД 315-С-Т400-1РГНМ балансовой стоимостью 2097,5 тыс. рублей установлен в п. Мама (котельная разведки) числится в п. Луговский. Вышеуказанное имущество подлежит передаче в безвозмездное пользование Мамского городского поселения, до настоящего времени договор с Мамским городским поселение не подписан.

Названным представлением КУММИ предписано принять исчерпывающие меры, направленные на исключение фактов нарушений, информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах представить в КСП в срок до 12.08.2019.

Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее также - контрольно-счетные органы) установлены Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В статье 10 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлено, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.

Согласно частям 1-3 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ закрепляет, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые организации представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Статьей 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ установлено, что требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации) (ч. 1).

Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Статьей 21.1. Устава муниципального образования Мамско-Чуйского района (утвержден решением районной Думы Мамско-Чуйского района от 15 декабря 2000 года N 17) установлено, что КСП района является органом местного самоуправления, образуемым районной Думой в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. КСП района обладает правами юридического лица, имеет печать, официальный бланк со своим наименованием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о КСП района, утверждаемым районной Думой (часть 1 и 2).

Полномочии и компетенции Контрольно-счетной палаты определены Положением о Контрольно-счетной палате муниципального образования Мамско-Чуйского района, утвержденным решением Думы района от 26.07.2012 № 102 в редакции решений Думы района от 28.04.2014 № 23, от 25.09.2017 № 119 (далее - Положение о КСП района).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, аналогичные правила содержаться в подпункте 5 пункта 1 статьи 9 Положения о КСП района.

Пункт 2 статьи 4 Положении о КСП района к задачам КСП в области использования и распоряжения муниципальным имуществом относит в частности - осуществление контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и оценку эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с установленным порядком.

Статьей 34 Устава района установлено, что администрация района является органом местного самоуправления Мамско-Чуйского района, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В состав администрации района входят мэр, первый заместитель, заместители мэра района, органы администрации, их должностные лица. Структура администрации района утверждается Думой района (части 1, 2, 3 статьи 34 Устава района).

В соответствии с пунктом 2.3. части 2 статьи 35 Устава района, администрация района разрабатывает и представляет мэру района проект бюджета района, проекты планов и программ развития района, отчеты об их исполнении, проекты иных муниципальных правовых актов района по вопросам местного значения, отнесенных к ведению района.

Согласно пунктам 2.9., 2.11., 2.15. части 2 статьи 30 Устава района мэр района обладает правом внесения в Думу района проектов решений, в том числе об изменениях и дополнениях в Устав Мамско-Чуйского района, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Думой района, организует исполнение и контроль над ходом их исполнения, возглавляет администрацию района.

Пунктом 3.13. части 3 статьи 30 Устава района установлено, что мэр района как глава администрации района: разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы района проекты нормативных правовых актов по вопросам компетенции Думы района.

Статья 24 Устава района относит к вопросам компетенции Думы района, в частности полномочия по: утверждению структуры администрации района по представлению мэра района; рассмотрению и утверждению бюджета района и отчета об его исполнении, осуществление контроля за исполнением бюджета района и осуществление других полномочий в соответствии с бюджетным законодательством; определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящегося в муниципальной собственности; принятию решения о передаче муниципального имущества в государственную собственность, из муниципальной собственности района в собственность иных муниципальных образований и иные полномочия, отнесенные федеральным, областным законодательством и настоящим Уставом к компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района.

Из содержания пункта 1 части 5 статьи 24 Устава района следует, что нормативные и иные правовые акты Думы района принимаются в форме решения.

Согласно подпункту 9 пункта 3.1. Положения о КУМИ муниципального образования Мамско - Чуйского района, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 12.10.2012 № 108 (далее - Положение о КУМИ района) одной из основных задач, возложенных на КУМИ района является разработка проектов программ, порядков и положений, иных нормативных правовых актов муниципального образования Мамско-Чуйского района в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Мамско-Чуйского района, земельными участками.

Как видно из материалов проверки (программы проверки, акта проверки, представления), одним из вопросов контрольного мероприятия являлся анализ нормативной правовой базы, регламентирующий порядок использования муниципального имущества Мамско - Чуйского района в целях установления соответствия муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок учета, управления и распоряжения.

В ходе проверки выявлены несоответствия, противоречия и разночтения, содержащиеся в ряде муниципальных правовых актах, регламентирующих отношения в сфере учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом и нуждающееся в приведение их в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

В соответствии с подпунктом 8.1. пункта 8 вышеназванного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско - Чуйского района, утвержденного решением Думы района от 17.03.2015 № 58 муниципальное имущество подлежит учету в Реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее - Реестр).

Целью создания и ведения Реестра является обеспечение надежной основы для организации единой системы учета и управления объектами муниципальной собственности (подпункт 8.2. пункта 8 Порядка).

Держателем Реестра является Комитет, на который возлагается ответственность за ведение Реестра, его полноту, правильность и сохранность информации (подпункт 8.3. пункта 8 Порядка).

Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 4.2. Положения о КУМИ района в обязанности КУМИ района входит вести учет муниципального имущества, сделок с ним и заключенных в отношении такого имущества договоров.

Решением Думы района от 13.12.2005 № 76 утверждено Положение «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско - Чуйского района».

Как усматривается из пункта 1.1. Положения «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско - Чуйского района» данное Положение разработано в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества».

Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден «Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Названным Приказом устанавливаются правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе.

Однако, в нарушение подпункта 9 пункта 3.1. Положения о КУМИ района и положений статей 3, 24, 30, 35 Устава района соответствующих проектов муниципальных правовых актов КУМИ района разработано не было (проекта о внесении изменений в «Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско - Чуйского района», проекта о признании утратившим силу Положения «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско - Чуйского района»).

Доказательств разработки н внесения проектов нормативных правовых актов муниципального образования Мамско-Чуйского района в сфере учета, управления и распоряжения муниципальным, нуждающихся в приведение в соответствие с действующим законодательством на рассмотрение Думы района - заявителем (КУМИ района) ни в ходе проверки, ни по её окончанию (составление акта проверки и доведения его до объекта проверки) не представлено.

Суд отмечает, что Положение «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско - Чуйского района» было отменено решением Думы района № 29 от 08.08.2019, то есть после выдачи представления.

Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

КУМИ района от имени муниципального образования Мамско-Чуйского района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, передает во временное владение и пользование (аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и т.д.) объекты муниципальной казны (подпункты 1,17 пункта 3.2.1 Положения о КУМИ района).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3.1. Положения о КУМИ района к числу основных задач возлагаемых на КУМИ района относится обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования Мамско-Чуйского района и увеличение доходов бюджета муниципального образования Мамско-Чуйского района.

В соответствии с подпунктом 3.3.2. пункта 3.3. «Порядка управления и распоряжении имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района» от 17.03.2015 № 58 КУМИ района - осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет муниципального образования Мамско-Чуйского района средств от приватизации и использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, принимает необходимые меры для обеспечения данных поступлений в отношении лиц, на которых возложена обязанность перечисления в бюджет муниципального образования Мамско-Чуйского района соответствующих плаз ежей, аналогичная норма содержится в подпункте 7 пункта 3.2.1. Положения о КУМИ района.

Как усматривается из акта проверки и преставления, в ходе проверки выявлено низкое исполнение плана по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно доходы от муниципального имущества переданного КУМИ района в аренду поступали в бюджет района в размере - 50 % от запланированного уровня таких поступлений в 2018 году.

Причины низкого исполнения плана по доходам от аренды муниципального имущества в проверяемом периоде обосновываются КУМИ района наличием систематической задолженности по арендной плате арендаторов: ООО «МПКК» и ООО «Мамский аэропорт».

Из изложенного усматривается, что получения запланированного (наилучшего) результата по поступлению доходов от передачи в аренду муниципального имущества в КУМИ района достичь не удалось.

Доводы заявителя о взыскании задолженности в судебном порядке могут свидетельствовать о принятии заявителем действий по устранению имеющихся нарушений, однако не свидетельствуют о надлежащем исполнении исполнения плана по доходам от аренды муниципального имущества.

Подпунктом 1 пункта 4.2. Положения о КУМИ района установлено, что КУМИ района обязан вести учет муниципального имущества, сделок с ним и заключенных в отношении такого имущества договоров.

Из подпункта 23 пункта 3.2. Положения о КУМИ района следует, что КУМИ района ведет, в том числе Реестр договоров безвозмездного пользования, учет договоров аренды объектов нежилого фонда.

В ходе проверки договоров аренды муниципального имущества, платежных поручений на перечисление арендных платежей и реестров арендаторов муниципального имущества, представленных КУМИ района, КСП выявлено отклонение (разница) между суммой доходов от арендной платы, зафиксированной в реестрах арендаторов муниципального имущества на 2019 год в размере 1 407, 1 тыс. руб. и суммой доходов от аренды муниципального имущества - 938, 5 тыс. руб. запланированной в решении Думы района от 02.04.2019 № 22 «О внесении изменений в решение Думы Мамско - Чуйского района от 27.12.2018 № 13 «О бюджете муниципального образования Мамско - Чуйского района на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годы», поскольку КУМИ района не были учтены результаты экспертизы оценки арендной платы на 2019 год, что повлекло необоснованное увеличение уровня доходов от арендной платы на 10 %.

В силу подпункта 7 пункта 3.1. Положения о КУМИ района на КУМИ района возложена задача по осуществлению администрирования поступлений в бюджет муниципального образования Мамско-Чуйского района в соответствии с правовыми актами муниципального образования Мамско-Чуйского района.

В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 24 Устава района Дума района рассматривает и утверждает бюджет района и отчет об его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета района и осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Нормативный правовой акт о бюджете района на соответствующий год принимается Думой района в форме решения (пункт 1 части 5 статьи 24 Устава района).

Вместе с тем, объективно проверяемых доказательств, обосновывающих реалистичность (расчета доходов) - увеличения уровня поступлений (доходов) от аренды муниципального имущества в бюджет района на 2019 год от запланированного в вышеуказанном решении Думы района о бюджете района на 2019 год, КУМИ района не представлено ни входе проверки, ни после составления акта проверки и доведения его сведения руководителя КУМИ района.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации ююджетная система Российской Федерации основана на принципах:

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

достоверности бюджет.

Неисполнение плана по доходам (не внесение в него изменений), существенное отклонение (разница) между суммой доходов от арендной платы, зафиксированной в реестрах арендаторов, противоречит принципам сбалансированности и достоверности бюджета, эффективности использования бюджетных средств.

Суд отмечает, что сам факт того отклонение (разница) между суммой доходов от арендной платы, зафиксированной в реестрах арендаторов муниципального имущества на 2019 год в размере 1 407, 1 тыс. руб. и суммой доходов от аренды муниципального имущества - 938, 5 тыс. руб. запланированной в решении Думы района от 02.04.2019 № 22 «О внесении изменений в решение Думы Мамско - Чуйского района от 27.12.2018 № 13 «О бюджете муниципального образования Мамско - Чуйского района на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годы», заявителем не оспаривается, документально не опровергнуто и было признано в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, требование КСП района отраженное в представлении в указанной части направлено на соблюдение в муниципальном образовании Мамско - Чуйский район достоверного, обоснованного (реалистичного) администрирования поступлений доходов от аренды муниципального имущества в бюджет района в соответствии с правовыми актами муниципального образования Мамско-Чуйского района (в соответствии с решением Думы района о бюджете района на 2019 год).

Заявитель, не приводит каких - либо доводов относительно данных нарушений и недостатков, поименованных в представлении КСП района, не указывает каким образом включение этих нарушений и недостатков нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

«Положение о порядке предоставления в аренду, безвозмездное пользование объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района», утвержденное решением Думы района от 30.03.2017 № 112 (далее - Положение от 30.03.2017 № 112) - определяет порядок передачи в аренду, безвозмездное пользование
объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско - Чуйского района (пункт 1.2. Положения от 30.03.2017 № 112).

Согласно пункту 1.4. Положения от 30.03.2017 № 112 администрация Мамско-Чуйского района в лице КУМИ района выступает Арендодателем или Ссудодателем в отношении объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района, подлежащим передаче в аренду или безвозмездное пользование.

В силу пункта 1.10. Положения от 30.03.2017 № 112 - основным документом, регламентирующим отношения по аренде, безвозмездному пользованию конкретного объекта муниципального имущества, является договор аренды, безвозмездного пользования.

Из акта проверки видно, что в ходе контрольного мероприятия КСП района исследовался ряд договоров аренды муниципального имущества (заключенных между КУМИ района и ООО «МПКК»), в том числе: договор аренды (имущественный комплекс) от 11.07.2016 № 01; договор аренды от 23.07.2017 № 02; договор аренды от 11.12.2017 № 04-2017; договор аренды 16.09.2015 № б/н, а также производился осмотр объектов аренды, о чем комиссией из числа работников КУМИ района и администрации района составлены акты осмотра транспортных от 05.06.2019 №№ 1, 2, 3, 4 и акт осмотра технических средств от 29.06.2019, составленный комиссией, состоящей из депутата районной Думы, председателя КСП района, представителя (ведущего специалиста по имущественным, земельным и правовым отношениям) КУМИ района (листы 7. 8, 9 акта проверки).

Как усматривается из материалов проверки (акта проверки, вышеназванных актов осмотра), муниципальное имущество (имущество казны района), переданное ООО «МПКК» в аренду в результате его эксплуатации последним оказалось в состоянии непригодном для эксплуатации и требует вложения дополнительных бюджетных средств для осуществления ремонтно-восстановительных работ. Данные факты подтверждаются также представленными фотографиями (л.д. 51-58 т.2).

Указанные факты заявителем также не опровергнуты.

Пункт 4.6. Положения от 30.03.2017 № 112 предусматривает возможность досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по требованию Арендодателя в случаях, когда Арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или использует имущество не по целевому назначению; в случае передачи Арендатором имущества в субаренду или пользование третьим лицам, либо передачи право аренды в качестве предмета залога или вклада без письменного разрешения Арендодателя; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

Поименованные выше договоры аренды муниципального имущества содержали условия установленные пунктом 4.6. Положения от 30.03.2017 № 112, предусматривающие возможность досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по требованию арендодателя (КУМИ района).

При рассмотрении дел о взыскании убытков и задолженности по арендной плате по договорам аренды муниципального имущества судебными актами (дело №А19-27187/2017) установлено нарушение арендатором - ООО «МПКК» принятых договорных обязательств, в результате чего муниципальному имуществу (объектам аренды) причинен значительный материальный ущерб и образовалась задолженность (более двух раз подряд) по арендной плате перед арендодателем - КУМИ района.

Вместе с тем, как видно из акта проверки договор аренды от 11.07.2016 № 01; договор аренды от 11.12.2017 № 04 - 2017; договор аренды 16.09.2015 № б/н расторгнуты КУМИ района только 31.05.2019, а представленные КУМИ района дополнительное соглашение от 10.11.2018 к договору аренды муниципального имущества от 11.12.2017 № 04 - 2017 и дополнительное соглашение от 10.07.2018 к договору аренды муниципального имущества от 11.07.2016 № 01 (приложенные КУМИ района к пояснениям и замечаниям на акт проверки) свидетельствуют лишь продлении срока действия названных договоров, внесения иных изменений (дополнений) в условия данных договоров из указанных дополнительных соглашений не усматривается.

Как следует из материалов проверки электростанция дизельная АД-315С балансовой стоимостью -1542,2 тыс. рублей и дизельный электроагрегат АД 315С-Г400-1РГНМ балансовой стоимостью - 20997, 5 тыс. рублей (находящиеся в п. Мама) относится к имуществу казны муниципального образования Мамско-Чуйского района. Данное имущество подлежит передаче в безвозмездное пользование Мамскому Муниципальному образованию в лице администрации Мамского городского поселения для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляют муниципальную казну соответствующею городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

При этом КУМИ района в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по обеспечению муниципального контроля за состоянием и использованием имущества, составляющего казну муниципального образования Мамско-Чуйского района либо принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, а также по осуществлению в установленном порядке учета муниципального имущества, ведение Реестра муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района и выдачу выписок из указанного реестра (подпункты 12 пункта З.1., подпункт 24 пункта 3.2.1 Положения о КУМИ района).

Особенности порядка заключения договоров в отношении муниципального имущества (в том числе аренды и безвозмездного пользования) предусмотрены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункт 2 части 1 статья 17.1. ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает в частности заключение договоров безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров - органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 689 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (статья 695 ГК РФ).

Как указывалось выше Положение от 30.03.2017 № 112 - определяет порядок передачи в аренду, безвозмездное пользование объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско - Чуйского района (пункт 1.2. Положения от 30.03.2017 № 112).

Согласно пункту 1.4. Положения от 30.03.2017 № 112 администрация Мамско-Чуйского района в лице КУМИ района выступает Ссудодателем в отношении объектов муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района, подлежащим передаче в безвозмездное пользование.

В силу пункта 1.10. Положения от 30.03.2017 № 112 - основным документом, регламентирующим отношения по аренде, безвозмездному пользованию конкретного объекта муниципального имущества, является договор аренды, безвозмездного пользования.

Договор безвозмездного пользования объектами муниципального имущества муниципального образования Мамско-Чуйского района заключается на основании постановления администрации Мамско-Чуйского района (пункт 7.1 Положения от 30.03.2017 № 112).

Частями 3 и 4 статьи 31 Устава района установлено, что мэр района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Думы района, издает постановления и распоряжения администрации района, обязательные для исполнения на территории района. Постановления администрации района издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными и областными законами.

Администрацией Мамско - Чуйского района издано постановление № 57 датированное 11 июня 2019 года «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование Мамскому городскому поселению» (далее - Постановление администрации района №57 от 11.06.2019).

Постановление администрации района № 57 от 11.06.2019 предусматривает: передачу в безвозмездное пользование Мамскому городскому поселению муниципального имущества согласно приложению: дизельная электростанция АД-315С, балансовой стоимостью - 1 542 250, 0 рублей (р.п. Мама, котельная № 1 «Школьная») и дизельная электростанция АД 315С-Т400-1РГНМ зав. № 1620, балансовой стоимостью - 2 097 457, 62 рублей (р.п. Мама, котельная № 5 «Детский сад», котельная № 6 «Разведка»).

Исходя из смысла Положения о КУМИ района и Положения от 30.03.2017 № 112, именно КУМИ района осуществляет полномочия по распоряжению и контролю за всем муниципальным имуществом, и, следовательно, несет ответственность за надлежащее, эффективное и рациональное его использование, включая надлежащее оформление управленческих документов и соответствующих договоров.

Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм права и Постановления администрации района № 57 от 11.06.2019, регулирующих порядок закрепления и использования имущества казны муниципального образования Мамско-Чуйского района, соответствующий договор безвозмездного пользования вышеуказанным имуществом со стороны КУМИ района (ссудодатель) не заключен.

Доказательств заключения договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной казне муниципального образования Мамско - Чуйского района на основании Постановления администрации района № 57 от 11.06.2019 КУМИ района с Администрацией Мамского городского поселения не было представлено КСП ни входе проверки, ни после её окончания.

В данной части позиция КУМИ сводится к тому, что фактически договор между КУМИ и Администрацией Мамского городского поселения был заключен.

Судом установлено, что заявителем в материалы дела представлендоговор от 11.06.2019 с актом приема-передачи (л.д. 153-155 т.3) по которыми вышеуказанные дизельная электростанция АД-315С, балансовой стоимостью - 1 542 250, 0 рублей (р.п. Мама, котельная № 1 «Школьная») и дизельная электростанция АД 315С-Т400-1РГНМ зав. № 1620, балансовой стоимостью - 2 097 457, 62 рублей (р.п. Мама, котельная № 5 «Детский сад», котельная № 6 «Разведка») переданы Администрацией Мамского городского поселения.

Представитель ответчика в судебном заседании заявил о фальсификации данного договора и акта приема-передачи, пояснив, что указанный договор в КСП не представлялся, считает, что договор оформлен «задним числом», что подтверждается пояснениями представителя администрации. Для проверки заявления о фальсификации представитель КСП ходатайствовал о об истребовании в Мамско-Чуйском городском суде материалов дела № 2-70/2019, письменных пояснений у главы Администрации Мамского городского поселения ФИО3 и допросе его в качестве свидетеля о фактической дате заключения договора, проведении видеоконференц-связи с Мамско-Чуйским районным судом, истребовании подлинника договора, проведении экспертизы давности изготовления документа и истребовании сравнительных образцов оттисков печати в Финансовом управлении администрации Мамско-Чуйского района, подлинников заявок на оплату расходов.

В судебном заседании представитель КУМИ пояснил, что данный договор действительно не представлялся в КСП, так как был подписан председателем КУМИ и направлен в администрацию для подписания, подписанный договор был возвращен в КУМИ в конце июля 2019 года.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявление представителя КСП о фальсификации доказательств не подлежит проверке в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не может повлиять на результаты рассмотрения дела, поскольку в любом случае договор и акт приема-передачи в КСП представлен не был. При этом запросом КСП от 28.02.2019 №2 у заявителя были истребованы в числе прочего документы по безвозмездному пользованию имуществом (л.д. 12 т. 2). С учетом изложенного в удовлетворении ходатайств представителя ответчика о допросе свидетеля, истребовании дополнительных доказательств, проведении экспертизы, проведении видеоконференц-связи судом отказано.

Пояснения и замечания КУМИ района представленные на акт проверки КСП района, и в силу статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» являющиеся приложением к акту, не содержали данных о заключении КУМИ района вышеназванного договора.

В связи с изложенным, требование КСП в оспариваемом представлении об устранении нарушения пользования имуществом (в части передачи дизельных электростанций) являлось законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, представление такого договора в рамках рассмотрения дела в суде (и не представление его в ходе проверки), независимо от даты его фактического заключения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого представления, а свидетельствует лишь об устранении допущенных нарушений заявителем.

Требование представления КСП района в этой части направлено на соблюдение установленного порядка закрепления и использования имущества казны муниципального образования Мамско-Чуйского района и решение вопросов местного значения муниципального района (организация электроснабжения), в связи, с чем не нарушает права и законные интересы КУМИ района в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не приведено каких-либо доводов относительно данного требования представления КСП района и не представлено доказательств того, что включение указанного требования в представление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод заявителя о том, что права КУМИ нарушаются представлением №2 от 12.07.2019, судом отклоняются, так как данное представление вынесено не в отношении КУМИ, а в отношении мэра района, законность данного представления предметом спора по настоящему делу не является.

По результатам исследования совокупности представленных сторонами доказательств судом не установлено нарушение представлением № 1 от 12.07.2019 прав и законных интересов КУМИ, несоответствие представления закону или иному нормативному правовому акту. Представление выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные в представлении № 1 от 12.07.2019, основаны на нормах закона, сроки для устранения выявленных нарушений являются реальными, что делает представление исполнимым.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае совокупность условий, при наличии которых представление подлежит признанию незаконным отсутствует, в удовлетворении требованийследует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.А. Пугачёв