ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19801/15 от 17.02.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-19801/2015

24.02.2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.02.2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым Э.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665689, <...>)

к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>)

о признании незаконным решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области по отказу в рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства", выраженного в письме № 58-37-8273/5 от 09.10.2015 г.,

при участии в заседании представителей

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность),

от ответчика: ФИО2 (паспорт, доверенность),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее – Министерство) по отказу в рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства", выраженного в письме №58-37-8273/5 от 09.10.2015 г.

В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленное требование не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

10.02.2016 г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 45 мин. 17.02.2016г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» в лице конкурсного управляющего ФИО3, действующего на основании Решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.12.2013 г., обратилось в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с заявлением № 3-ЭП от 24.12.2014 г. о предоставлении из областного бюджета возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро -, газо -, тепло - и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2014 году в виде субсидии.

В ответе № 58-37-6001/4 от 28.12.2014 г. Министерство сообщило конкурсному управляющему об отказе в предоставлении субсидии со ссылкой на несоответствие заявителя требованиям, предъявляемым к организациям, управомоченным на получением субсидии, а именно: указано о нарушении организацией пункта 5 (в) Положения «О предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 г. № 20-пп, в соответствии с которым организация, признанная банкротом, не имеет права на получения выпадающих доходов.

Не согласившись с законностью действий Министерства, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании действий государственного органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2015 года по делу № А19-4035/2015 в удовлетворении требования заявителя отказано.

02 октября 2015 года ООО «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» в лице конкурсного управляющего ФИО3, действующего на основании Решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.12.2013 г., вновь обратилось к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с письмом о предоставлении субсидии о возмещении убытков теплоснабжающей организации в связи с межтарифной разницей в 2014 году, мотивировав это тем, что Правительством Иркутской области принят иной нормативный акт, регламентирующий процедуру выдачи субсидии на компенсацию выпадающих доходов предприятию, оказывающему коммунальные услуги населению, исключивший ограничительный критерий в виде отсутствия возбужденной в отношении заявителя процедуры банкротства, - Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. № 439-пп (далее - Положение).

В ответ на обращение Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области письмом № 58-37/8273/5 от 09.10.2015 г. отказало Обществу в рассмотрении заявки на предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, в обоснование чего указав следующее:

- к вопросу о возмещении недополученных расходов в 2014 году Обществу заявки следует руководствоваться Положением «О предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 31 января 2011 года № 20-пп, поскольку Положение, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. № 439-пп, вступило в законную силу с 19 сентября 2015 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после этой даты;

- предоставление субсидии носит заявительный характер и осуществляется в текущем финансовом году за текущий год, и министерство не может инициировать повторное рассмотрение заявки ООО «КУК ЖКХ», предоставленной в 2014 году.

Заявитель полагая, что решение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области по отказу в рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства", выраженное в письме №58-37-8273/5 от 09.10.2015 г., не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 3 Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло-и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. № 439-пп (далее – Положение№439-пп от 02.09.2015), уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение, выраженное в письме № 58-37/8273/5 от 09.10.2015 г., принято уполномоченным органом - Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Согласно пункту 4 Положения №439-пп от 02.09.2015 право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели и физические лица, оказывающие услуги населению на территории Иркутской области по ценам (тарифам), установленным решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов) (далее - Получатели), и отвечающие одновременно следующим критериям:

1) наличие заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения;

2) эксплуатация объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для производства (реализации) коммунальных ресурсов (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), в соответствии с законодательством;

3) отсутствие фактов нецелевого и неэффективного использования ранее предоставленных из областного бюджета субсидий;

4) отсутствие задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.

02 октября 2015 года ООО «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» обратилось к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с письмом о предоставлении субсидии по статье «Компенсация выпадающих доходов предприятию, оказывающему коммунальные услуги населению», за 2014 год.

В соответствии с пунктом 9 Положения №439-пп от 02.09.2015 основаниями отказа в приеме заявки к рассмотрению являются:

1) непредставление или неполное представление документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;

2) представление документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, по истечении срока, предусмотренного подпунктом 2 пункта 5 настоящего Положения для их представления.

Решение об отказе в приеме заявки к рассмотрению принимается Министерством в письменной форме и направляется Получателю в течение 5 рабочих дней со дня его принятия почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) по электронному адресу, указанному в заявке.

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в письме № 58-37/8273/5 от 09.10.2015 г. указало, что Положение «О предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. № 439-пп, вступило в законную силу с 19 сентября 2015 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после этой даты. Предоставление субсидии носит заявительный характер и осуществляется в текущем финансовом году за текущий год, министерство не может инициировать повторное рассмотрение заявки ООО «КУК ЖКХ», предоставленной в 2014 году.

Перечень оснований для отказа в приеме заявки к рассмотрению, установленный пунктом 9 Положения №439-пп от 02.09.2015, является исчерпывающим.

Указанные в оспариваемом Обществом решении Министерства № 58-37/8273/5 от 09.10.2015 г. основания отказа в приеме заявки к рассмотрению не предусмотрены пунктом 9 Положения №439-пп от 02.09.2015..

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в приеме заявки к рассмотрению.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что Министерство в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявки рассматривает указанную заявку и документы, предусмотренные пунктами 6, 7 настоящего Положения, и принимает решение о предоставлении субсидий или об отказе в предоставлении субсидий.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области по отказу в рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства", выраженного в письме №58-37-8273/5 от 09.10.2015 г., не соответствует Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло-и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. № 439-пп, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит признанию незаконным.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» путем рассмотрения заявки Общества с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» о предоставлении субсидии от 02.10.2015 в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области по отказу в рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства", выраженного в письме № 58-37-8273/5 от 09.10.2015 г., как несоответствующее Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло-и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. № 439-пп.

Обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» путем рассмотрения заявки Общества с ограниченной ответственностью «Комплексная управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства» о предоставлении субсидии от 02.10.2015 в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Мусихина