ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20006/16 от 16.03.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-20006/2016

21.03.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  16.03.2017   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   21.03.2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Семёновой А.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 665708, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД БРАТСК, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, УЛИЦА ЮЖНАЯ, ДОМ 41А)

к ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МЧС РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>)

о признании незаконным предписания от 27.10.2016 № 394/1/1

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились,

от органа, принявшего оспариваемый акт – ФИО1 (представитель по доверенности, удостоверение), после перерыва не явились,

установил:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА (далее – заявитель, МУП ЖКС) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ГУ МЧС России по Иркутской области с заявлением о признании незаконным предписания от 27.10.2016 № 394/1/1.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в заявлении в качестве основания признания оспариваемого предписания незаконным указал, что в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок на 2016 год, расположенный на сайте Генеральной прокуратуры РФ, МУП ЖКС отсутствует, что является грубым нарушением ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Представитель ГУ МЧС России по Иркутской области требования не признал, указав на соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при вынесении оспариваемого предписания.

В судебном заседании 09.03.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 16.03.2017.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.

Судом установлены следующие обстоятельства.

МУП ЖКС зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 27.09.2016 № 394 должностными лицами ГУ МЧС России по Иркутской области с целью исполнения ежегодного сводного плана проведения проверок на 2016 год проведена плановая, выездная проверка соблюдения МУП ЖКС обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами на объектах, расположенных по адресу: <...> в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.10.2016 № 394,  МУП ЖКС выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 27.10.2016 № 394/1/1.

Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы МУП ЖКС, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

В силу статьи 6 Закона о пожарной безопасности, а также подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Применяемые органами государственного пожарного надзора при осуществлении государственной функции по государственному пожарному надзору административные процедуры определены Регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 (действовавшем в период возникновения спорных правоотношений), которым указано, как следует из пункта 2, на необходимость исполнения указанной функции в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с целью исполнения ежегодного сводного плана проведения проверок на 2016 год должностными лицами ГУ МЧС России по Иркутской области в октябре 2016 года проведена плановая, выездная проверка соблюдения МУП ЖКС обязательных требований пожарной безопасности объектов защиты - МКД, расположенных по адресам: <...>., переданных заявителю в управление, по результатам которой МУП ЖКС выдано предписание от 27.10.2016 № 394/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных на объектах защиты - МКД, расположенных по адресам: <...> Б.

Судом установлено, что МКД, расположенные по адресам: <...> были переданы МУП ЖКС по договорам управления многоквартирными домами от 01.05.2016 на основании протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений от 30.04.2016г. Ранее с 01.08.2015г. многоквартирные дома находились во временном управлении МУП ЖКС до проведения конкурсов по выбору управляющей организации на основании распоряжения администрации МО г. Братска № 06 от 31.07.2015г.

По данным ГУ МЧС России по Иркутской области до 01.08.2015 многоквартирные дома находились в управлении муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры « муниципального образования города Братска, которое и было указано в сводном плане проверок.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Следовательно, управляющие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности при содержании общего имущества МКД.

В качестве основания признания оспариваемого предписания незаконным заявитель указал на  грубые нарушением ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, допущенные при проведении проверки, выразившиеся в отсутствии МУП ЖКС в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок на 2016 год, расположенном на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Оценивая данный довод заявителя суд приходит к следующим выводам.

Общий порядок организации и проведения проверок уполномоченными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ч. 2 ст. 1 Закона).

На основании пункта 17 части 4 статьи 1 Закона  N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Закон N 294-ФЗ, исходя из части 2 статьи 1 и с учетом статей 19, 20, 25, устанавливает основания возникновения и прекращения правоотношений по проведению проверок между уполномоченными органами и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), взаимные права, обязанности и ответственность участников таких правоотношений, а также меры по защите прав и законных интересов проверяемых.

Таким образом, органы государственного пожарного надзора, реализуя одну из важнейших функций государства, посредством проведения проверок должны принимать действенные и обоснованные меры по пресечению нарушений требований пожарной безопасности в целях поддержания надлежащего состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, соблюдая при этом установленные законом требования к проведению таких проверок при осуществлении государственного пожарного надзора.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:  наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора); фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений); цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;  даты начала и окончания проведения проверки; иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в соответствии с требованиями п. 12 ст. 9  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

В силу ст. 3.1. Закона о пожарной безопасности к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).

В соответствии с частью 3 статьи 9  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно части 5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона N 294-ФЗ генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Из статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ следует, что грубое нарушение требований названного закона к организации и проведению проверок влечет недействительность ее результатов. Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями закона, не могут являться доказательствами нарушения проверяемым обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления проверяемого.

Перечень грубых нарушений закона приведен в части 2 названной статьи и является исчерпывающим.

Пунктом 7 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубому нарушению относится нарушение требований, предусмотренных частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

Как следует из материалов дела, в соответствии с информацией, содержащейся в распечатке с сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сводным планом проверок субъектов предпринимательства Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области на 2016 года утверждена плановая проверка в отношении объектов защиты, расположенных по адресам, <...>.

По смыслу статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности (в сравнении с положениями Закона N 294-ФЗ) орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, к которым относятся, в том числе, здания и сооружения (пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

По смыслу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно в ходе их эксплуатации независимо от того, какие именно лица являются их собственниками или пользователями. В рассматриваемом случае возможность проведения проверки Закон не связывает с моментом возникновения управления многоквартирным домом управляющей организацией, поскольку с учетом положений Закона № 69-ФЗ проверка проводится в отношении объекта защиты.

В целях обеспечения постоянного планового контроля за соблюдением при эксплуатации объектов защиты требований пожарной безопасности в статье 6.1 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что в ежегодном плане проведения плановых проверок, распоряжении о проведении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю, наименование его правообладателя (правообладателей).

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что плановая проверка объектов защиты, расположенных по адресам <...> включена в ежегодный план проведения плановых проверок, отсутствие на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации информации именно о МУП ЖКС как управляющей организации, не может быть признано грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (согласно статье 20 указанного Закона), влекущим незаконность результатов проверки.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в распоряжении о проведении плановой выездной проверки от 27.09.2016 № 394 указаны адреса проверяемых объектов защиты: <...> а также указан правообладатель объекта защиты – МУП ЖКС. Копия указанного распоряжения, согласно штампу входящей корреспонденции, получена заявителем 29.09.2016 за вх. № 887.

Таким образом, заявитель был заблаговременно извещен надлежащим образом о проведении плановой проверки в отношении объектов защиты, находящихся в его управлении.

Довод заявителя о том, что в распоряжении отсутствует указание на утвержденный план проведения плановых проверок, не принимается судом как не подтвержденный материалами дела.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении ГУ МЧС России по Иркутской области требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Закона № 69-ФЗ при проведении проверки.

По факту выявленных нарушений, заявителем предписание не оспаривается, каких-либо доводов не приведено.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного в удовлетворении требований  заявителя  о признании незаконным предписания от 27.10.2016 № 394/1/1 надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Г.В. Ананьина