ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20044/2011 от 09.02.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-20044/2011

16.02.2012

Резолютивная часть решения объявлена   09.02.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   16.02.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские хутора» (ОГРН <***>, 664500, <...>)

к Министерству имущественных отношений Иркутской области (664027, <...>)

о признании незаконным бездействия; незаконным ответа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» согласно требованиям статьи 4 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – удостоверение, доверенность, ФИО2 – паспорт, доверенность, ФИО3 – паспорт, доверенность,

от ответчика: ФИО4 – удостоверение, доверенность,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Ангарские хутора» (далее – заявитель, СНТ «Ангарские хутора») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее – ответчик, Министерство), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Иркутской области с 25.10.2010 по 05.08.2011, выразившегося в непредоставлении ответа на ходатайство председателя Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» от 25.10.2010 в установленные статьей 3 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» сроки;

- о признании незаконным ответа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» согласно требованиям статьи 4 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

- о восстановлении нарушенного права, обязав Министерство имущественных отношений Иркутской области рассмотреть ходатайство председателя Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» от 25.10.2010 о переводе двух земельных участков: кадастровый №38:06:030301:328, общей площадью 6 976 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские Хутора», участок 1 и земельный участок кадастровый №38:06:030301:327, общей площадью 1 196 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские Хутора», участок 2 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения и вынести соответствующее решение в месячный срок по ранее приложенным к ходатайству документам.

В судебном заседании представители СНТ «Ангарские хутора» заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

Представитель Министерства заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 50 мин. 09.02.2012.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Ангарские хутора» зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации – <***>.

25.10.2010 СНТ «Ангарские хутора» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством о рассмотрении вопроса о переводе примыкающих к границе «СНТ «Ангарские хутора» земельных участков №№1, 2, расположенных: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта восточная сторона Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские хутора», из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в целях расширения границ СНТ «Ангарские хутора».

Министерство имущественных отношений письмом от 05.08.2011 №25-5318/1и отказало СНТ «Ангарские хутора» в рассмотрении ходатайства, сообщив заявителю следующее.

Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, если по истечении двух лет со дня поставки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на земельный участок.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка 38:06:030301:244, приложенного к ходатайству, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости более двух лет назад.

Учитывая, что по информации федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области (прилагается) сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, ходатайство СНТ «Ангарские хутора» возвращено заявителю без рассмотрения.

Заявитель, полагая, что бездействия Министерства имущественных отношений Иркутской области с 25.10.2010 по 05.08.2011, выразившиеся в непредоставлении ответа на ходатайство председателя Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» от 25.10.2010 в установленные статьей 3 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» сроки, а также ответ Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» согласно требованиям статьи 4 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», нарушают права и законные интересы СНТ «Ангарские хутора», обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

В обоснование заявленных требований СНТ «Ангарские хутора» указало, что к ходатайству о переводе земельных участков из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения приложены два кадастровых паспорта №38:06:030301:246 от 08.09.2009 и кадастровый паспорт №38:06:030301:244 от 13.07.2009. Министерство в своем ответе ссылается, что на 05.08.2011 срок кадастрового паспорта №38:06:030301:244 истек. Ходатайство о переводе земель подано в Министерство 26.10.2010, следовательно, должно было быть рассмотрено в течение двух месяцев с момента поступления ходатайства, то есть 26.12.2010, а временный кадастровый номер земельного участка истекал только 13.07.2011. Кроме того заявитель указал, что Министерство не рассмотрело ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030301:246 от 08.09.2009.

Ответчик полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании 02.02.2012 представитель ответчика довод о пропуске заявителем срока подачи заявления в арбитражный суд не поддержал.

Судом проверено соблюдение СНТ «Ангарские хутора» срока подачи в арбитражный суд настоящего заявления и установлено, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель утверждает, что получил оспариваемое письмо нарочно 10.09.2011.

В судебном заседании представитель ответчика указал, что у Министерства отсутствуют доказательства вручения оспариваемого письма.

С заявлением в арбитражный суд СНТ «Ангарские хутора» обратилось 03.11.2011, что подтверждается имеющимся в материалах дела конвертом, следовательно, срок подачи в арбитражный суд заявления не пропущен.

Суд, исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Закона №172-ФЗ).

Статьей 3 Закона №172-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 2 статьи 3 Закона №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Частью 4 статьи 3 Закона №172-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу части 5 статьи 3 Закона №172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения: 1) основания изменения категории земель; 2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера; 3) категория земель, перевод из которой осуществляется; 4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок (часть 6 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта (часть 7 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Подпунктом 6 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 №99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (далее – Закон №99-оз) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, отнесен к полномочиям Правительства Иркутской области.

Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 №264/43-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области и выдаче квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.

Пунктом 7 указанного Положения к функциям министерства отнесено подготовка и представление Правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области; в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности; в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением необходимых для федеральных нужд (подпункт 31 пункта 7 Положения).

Статьей 6 Закона №99-оз предусмотрены следующие требования к содержанию ходатайства о переводе земель и состав прилагаемых к нему документов.

В ходатайстве о переводе земель указываются: категория земель, в состав которых предполагается осуществить перевод; площадь переводимых земель; кадастровые номера и площади земельных участков, входящих в состав переводимых земель, с указанием их правообладателей и прав на эти земельные участки; описание границ и местоположение переводимых земель; обоснование и цель перевода.

К ходатайству о переводе земель прилагаются:

- выписки из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельных участках, входящих в состав переводимых земель;

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки, входящие в состав переводимых земель;

- карта (план) территории с нанесением на нее границ переводимых земель в масштабе 1:10000 или 1:25000, изготовленная на основе материалов, находящихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- экспликация земельных участков, которые входят в состав переводимых земель;

- согласие правообладателей, земельные участки которых расположены в пределах границ переводимых земель, за исключением случаев, установленных законодательством;

- положительное заключение экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

Из материалов дела следует, что 25.10.2010 СНТ «Ангарские хутора» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством исх. №3 о рассмотрении вопроса о переводе примыкающих к границе СНТ «Ангарские хутора» земельных участков №№1, 2, расположенных: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские хутора», из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, в целях расширения границ СНТ «Ангарские хутора».

Министерство имущественных отношений письмом от 05.08.2011 №25-5318/1и отказало СНТ «Ангарские хутора» в рассмотрении ходатайства, сообщив заявителю, что Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, если по истечении двух лет со дня поставки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на земельный участок.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка 38:06:030301:244, приложенного к ходатайству, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости более двух лет назад.

Учитывая, что по информации федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области (прилагается) сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, ходатайство СНТ «Ангарские хутора» возвращено заявителю без рассмотрения.

К ходатайству о переводе земельных участков из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения приложены кадастровый паспорт №38:06:030301:246 от 08.09.2009 и кадастровый паспорт №38:06:030301:244 от 13.07.2009.

Министерство в ответе от 05.08.2011 №65-5318/1и указывает, что на 05.08.2011 сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

При этом суд учитывает, что ходатайство о переводе земельных участков подано заявителем в Министерство 26.10.2010 вх. №11613 и должно быть рассмотрено в течение двух месяцев с момента поступления ходатайства, то есть решение по ходатайству должно было быть принято не позднее 26.12.2010.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 подлежали аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости лишь 13.07.2011.

Более того, Министерство не рассмотрело ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030301:246 (кадастровый паспорт от 08.09.2009).

Таким образом, судом установлено, что длительное бездействие Министерства (с 26.10.2010 по 05.08.2011) в виде непредставления в установленные законом сроки Правительству Иркутской области предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую нарушает права и законные интересы СНТ «Ангарские хутора» в сфере экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Иркутской области с 25.10.2010 по 05.08.2011, выразившегося в непредоставлении ответа на ходатайство председателя Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» от 25.10.2010 в установленные Законом №172-ФЗ сроки, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требование заявителя о признании незаконным ответа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» согласно требованиям статьи 4 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», суд приходит к следующему.

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 4 Закона №172-ФЗ.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Из материалов дела усматривается, что заявителем к ходатайству о переводе примыкающих к границе СНТ «Ангарские хутора» земельных участков №№1, 2, расположенных: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские хутора», из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения приложены следующие документы: оригинал кадастрового паспорта земельного участка от 08.09.2009 №38/130/09-135835; оригинал кадастрового паспорта земельного участка от 13.07.2009 №38/130/09-99295; копии схем расположения участков; копия письма Территориального отдела водных ресурсов Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов МПР России от 14.10.2010 №05-06/2613; оригинал письма ГУ «Прибайкальский национальный парк от 02.09.2008 №342; оригинал письма Администрации Иркутского районного муниципального образования от 23.08.2010 №2416; оригинал письма Администрации Иркутского районного муниципального образования от 23.08.2010 №2417; оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно представленному в материалы дела письму ГУ «Прибайкальский национальный парк» от 02.09.2008 №342 земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 58 км Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские хутора», не включен в состав территории национального парка.

Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов МПР России письмом от 14.10.2010 №05-06/2613 сообщил, что указанные земельные участки расположены вне границ водоохраны зон поверхностных водных объектов и считает возможным осуществить перевод земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения для эксплуатации СНТ «Ангарские хутора».

Администрация Иркутского районного муниципального образования в письмах от 23.08.2010 №2416, от 23.08.2010 №2417 указала, что не возражает против перевода указанных земельных участков из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Государственная собственность на земельные участки не разграничена.

Министерство в оспариваемом ответе указывает, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Однако ходатайство о переводе земель подано СНТ «Ангарские хутора» в Министерство 26.10.2010 вх. №11613, решение по результатам рассмотрения ходатайства в срок не позднее 26.12.2010 не принято.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 подлежали аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости только 13.07.2011.

Таким образом, на момент подачи ходатайства о переводе примыкающих к границе СНТ «Ангарские хутора» земельных участков и рассмотрения данного ходатайство в установленный законодательством срок сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030301:244 соответствовали действительности.

Ходатайство заявителя о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030301:246 (кадастровый паспорт от 08.09.2009) оставлено Министерством без рассмотрения без указания каких-либо оснований.

В силу части 2 статьи 3 Закона №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Обжалуемый ответ Министерства не содержит ссылку на случаи, предусмотренные частью 2 статьи 3 Закона №172-ФЗ.

Основание, послужившее отказом в рассмотрении ходатайства заявителя о переводе земельных участков из одной категории в другую, Законом №172-ФЗ не предусмотрено.

27.12.2011 заместителем начальника отдела по городу Иркутску и Иркутскому району ФИО5 спорным земельным участкам присвоены новые кадастровые номера.

Земельный участок общей площадью 1196 кв.м., расположенный: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские хутора», участок №2, кадастровый номер 38:06:030301:327, соответствует кадастровому номеру 38:06:030301:244 (кадастровый паспорт от 13.07.2009).

Земельный участок общей площадью 6976 кв.м., расположенный: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские хутора», участок №1, кадастровый номер 38:06:030301:328, соответствует кадастровому номеру 38:06:030301:246 (кадастровый паспорт от 08.09.2009).

Все согласования, приложенные к ходатайству председателя СНТ «Ангарские хутора» от 25.10.2010 исх. №3, содержат сведения об аналогичных земельных участках. Собранные и представленные на рассмотрение Министерства ранее документы, необходимые для перевода вышеуказанных земельных участков из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, содержат полные сведения о переводимых объектах недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ в рассмотрении ходатайства, выраженный в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора», является незаконным и противоречащим положениям Закона №172-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы заявителя.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства, выраженного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора», подлежит удовлетворению.

Распределяя понесенные СНТ «Ангарские хутора» при подаче настоящего заявления судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением от 31.10.2011 №15, суд исходит из следующего.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При этом суд учитывает, что согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

При таких обстоятельствах суд относит расходы, понесенные СНТ «Ангарские хутора» при подаче настоящего заявления по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп., на Министерство имущественных отношений Иркутской области.

Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная платежным поручением №1 от 27.01.2012, в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские хутора» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области с 25.10.2010 по 05.08.2011, выразившееся в нерассмотрении ходатайства председателя Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» от 25.10.2010 в срок, установленный статьей 3 положением Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Признать незаконным отказ в рассмотрении ходатайства, выраженный в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2011 №25-5318/1и председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора», как несоответствующий положениям Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора», а именно: рассмотреть ходатайство Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» от 25.10.2010 о переводе двух земельных участков: кадастровый №38:06:030301:328 общей площадью 6 976 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские Хутора», участок №1 (кадастровый паспорт земельного участка от 27.12.2011 №3800/601/11-125463), и земельный участок кадастровый №38:06:030301:327, общей площадью 1 196 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 58 км. Байкальского тракта, восточная сторона СНТ «Ангарские Хутора», участок №2 (кадастровый паспорт земельного участка от 27.12.2011 №3800/601/11-125336), из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения и принять соответствующее решение в месячный срок.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества «Ангарские Хутора» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной платежным поручением №15 от 31.10.2011.

Возвратить Садоводческому некоммерческому товариществу «Ангарские Хутора» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручением №1 от 27.01.2012.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Т.Ю. Мусихина