ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20046/17 от 14.02.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-20046/17

20.02.2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  14.02.2018   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   20.02.2018    года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Столбовой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (1073808028271, ИНН 3808170986, адрес:  г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2)

к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (1023801032034, ИНН 3800000654, адрес: г. Иркутск, ул. Фурье, д. 1)

о признании недействительным представления от 18.06.2017г., № 34-12-47/24-4654

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель Свечникова М.В., - доверенность, паспорт; представитель – Лобаева С.В., доверенность, паспорт.

от Управления: представитель Нилова Э.В., - доверенность, удостоверение

установил:

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (далее Управление) о признании недействительным представления, вынесенного  18.06.2017г., № 34-12-47/24-4654.

Заявитель поддержал заявленные требования, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.

Представитель ответчика при рассмотрении дела не признал заявленное требование.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В период с 04.05.2017г. по 19.05.2017г. Управлением Федерального казначейства по Иркутской области на основании приказа руководителя Управления Федерального  казначейства по Иркутской области от 04.05.2017г. № 278 в отношении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

В ходе проверки установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а именно пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от 31 июля 2015 г. № 15-С-13-ГП-59 абзаца 3 пункта 7, пункта 24 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерством не обеспечена в полном объеме реализация мероприятий подпрограммы 8 «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. № 437-пп, софинансирование которой осуществлялось из федерального бюджета.

18.07.2017 заместителем руководителя Управления Журавлевой Е.В. вынесено представление № 34-12-47/24-4654, которым указано на необходимость в срок до 31.08.2017г. рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять  меры по устранению причин и условий их совершения.

Не согласившись с указанным представлением от 18.07.2017 № 34-12-47/24-4654 заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.

По мнению заявителя, указанное представление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на неисполнимость и неопределенность оспариваемого  акта, отмечает, что указанное в представлении нарушение не отражено в акте проверки; не указано, какие мероприятия подпрограммы не реализованы. В представлении отражено одно нарушение – не достижение значений показателя Субъекта (повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в сфере транспортной инфраструктуры), однако такой целевой показатель в подпрограмме и в Соглашении отсутствует.

Представитель ответчика не признал  заявленное требование, указал, что выездная проверка в отношении Министерства проведена на основании приказа Управления от 04 мая 2017 г. № 278 «О назначении плановой выездной проверки в министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области», в соответствии с пунктом 8 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Иркутской области  на 2017 год, утвержденного 13 января 2017 г.

Целью контрольного мероприятия являлась проверка соблюдения Министерством бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании в 2015 - 2016 годах средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы. По результатам контрольного мероприятия составлен Акт выездной проверки использования средств из федерального бюджета.

Исследовав доказательства по делу заслушав объяснения представителей лиц, участвовавших в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Иркутской области является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015гг. Ответственным исполнителем программы определено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. № 437-пп, утверждена государственная программа Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2020 годы», которая включала 8 подпрограмм, одной из которых является подпрограмма 8 «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Ответственным исполнителем подпрограммы определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Участником подпрограммы 8 «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» является так же министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Целью  подпрограммы установлено повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, одним из мероприятий которого  определено приобретение транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Ангарске.

В рамках подпрограммы 8 министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в 2015 году осуществлялась реализация основного мероприятия «Приобретение транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Ангарске». Общий объем средств на реализацию данного мероприятия в 2015 году предусмотрен в сумме 18 743,400 тыс. руб., в том числе федерального бюджета 13 120, 400 тыс. рублей,

31 июля 2015 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области заключено Соглашение №15-С-13-ГП-59  о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета в сумме 41 528 400 рублей бюджету Иркутской области на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу Иркутской области.

Между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и администрацией Ангарского городского округа заключено соглашение от 7 октября 2015 года № 387 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ангарского городского округа».

 Как отмечено в акте проверки,  субсидия, полученная 9 и 21 октября 2015 года из федерального бюджета перечислена министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в бюджет города Ангарска 21 октября 2015 года в общей сумме 13120,4 тыс. рублей.

Во исполнение вышеуказанного соглашения администрацией Ангарского городского округа проведено два аукциона  по закупки транспорта общего пользования (автобусы), оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Ангарске.

 Конкурс по определению поставщиков проходил с 23 ноября по 9 декабря 2015 года.

По результатам первого аукциона приобретено два транспортных средств на общую сумму 11 120,000 тыс. рублей (федеральный бюджет 7 811,00 тыс. рублей, местный бюджет 3 309,000 тыс. рублей)

Второй аукцион был признан несостоявшимся.

         В связи с чем, денежные средства, полученные в качестве субсидии и не использованные в размере  5 082,000 тыс. рублей   возвращены в федеральный бюджет в  установленном порядке.

Учитывая данные обстоятельства, Управление пришло к выводу о  нарушении Министерством пункта 1 статьи 158 «Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств» как главным распорядителем бюджетных средств, которым не обеспечено в 2015 году достижение значений показателя Субъекта («повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в сфере транспортной инфраструктуры»).

Управление в ходе судебного заседания указало, что выполнение подпрограммы не в полном объеме свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны ответственного исполнителя - Министерства за реализацией подпрограммы, а также о недостаточной координации деятельности участников подпрограммы по реализации мероприятий, в результате чего не обеспечено в полном объеме исполнение мероприятия, предусмотренного в рамках основного мероприятия подпрограммы.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, нарушение которого вменяется Министерству ( в представлении указан пункт 10 статьи 158 БК РФ), главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Вместе с тем, как отмечено в акте, не оспаривается ответчиком и подтверждено выводами контрольно-счетной палаты, нецелевого использования бюджетных средств при реализации рассматриваемой подпрограммы не установлено.

 Показатель результативности  предоставления субсидии установленный в размере 62,9% выполнен со значением данного показателя 64,4%.

Неиспользованные средства субсидии своевременно возвращены в федеральный бюджет. Учитывая, что проведенный аукцион признан несостоявшимся в декабре 2015г., организация повторного аукциона до окончания финансового года не представлялась возможной. 

В рассматриваемом представлении не указано, какие виновные действия совершены Министерством  и в чем выразилось нарушение бюджетного законодательства, а так же  недостаточный контроль и координация действий участников подпрограммы в реализации мероприятий по приобретению транспортный средств, при условии поступления бюджетных средств в октябре 2015г. и проведения аукциона в декабре 2016г.

Согласно пункту 5 Соглашения от 31 июля 2015 года между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области №15-С-13-ГП-59  - субсидия предназначена для реализации мероприятий программы Субъекта и предоставляется единовременно в течение года.

Вменяя нарушения данного пункта Соглашения, Управления не устанавливает и не представляет доказательств использования полученной субсидии на другие цели, кроме предусмотренных программой мероприятий. Как полагает суд, возврат неиспользованной  субсидии в федеральный бюджет не может рассматриваться в качестве такого нарушения.

Кроме того, из рассматриваемого представления следует, что Министерством  допущено нарушение в  денежном выражении в размере 41 528 400 руб.. в то время как в акте проверке нарушение обозначено по одному мероприятию подпрограммы, по которому финансирование с федерального бюджета было предоставлено в размере 13 120 000 руб., из них не использовано 5 082 000 руб. в связи с несостоявшимся аукционом.

Ссылка ответчика на нарушение Министерством  абз. 3 пункта 7  и пункта 24 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, так же не состоятельна, поскольку вопрос ответственности может наступить только в случае установления допущенных нарушений, однако в акте проверки не указано в чем выразилось бездействие Министерства повлекшее недостижение целевых показателей государственной программы, кроме того в акте отсутствует и ссылка на нарушение данных норм, в судебном заседании таких обстоятельств так же не установлено.

Довод ответчика, что исполнение Министерством представления позволяет предполагать, что права и законные интересы Министерства не нарушены и представление  никаких негативных последствий для Министерства не повлекло, не может быть принят судом, поскольку данным документом подтвержден факт нарушения Министерством бюджетного законодательства, который не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства а исполнение оспариваемого предписания не является основанием для отказа заявителю в заявленных требованиях.

Пользователь бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В ходе судебного разбирательство нашло подтверждение, что  предоставленные из федерального бюджета средства использовались по целевому назначению, приобретение транспортных средств в объеме меньше планируемого, по мнению суда, не явилось последствием  невыполнения Министерством возложенных на них, как на ответственном исполнителе, обязанностей.

             Учитывая, что согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление это документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях, однако  в ходе судебного заседания факты допущенных со стороны министерства нарушений не подтверждены, суд полагает, что основания для вынесения Управлением  представления отсутствовали.

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что оспариваемое представление подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 18.06.2017г № 34-12-47/24-4654 вынесенное в отношении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Обязать Управление Федерального казначейства по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                               Л.В. Назарьева