ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20215/17 от 23.07.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ    

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                     Дело  № А19-20215/2017

« 29 » июля 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 июля 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2019 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Рекламной компании «Глаза мира» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>)

к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)

о признании недействительным распоряжения от 21.08.2017 № 182-02-570/7,

третьи лица: 1) Управление планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>);

2) Комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664005, <...>);

3) Комитет по управлению Октябрьским округом города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>),

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.01.2019;

от ответчика: не явились;

от третьего лица (Управление планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска): не явились;

от третьего лица (Комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска): не явились;

от третьего лица (Комитет по управлению Октябрьским округом города Иркутска): не явились;

          установил:

Общество с ограниченной ответственностью Рекламная компания «Глаза мира» (далее – ООО РК «Глаза мира») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска о признании недействительнымраспоряжения заместителя мэра – председателя комитета экономики Администрации г. Иркутска от 21.08.2017 № 182-02-570/7 «О выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС».

Определением от 08.11.2017 производство по делу было приостановлено до рассмотрения дела № А19-19913/2017.

Определением от 04.06.2019 производство по делу возобновлено.

Определением от 04.06.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика по делу: Администрация города Иркутска заменена на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее – КУМИ г. Иркутска), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска, Комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, Комитет по управлению Октябрьским округом города Иркутска.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

КУМИ г. Иркутска, третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. От КУМИ г. Иркутска 23.07.2019 поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения судом кассационной инстанции дела № А19-19913/2017. 

Ходатайство КУМИ г. Иркутска о приостановлении производства по делу рассмотрено судом и отклонено в связи с отсутствием оснований для его удовлетворения, перечисленных в статье 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело № А19-19913/2017 рассмотрено Арбитражным судом Иркутской области, решение суда по нему вступило в законную силу.

Из материалов дела следует, что 20.12.2012 Администрация города Иркутска выдала Обществу с ограниченной ответственностью «Оргамаркет» разрешения на установку рекламных конструкций №№01617к-01654к, согласно которым разрешалось установить рекламные конструкции в количестве 38 штук по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС, со сроком действия разрешения с 14.12.2012 по 31.12.2019.

16.01.2015 между ООО «Оргамаркет» (продавец) и ООО РК «Глаза мира» (покупатель) заключен договор купли-продажи рекламных конструкций, в соответствии с которым продавец передал в собственность покупателя двухсторонние рекламные конструкции размером 3*6 метра в количестве 38 штук, расположенные по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС.

Решением Арбитражного суда от 23.12.2016 по делу № А19-19732/2016 ликвидируемый должник - Общество с ограниченной ответственностью «Оргамаркет» - признан несостоятельным (банкротом).

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета экономики Администрации города Иркутска от 21.08.2017 № 182-02-569/7 «Об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций с 01617к от 20.12.2012 по 01654к от 20.12.2012» на основании подпункта 6 части 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» разрешения на установку рекламных конструкций с 01617к от 20.12.2012 по 01654к от 20.12.2012 аннулированы.

В связи с аннулированием разрешений комитетом экономики Администрации города Иркутска по результатам мониторинга на территории г. Иркутска (акт осмотра № 358) вынесено  распоряжение от 21.08.2017 № 182-02-570/7, согласно которому Отделу контроля департамента потребительского рынка комитета экономики Администрации города Иркутска поручено выдать владельцу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС в соответствии с приложением к настоящему распоряжению, предписания о демонтаже указанных рекламных конструкций, а также об удалении информации, размещенной на рекламных конструкциях, в течение 3 дней со дня выдачи предписания. Согласно приложению к распоряжению от 21.08.2017 № 182-02-570/7  по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС без разрешения установлены и эксплуатируются 37 рекламных конструкций.

На основании Решения Думы г. Иркутска от 27.10.2017 № 006-20-390595/7 комитет экономики Администрации города Иркутска переименован в Управление планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска.

Не согласившись с распоряжением от 21.08.2017 № 182-02-570/7, ООО РК «Глаза мира» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.    

Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В части 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).

Частью 18 статьи 19 Закона о рекламе установлен перечень оснований, при которых органом местного самоуправления принимается решение об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций. К числу таких оснований отнесено нарушение требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи (пункт 6).

В соответствии с частью 9.3 статьи 19 Закона о рекламе лицо, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обязано уведомлять орган местного самоуправления, выдавший такое разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты).

Распоряжением от 21.08.2017 № 182-02-569/7 разрешения на установку рекламных конструкций от 20.12.2012 №№01617к-01654к аннулированы на основании пункта 6 части 18 статьи 19 Закона о рекламе в связи с неисполнением ООО РК «Глаза мира» обязанности, установленной частью 9.3 статьи 19 Закона о рекламе, по уведомлению Администрации г. Иркутска о смене собственника рекламных конструкций.

 Законность и обоснованность распоряжения комитета экономики Администрации города Иркутска от 21.08.2017 № 182-02-569/7 явилась предметом рассмотрения по делу № А19-19913/2017, в котором ООО РК «Глаза мира» заявлены требования к администрации города Иркутска, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, Управлению планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска.

 Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.12.2018 по делу № А19-19913/2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019, требования ООО РК «Глаза мира», заявленные к КУМИ г. Иркутска, удовлетворены: распоряжение и.о. заместителя мэра - председателя комитета экономики администрации города Иркутска от 21.08.2017 №182-02-569/7 «Об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций с 01617к от 20.12.2012 по 01654к от 20.12.2012» признано незаконным, как не соответствующее действующему законодательству.

При рассмотрении дела № А19-19913/2017, в котором участвовали те же лица, что в настоящем деле, судом сделан вывод о том, что лицом, получившим разрешение на установку рекламной конструкции, являлся прежний собственник (продавец), именно на него была возложена обязанность по уведомлению Администрации г. Иркутска о смене собственника не позднее даты заключения договора купли-продажи рекламных конструкций, в связи с чем, ООО РК «Глаза мира» не обязано уведомлять Администрацию г. Иркутска о приобретении прав собственности на рекламные конструкции, ООО РК «Глаза мира» не обязано переоформлять на себя разрешения на установку приобретенных рекламных конструкций. В соответствии с частью 9.3 статьи 19 Закона о рекламе лицо, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, - ООО «Оргамаркет» уведомило орган местного самоуправления, выдавший такое разрешение, о переходе от ООО «Оргамаркет» к ООО РК «Глаза мира» права собственности на рекламные конструкции, расположенные на плотине ГЭС.

Указанные обстоятельства, связанные с незаконностью распоряжения от 21.08.2017 № 182-02-569, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и не подлежат повторному доказыванию.

В части 10 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 18 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», установка рекламной конструкции при отсутствии такого разрешения является самовольной.

Пунктами 21, 21.1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция.

Постановлением администрации г. Иркутска от 22.10.2013 № 031-06-2668/13 утвержден Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории г. Иркутска (действовал в спорный период, утратил силу со 02.04.2019 в связи с изданием Постановления администрации г. Иркутска от 02.04.2019 № 031-06-236/9) (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка (в ред. постановления администрации г. Иркутска от 23.12.2016 № 031-06-1166/6) на территории г. Иркутска подлежат демонтажу самовольно размещенные рекламные конструкции в следующих случаях: установки и эксплуатации без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; по истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или признания его недействительным в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе.

Выявление самовольно размещенных рекламных конструкций на территории г. Иркутска осуществляется Комитетом экономики, в том числе в результате осуществления мониторинга территории г. Иркутска с целью выявления самовольно размещенных рекламных конструкций (пункт 3 Порядка в редакции, действовавшей в 2017). В редакции Постановления администрации г. Иркутска от 12.02.2018 № 031-06-86/8 данными полномочиями наделен КУМИ г. Иркутска.

В настоящем случае основанием для вынесения распоряжения о выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций возникла в связи с аннулированием разрешений от 20.12.2012 №№01617к-01654к в соответствии с распоряжением от 21.08.2017 № 182-02-569/7, признанным судом незаконным.

Исходя из вышеизложенного, с учетом имеющих преюдициальное значение обстоятельств, установленных по делу № А19-19913/2017, о незаконности распоряжения об аннулировании указанных разрешений, суд полагает, что у комитета экономики Администрации города Иркутска отсутствовали правовые основания для вывода о том, что спорные рекламные конструкции, расположенные по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС 6, являются самовольно размещенными и подлежат демонтажу как установленные и эксплуатируемые без разрешения, и вынесения в этой связи распоряжения от 21.08.2017 № 182-02-570/7.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 21.08.2017 № 182-02-570/7 «О выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС» не соответствует требованиям Закона о рекламе, Порядку от 22.10.2013 № 031-06-2668/13 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Согласно части 2, пункту 3 части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО РК «Глаза мира» подлежат удовлетворению, а оспариваемое распоряжение комитета экономики Администрации города Иркутска от 21.08.2017 № 182-02-570/7 «О выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС» - признанию незаконным.

Поскольку на основании Решения Думы г. Иркутска от 25.12.2015 № 006-20-160257/5 полномочия по выдаче, отказу в выдаче, аннулированию разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, по выявлению неиспользуемых, используемых не по назначению, а также используемых без правовых оснований рекламных конструкций, отнесены к функциям КУМИ г. Иркутска, обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя должна быть возложена на последнего. 

В соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной обществом при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с КУМИ г. Иркутска в пользу заявителя. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                            РЕШИЛ:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью Рекламная компания «Глаза мира» удовлетворить.

Признать  распоряжение и.о. заместителя мэра - председателя комитета экономики администрации города Иркутска от 21.08.2017 №182-02-570/7 «О выдаче предписаний о демонтаже  рекламных конструкций, установленных по адресу: г. Иркутск, плотина ГЭС»,  незаконным, как несоответствующее Федеральному закону «О рекламе».

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью Рекламная компания «Глаза мира».

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью Рекламная компания «Глаза мира» судебные расходы в виде уплаченной  государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                   Н.Г. Позднякова