ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-2062/14 от 02.06.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-2062/2014

«02» июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02 июня 2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спортмастер» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным постановления № ЮЛ/М-2275/13-14 от 15.01.2014

при участии в заседании:

от заявителя: представитель не явился,

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спортмастер» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № ЮЛ/М-2275/13-14 от 15.01.2014 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее также - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области).

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26 мая 2014 года до
 14 час. 10 мин. 02 июня 2014 года.

02 июня 2014 года судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 06.05.2014), в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 31.01.2013г. № 000323 с целью выполнения годового плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год должностными лицами административного органа в период с 21.02.2013г. по 26.02.2013г. проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Спортмастер» требований законодательства о защите прав потребителей при реализации товаров в магазине «Спортмастер», расположенном по адресу: <...>.

В ходе проверочных мероприятий административным органом установлен факт нарушения Обществом требований статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктов 11, 15, 39 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55, выразившийся в реализации швейных, трикотажных изделий, обуви, размещенных с ценниками в торговом зале магазина в отсутствие необходимой информации о товаре и его изготовителе, а именно: одежды верхней швейной пальтового ассортимента, детского костюмного ассортимента с маркировкой «OUTVENTURE», мужской пальтового ассортимента с маркировкой «VOLRL», одежды верхней швейной мужской с маркировкой «ТERMIT», детского костюмного ассортимента с маркировкой «OUTVENTURE»; полупальто женское пуховое артикул DWT201V144 по цене 3245 рублей в количестве 13 шт., брюки для мальчиков артикул ЕВ 70598134 по цене 1190 рублей в количестве 12 шт в отсутствие информации о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар; куртка женская артикул DWT1061544 по цене 747 рублей в количестве 7 шт. в отсутствие на маркировке ярлыка информации о месте нахождения (адресе) изготовителя; куртка мужская артикул V3MYJ7G346 по цене 2995 рублей в количестве 17 шт. в отсутствие информации на русском языке о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар; брюки для сноуборда артикул АЗМР2196М в отсутствие на маркировке ярлыка информации на русском языке о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар; изделий трикотажных бельевых детских с маркировкой «DEMIX» футболка для мальчиков артикул EBTB04G340 по цене 390 рублей в количестве 34 шт. в отсутствие на маркировке ярлыка информации на русском языке о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар, информации об обязательном подтверждении соответствия (знак соответствия); изделий трикотажных бельевых взрослых с маркировками «DEMIX», «NIKE» рубашка-поло женская артикул AWT0010046 по цене 295 рублей в количестве 37 шт., фуфайка (футболка) женская артикул 5208521-L по цене 1190 рублей в количестве 32 шт. в отсутствие на маркировке ярлыка информации на русском языке о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар; футболка мужская артикул АМАТ110050 по цене 395 рублей в количестве 8 шт. в отсутствие на маркировке ярлыка информации на русском языке о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар; мужские полуботинки артикул 41579-09 по цене 3490 рублей в количестве 6 шт. в отсутствие обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар; ботинки мужские для баскетбола артикул Д1050108 по цене 2190 рублей в количестве 8 шт., полуботинки мужские артикул LMM05BLK39 по цене 1790 рублей в количестве 8шт. в отсутствие на маркировке ярлыка информации на русском языке о месте нахождения (адресе) изготовителя, обозначения стандарта, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар.

Указанные нарушения, зафиксированные административным органом в акте проверки от 01.03.2013 № 000323, послужили основанием для составления в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спортмастер» протокола от 09.12.2013 № ЮЛ/М?2275/13?14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 15.01.2014 № ЮЛ/М-2275/13-14 Общество с ограниченной ответственностью «Спортмастер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Полагая, что указанное постановление и порядок его принятия не соответствуют закону, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом правонарушения по статье 14.15 Кодекса является установленный порядок продажи отдельных видов товаров. Объективная сторона выражается в конкретных действиях (бездействии) продавца, нарушающего установленный порядок.

В случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи помимо общих норм, содержащихся в статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

На основании пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров; информацию о правилах продажи товаров.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Пунктом 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (далее – Правил) также установлено, что информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке.

Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт (пункт 39 Правил).

Приведенный выше пункт 39 Правил о необходимости проверки продавцом в ходе предпродажной подготовки наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе направлен на обеспечение права потребителя на получение полной и достоверной информации о реализуемом товаре.

За нарушение указанных требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, гарантирующих право потребителя на получение необходимой информации о товаре (которая должна доводиться до сведения потребителей, в том числе, маркировкой или иным способом), действующим законодательством установлена административная ответственность.

Так, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Эти составы административных правонарушений являются специальными по отношению к статье 14.15 КоАП РФ, поэтому неправомерные действия Общества, выразившиеся в реализации швейных, трикотажных изделий, обуви, размещенных с ценниками в торговом зале магазина в отсутствие необходимой информации о товаре и его изготовителе подлежат квалификации именно по части 1 статьи 14.5 или части 1 статьи 14.8 данного Кодекса. Следовательно, административный орган необоснованно квалифицировал допущенное заявителем правонарушение по ст.14.15 КоАП РФ.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, то в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Более того, из акта проверки усматривается, что размещение ненадлежащей информации о реализуемых товарах выявлено в торговом зале (отражено, что соответствующие товары реализуются, к акту прилагаются фотографии ценников). При этом в акте от 01.03.2013 №000323 на странице 5 указано, что ООО «Спортмастер» выявленными в ходе проверки нарушениями в ходе реализации товаров не соблюдает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, его изготовителе (т.1 л.д.57). В акте проверки отсутствует прямое указание на то, что ООО «Спортмастер» не провело предпродажную подготовку рассматриваемых товаров, данное нарушение в акте не зафиксировано. Одна только ссылка на п.39 Правил судом не может быть признана в настоящем деле достаточной.

Вместе с тем, в протоколе от 09.12.2013 №ЮЛ/М-2275/13-14 об административном правонарушении выявленное нарушение по сравнению с актом проверки необоснованно искажено – указано, что при реализации соответствующих товаров ООО «Спортмастер» до подачи в торговый зал магазина продукции легкой промышленностине провело предпродажную подготовку  , так как на товарах (ценниках) отсутствовала информация, предусмотренная ст.ст.8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п.11, 15 Правил продажи. Аналогичным образом допущенное заявителем нарушение изложено в оспариваемом постановлении. Из протокола и постановления по делу об административном правонарушении (с учетом информации, зафиксированной в акте проверки) не усматривается, каким основанным на законе способом административный орган установил, что ООО «Спортмастер» при перемещении товаров в торговый зал не провело надлежащую предпродажную подготовку товаров. При этом суд полагает, что само по себе ненадлежащее размещение информации о реализуемых в торговом зале товарах не свидетельствует о том, что продавец до подачи товаров в торговый зал не осуществил их надлежащую предпродажную подготовку. Так, ценники и ярлыки с информацией на русском языке могут быть утрачены продавцом уже в ходе торговли, в торговом зале. В такой ситуации продавец не освобождается от ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.5 или ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, однако это не является основанием для признания такого лица совершившим правонарушение, ответственность за которое установлена ст.14.15 КоАП РФ на основании одного только 39 пункта Правил.

Принимая во внимание изложенное суд полагает, что административный орган в протоколе и оспариваемом постановлении необоснованно исказил выявленное в ходе проверки и отраженное в акте правонарушение, а то правонарушение, которое фактически было установлено в ходе плановой выездной проверки, образует иной состав правонарушения, чем это отражено в постановлении от 15.01.2014 №ЮЛ/М-2275/13-14.

При таких обстоятельствах, заявленное требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 15 января 2014 года №ЮЛ/М-2275/13-14 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Спортмастер» административного наказания признать незаконным и отменить его полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья В.Д. Загвоздин