ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20649/15 от 10.03.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

Дополнительное здание суда по адресу:

664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                     Дело № А19-20649/2015

«14» марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2016 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Липатовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урбанаевой Ю.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РегионСпецТранс" (ОГРН 1113850005752, ИНН 3811145789), (далее – ООО «РегионСпецТранс»)

к ДЕПАРТАМЕНТУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА  (ОГРН 1083817000970,  ИНН 3817034027), (далее - Департамент)

об обязании муниципального заказчика заключить с подрядчиком дополнительное соглашение к контракту о продлении срока исполнения работ в связи с уменьшением объема бюджетного финансирования

при участии:

от истца – Васильев И.И. по доверенности № 1 от 01.02.2016, паспорт;

от ответчика – Беззубенко А.В. по доверенности № 04-д от 25.02.2016, паспорт;

установил:

ООО «РегионСпецТранс» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Департаменту об обязании заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 2014.242922 от 04.09.2014 года о продлении срока исполнения обязательств по контракту, на период с 01.05.2015 года, то есть на период с момента наступления ночной плюсовой температуры воздуха (обязательным условием для асфальтирования в соответствии с требованиями СНИП 3.06.3-85) до 01.07.2016 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании предъявленные требования не оспорил; подтвердил факт уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между истцом (подрядчик) и ответчиком (муниципальный заказчик) 04.09.2014 года на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 18.08.2014 года номер закупки 0134300051914000089 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог в городе Усть-Илимске №2014.242922, в редакции дополнительного соглашения № 47 от 21.10.2014 года, по условиям которого подрядчик обязуется по заданию муниципального заказчика выполнить работы по капитальному ремонту участков автомобильных дорог в городе Усть-Илимске (далее - работы), а муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях контракта.

В соответствии с пунктом 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы согласно:

- Техническому заданию на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог в городе Усть-Илимске (приложение № 1 к контракту);

- Локальному ресурсному сметному расчету ЛС № 02-01 (приложение № 2 к контракту);

- Локальному ресурсному сметному расчету ЛС № 02-02 (приложение № 3 к контракту);

- Локальному ресурсному сметному расчету ЛС № 02-03 (приложение № 4 к контракту);

- Сводному сметному расчету стоимости строительства (приложение № 5 к контракту);

- Локальному ресурсному сметному расчету ЛС № 1 (приложение № 6 к контракту).

Согласно пункту 1.3 контракта место выполнения работ:

- Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Дружбы Народов от ул. Героев Труда до ул. Федотова;

- Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Мира от ул. Героев Труда до ул. Энгельса;

- Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. 50 лет ВЛКСМ от ул. Романтиков до ул. Ленина.

Пунктом 1.4 контракта установлены сроки выполнения работ: начало работ – в течение 10 дней со дня подписания контракта; окончание работ – 30.10.2015 года.

Конкретные периоды работ (этапов) указываются в графике производства работ. Муниципальный заказчик заинтересован в выполнении работ в кратчайшие сроки, без ущерба для качества всех выполняемых по контракту работ.

В пункте 1.5 контракта указан объем выполнения работ:

- проспект Дружбы Народов – протяженность участка 1 597,04 м, площадь участка с учетом площади съездов, парковочных карманов, перекрестков и остановок – 14 646 м²;

- проспект Мира – протяженность участка 3 427,26м, площадь участка с учетом площади съездов, парковочных карманов, перекрестков и остановок – 80 393 м²;

- улица 50 лет ВЛКСМ – протяженность участка 1 302,75 м, площадь участка с учетом площади съездов, парковочных карманов, перекрестков и остановок – 16 755 м².

Цена контракта установлена в пункте 5.1 и составляет 282 324 444,20 руб.

В соответствии с пунктом 5.5 контракта оплата осуществляется муниципальным заказчиком в течение 30 календарных дней после каждого этапа выполненных работ в соответствии с предоставленным подрядчиком и согласованным заказчиком Графиком производства работ, с даты получения счета-фактуры за выполненные работы, согласно акта выполненных работ (по форме КС-2) и справки стоимости выполненных работ (по форме КС-3), которые подписываются муниципальным заказчиком и подрядчиком, на основании проведенной муниципальным заказчиком экспертизы.

В силу пункта 10.2 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В обоснование исковых требований указано, что согласно отчету МО г. Усть-Илимск, предоставленного распорядителю бюджетных средств по государственной программе Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 годы Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, по состоянию на 01.10.2015 года муниципальным заказчиком освоены субсидии 2014 года в полном объеме. В 2015 году произведено уменьшение ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, то есть из запланированных 45 689,9 тыс.руб. получателю бюджетных средств перечислено только 22 844,95 тыс.руб. Однако, в процессе исполнения муниципального контракта, при фактическом уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, изменения объемов работ и/или сроков выполнения работ по контракту не произошло. В связи с чем, истец на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ неоднократно обращался к ответчику, в том числе, с предложением об уменьшении объемов работ по контракту. Однако, какого-либо ответа от Департамента не поступило.

Оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что требования законы, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

По своей правовой природе заключенный сторонами муниципальный контракт является договором строительного подряда, следовательно, спорные правоотношения регулируются положениями параграфов 1, 3  главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие, связанные со строительством, ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В силу пункта 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, если иное не предусмотрено им или не вытекает из его существа, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. При этом, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того,на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно пункту 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Как видно из материалов дела, ООО «РегионСпецТранс» в связи с уменьшением ранее доведенных до Департамента как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, письмами № 137/10 от 06.10.2015 года, № 139/10 от 12.10.2015 года, просило:

- перенести оставшийся объем работ на 2016 год;

- увеличить срок выполнения работ по контракту до 31.10.2016 года, в связи с переносом части объемов работ на 2016 год.

Новые условия контракта истец предлагал оформить в виде дополнительного соглашения к контракту, с изменением соответствующих приложений, являющихся неотъемлемой частью контракта – графиков работ, технического задания, и других.

Не получив ответ от ответчика, истец обратился с заявлением в Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

Письмом № 5937-7091/15 от 23.10.2015 года Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области запросило предоставление информации о капитальном ремонте дорог.

В ответ на запрос Департамент письмом № 01-32/741 от 01.03.2016 года сообщило, что ремонт проезжей части дороги по проспекту Мира осуществлен только на 40%. Учитывая финансирование в 2014 и в 2015 годах капитального ремонта участков автомобильных дорог в г. Усть-Илимске (пр. Мира, пр. Дружбы народов и ул. 50 лет ВЛКСМ) муниципальный контракт будет реализован только на 59,3%. Стоимость выполненных и оплаченных работ на 01.01.2016 года составила 158 400,252 тыс.руб. (остаток средств на 2016 год – 9 147,16 тыс.руб.). Необходимая сумма для завершения всех работ в 2016 году составляет 115 274,049 тыс.руб.

При этом в ответе на запрос Министерства ответчик указал, что проспект Мира в г. Усть-Илимске является центральной улицей. Ежегодно на проспекте Мира и прилегающей территории проводятся различные культурные, политические, спортивные и иные мероприятия для жителей города. Наряду с этим, автомобильная дорога по проспекту Мира является наиболее загруженной в части пропускной способности автомобильного транспорта, при этом все маршруты общественного транспорта также проходят по центральной дороге. Поэтому техническое состояние всей проезжей части автомобильной дороги по проспекту Мира наиболее значима для города.

На основании изложенного, Департамент просил положительно рассмотреть вопрос о выделении субсидий в объеме 101 441,163 тыс.руб. из бюджета Иркутской области, в свою очередь, Администрация г. Усть-илимска принимает на себя обязательство обеспечить софинансирование из бюджета города Усть-Илимска в размере 12% - 13 832,886 тыс.руб.

В судебном заседании, проведенном 10.03.2016 года, ответчик представил в материалы дела уведомления по расчетам между бюджетами, уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2014 года и плановые периоды 2015 и 2016 годов, а также на 2015 год и на плановые периоды 2016 и 2017 годов.

Также в письменных пояснениях ответчик указал, что в 2014 году межбюджетный трансфер, предоставленный Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Департаменту в целях оплаты выполнения работ по муниципальному контракту, а также сопутствующим контрактам на ведение авторского и технического надзора по указанным видам работ, заключенным с ООО «ГеоТехПроект» и ООО «АнгарскСтрой» соответственно, согласно уведомлению № 4002 по расчетам между бюджетами от 11.06.2014 года, уведомлению об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, уведомлению об изменении бюджетных ассигнований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов составил 206 532 400 руб.

Согласно уведомлению № 11292 по расчетам между бюджетами от 28.10.2014 года, уведомлению об уточненных лимитах бюджетных обязательств на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указанная сумма была снижена на 117 604 000 и составила 88928400 руб. Впоследствии согласно уведомлению № 15497 по расчетам между бюджетами от 29.12.2014 года межбюджетный трансфер увеличился на 23 569 165 рублей и составил 112497565 руб. Итого, согласно реестру платежных поручений за вычетом сумм, оплаченных ООО «ГеоТехПроект» и ООО «АнгарскСтрой», общая сумма платежей по муниципальному контракту № 2014.242922 от 04.09.2014 года за 2014 год определена в 93 545 245,96 руб., из которых межбюджетный трансфер - 88 873 029,06 руб., а средства бюджета муниципального образования город Усть-Илимск - 4 672 216,90 руб. Сумма увеличения межбюджетного трансфера в размере 23 569 165 руб. была освоена в 2015 году.

В 2015 году согласно уведомлению № 1803 по расчетам между бюджетами от 01.01.2015 года, уведомлению о лимитах бюджетных обязательств на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, уведомлению о бюджетных ассигнованиях на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов межбюджетный трансфер в качестве субсидии на софинансирование расходных обязательств по капитальному ремонту дорог общего пользования местного значения составил 45 689 900 руб., из которых, как следует из реестра платежных поручений за 2015 год, Департаментом было освоено 36 433 542,03 руб.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в связи с уменьшением ранее доведенных до Департамента как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора. Данное изменение является существенным; при заключении контракта стороны не могли предвидеть уменьшение финансирования государственной программы Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 годы МО г. Усть-Илимск; выполнение работ по спорному муниципальному контракту является значимым для муниципального заказчика.

Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ устанавливает основания, при наличии которых законодательство допускает изменение существенных условий контракта при его исполнении.

Так, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, то признано допустимым, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (пункт 6 части 1 статьи 95 Закона).

В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта (часть 1.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ; введена в действие Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ).

Нормы пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ относят предмет, срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ по контракту, а также цену контракта к существенным условиям государственного (муниципального) контракта, определяемым по результатам размещения заказа.

Таким образом, истолковав нормы Закона № 44-ФЗ и Гражданского кодекса в системе, суд пришел к выводу, что сроки выполнения подрядных строительных работ и цена контракта могут быть изменены только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Арбитражный суд, исследовав материалы дела, оценив действия истца в сложившейся ситуации, приходит к выводу о наличии оснований, указанных в части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и допускающих изменение существенных условий муниципального контракта, в том числе, в части изменения сроков выполнения подрядных работ.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При обращении в арбитражный суд истец уплатил государственную пошлину в сумме 6 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 950 от 16.12.2015 года.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Обязать ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА заключить с Обществом с ограниченной ответственностью "РегионСпецТранс" дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 2014.242922 от 04.09.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог в г.Усть-Илимске о продлении срока исполнения обязательств по контракту до 01.07.2016 года.

Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА (ОГРН 1083817000970,  ИНН 3817034027) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РегионСпецТранс" (ОГРН 1113850005752, ИНН 3811145789) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                             Ю.В. Липатова