АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025 г. Иркутск, б.Гагарина, 70
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
www.irkutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск
17 апреля 2012 г. Дело № А19-20743/2011
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2012 г.
Судья арбитражного суда Иркутской области Назарьева Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есаповой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>)
к Администрации муниципального образования «город Черемхово» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665415, <...>)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности; ФИО2 – представитель по доверенности;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности;
установил: Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее ОАО «Иркутскэнерго», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «город Черемхово» (далее администрация, ответчик), изложенного в письмах № 1922 от 19 августа 2011 г., № 2317 от 18 октября 2011 г., об отказе ОАО «Иркутскэнерго» в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 34,4389 га, а также с требованием обязать администрацию принять меры к устранению допущенного нарушения путем издания решения о предоставлении ОАО «Иркутскэнерго» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 34,4389 га, с учетом применения льготного порядка определения цены выкупа земельного участка, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в размере трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО «Иркутскэнерго».
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали полностью.
Представитель ответчика заявленные требования не признал и пояснил, что отказ администрации обществу в выкупе земельного участка является законным и обоснованным, основания для признания решения недействительным отсутствуют, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, в обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ОАО «Иркутскэнерго» обратилось в Администрацию муниципального образования «город Черемхово» с заявлением № 207-303/463 от 10 августа 2011 г. о предоставлении в собственность ОАО «Иркутскэнерго» земельного участка под размещение золошлакоотвала с учетом норм Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», по кратной ставке земельного налога (по г. Иркутску-5, области-3) общей площадью 34,4389 га, кадастровый номер 38:33:010258:4, расположенного по адресу Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12.
Письмом Администрации муниципального образования «город Черемхово» № 1922 от 19 августа 2011 г. ОАО «Иркутскэнерго» дан ответ о невозможности передачи в собственность обществу земельного участка, занимаемого сооружением золошлакоотвалом площадью 344358,8 кв.м., поскольку данный земельный участок относится к разряду деградированных (нарушенных) земель, ограниченных в обороте, и не подлежит отчуждению из муниципальной собственности. Кроме того, в письме указано, что отработанные золошлакоотвалы подлежат рекультивации, рекультивированный земельный участок под отработанным золошлакоотвалом подлежит возврату муниципалитету для дальнейшего вовлечения его в экономическую деятельность территории.
ОАО «Иркутскэнерго» письмом № 545-12/10275 от 22 сентября 2011 г. повторно обратилось в Администрацию муниципального образования «город Черемхово» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4 в собственность.
Письмом № 2317 от 18 октября 2011 г. администрацией повторно отказано ОАО «Иркутскэнерго» в передаче земельного участка в собственность обществу на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельный участок, используемый ОАО «Иркутскэнерго» для размещения золошлакоотвала, по мнению администрации, относится к разряду деградированных (нарушенных) земель, ограниченных в обороте, и не подлежит отчуждению из муниципальной собственности.
Заявитель, считая решение ответчика, изложенное в письмах № 1922 от 19 августа 2011 г., № 2317 от 18 октября 2011 г., об отказе ОАО «Иркутскэнерго» в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы общества, обжаловал его в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ОАО «Иркутскэнерго», согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0144775, является собственником объекта недвижимости – Сооружение золошлакоотвал пойменного типа, 2-ух секционный, не фильтрующий, общая площадь 344358,80 кв.м., Иркутская область, Черемхово г., ТЭЦ-12, кадастровый (условный) номер 38:33:010258:0004/:000011-2035, номер регистрации 38-01/20-7/2003-227 от 28 октября 2003 г.
Между Черемховским городским муниципальным образование (арендодатель) и ОАО «Иркутскэнерго» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 12 от 12 мая 2003 г., согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, имеющий кадастровый номер 38:33:010258:0004, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 34,4389 га для размещения золошлакоотвала. Срок аренды установлен 49 лет с 12 мая 2003 г.
В соответствии с пунктом 1 стать 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 Постановления № 11 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Рассматривая дела об отказе в передаче в собственность земельного участка, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Федеральным законодательством о приватизации и Земельным кодексом Российской Федерации не дано определение понятию деградированных земель.
В письме Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 «О методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель» (далее методические рекомендации), указано, что деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Пунктом 2.1.4. рекомендаций выделяются следующие наиболее существенные типы деградации почв и земель с учетом их природы, реальной встречаемости и природно-хозяйственной значимости последствий: технологическая (эксплуатационная) деградация, в том числе: а) нарушения; б) физическая (земледельческая) деградация; в) агроистощение; эрозия, в том числе: а) водная; б) ветровая; засоление, в том числе: а) собственно засоление; б) осолонцевание; заболачивание.
Под технологической (эксплуатационной) деградацией, в соответствии с пунктом 2.1.5. рекомендаций, понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.
Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геолого-разведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность (ГОСТ 17.5.1.01-83).
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения. нарушение земель представляет собой процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.
Типовой инструкцией Министерства топлива и энергетики Российской Федерации по эксплуатации золошлакоотвалов тепловых электростанций РД 34.27.509-91, утвержденной Главным научно-техническим управлением энергетики и электрификации Минэнерго СССР 12.12.91 г. дано понятие золошлакоотвала - гидротехническое сооружение, предназначенное для складирования золошлакового материала.
Пунктом 5.6 инструкции предусмотрена необходимость осуществлять рекультивацию отработанных золошлакоотвалов (как земель, нарушенных хозяйственной деятельностью).
В соответствии с классификацией нарушенных земель для рекультивации, предусмотренной ГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы. Земли. к землям, нарушенным при складировании промышленных, строительных и коммунально-бытовых отходов отнесены отвалы (размещение золы, шлака и отходов).
Ответчиком в ходе судебного заседания в подтверждение своих доводов представлено заключение Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» № 2/12 от 28 февраля 2012 г. по загрязнению и деградации почв на земельном участке с кадастровым номером 38:33:010258:0004, переданном ОАО «Иркутскэнерго» для размещения сооружения золошлакоотвала ТЭЦ-12, согласно которому указанный земельный участок рекомендовано признать деградированным.
Из системного анализа и толкования приведенных норм, положений ГОСТов и рекомендаций следует, что земельный участок, на котором расположен золошлакоотвал, в последующем подлежит обязательной рекультивации, является нарушенным и обоснованно отнесен Администрацией муниципального образования «город Черемхово» к деградированным землям.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что поскольку спорный земельный участок является деградированным, он относится к землям, ограниченным в обороте.
Заявитель, оспаривая отказ в приватизации, считает, что Администрацией муниципального образования «город Черемхово» не представлено доказательства отнесения данного участка к деградированным землям. Полагает, что представленное заключение Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» не может являться таким доказательством, поскольку деятельностью учреждения, выдавшего заключение, являются мониторинг состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование на его основе научно-обоснованного обеспечения сохранения и повышения плодородия почв для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции. По мнению заявителя, виды деятельности, осуществляемые учреждением, связаны только с землями сельскохозяйственного назначения. Кроме того, заключение носит рекомендательный характер и не может являться доказательством наличия деградации земельного участка.
Суд полагает, что данное заключение в совокупности с другими исследованными доказательствами подтверждает доводы администрации, поскольку согласно пункту 3.3 раздела 3 устава федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» одним из видов деятельности учреждения предусмотрено выполнение химических, токсикологических, радиологических и других анализов и испытаний почв земельных участков. В материалы представлен аттестат Аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) № РОСС RU.0001/510305, зарегистрированный в Едином реестре 29.09.2011 г. В заключении учтены требования методических рекомендаций, утвержденных письмом Роскомзема от 27.03.1995 № 3-15/582.
Оспаривая выводы администрации об отнесении земельного участка под золошлакоотвалом к деградированным землям, заявитель не представил опровергающих доказательства, не указал нормы федерального законодательства, согласно которым ограниченные в обороте земли могут быть предоставлены в частную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование доводов о нарушении прав общества заявитель указал, что отказом администрации нарушено его право на выкуп земельного участка по льготной цене, размер арендной платы превышает размер земельного налога, который будет уплачиваться обществом в случае получения земельного участка в собственность.
Суд не согласился с указанными доводами заявителя, поскольку реализация права на приватизацию земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, возможна только в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и, как было указано, ограниченные в обороте земельные участки не подлежат приватизации.
Кроме того, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Материалами дела подтверждается, что договор аренды № 12 от 12 мая 2003 г. между Черемховским городским муниципальным образование (Администрация муниципального образования «город Черемхово») и ОАО «Иркутскэнерго» заключен на 49 лет, договор является действующим, намерения расторгнуть договор стороны не высказали.
Заявитель указал, что в случае выкупа спорного земельного участка сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, будет значительно ниже суммы арендной платы, уплачиваемой муниципалитету.
Суд отклонил указанный довод общества, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Следовательно, взимание арендной платы в размере, установленном в законодательном порядке, не может являться нарушением прав и законных интересов заявителя.
На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности все обстоятельства дела, суд полагает, что заявитель не доказал юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иным нормативным правовым актам и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Суд полагает, что решение об отказе ОАО «Иркутскэнерго» в предоставлении в собственность земельного участка является законным и обоснованным, представленные в дело документы достоверны, полны и достаточны для принятия решения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «город Черемхово», изложенного в письмах от 19.08.2011 № 1922 и от 18.10.2011 № 2317 об отказе Иркутскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4, расположенного по адресу Иркутска область г.Черемхово, ТЭЦ-12, общей площадью 344389 кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.В.Назарьева