ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20949/06 от 09.11.2006 АС Иркутской области

Арбитражный суд Иркутской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

«16» ноября 2006 года Дело №А19-20949/06-36

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2006 года. Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2006 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Киренский речной порт»

к Комитету цен Иркутской области

об оспаривании акта государственного органа

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности б/н от 07.11.2006;

от органа, принявшего оспариваемый акт – 1) ФИО2 – председатель Комитета цен Иркутской области; 2) ФИО3 – представитель по доверенности № 0125/3д от 10.01.2006; 30 ФИО4 – представитель по доверенности № 01/1372ю от 26.07.2006; 4) ФИО5 – представитель по доверенности № 01-25/1675ю от 17.10.2006

установил:

Открытое акционерное общество «Киренский речной порт» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным Приказ № 112 от 16.05.2006 Комитета цен Иркутской области (далее – орган, принявший оспариваемый акт, Комитет цен) «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и грузов, осуществляемых ОАО «Киренский речной порт» на внутригородских паромных переправах г. Киренск на навигацию 2006 года (включая перевозку пассажиров на теплоходе «Хатанга» в период весеннего ледохода и осеннего ледостава)» в части установления предельного тарифа на перевозку пассажиров.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в качестве основания признания незаконным оспариваемого акта указал применение Комитетом цен при расчете тарифов методов расчета, не предусмотренных действующим законодательством; установление тарифа по материалам, представленных не в полном объеме и в отсутствие всех необходимых для установления тарифа материалов; то обстоятельство, что при установлении тарифа не были учтены убытков, понесенных заявителем в предыдущем периоде; не принятие во внимание затрат заявителя на фонд оплаты труда; применение при установлении тарифа прогнозируемых затрат; право заявителя самостоятельно устанавливать тарифы в связи с не предоставлением дотаций; отнесение вопроса установления тарифов к компетенции собрания кредиторов ОАО «Киренский речной порт»; нарушение прав и законных интересов заявителя установлением экономически необоснованного тарифа.

Представитель органа принявшего оспариваемый акт, в судебном заседании требование оспорил, указав, что оспариваемый Приказ вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Дело, в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, и, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

20.04.2006 исх.№ 02/262 заявитель направил в комитет цен материалы по внутригородским паромным переправам для утверждения тарифов на навигацию 2006 года.

Рассмотрев представленные материалы, Комитет цен приказом от 16.05.2006 № 112 установил предельные тарифы на перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые ОАО «Киренский речной порт» на внутригородских паромных переправах г. Киренск на навигацию 2006 года, включая перевозку пассажиров на теплоходе «Хатанга» в период весеннего ледохода и осеннего ледостава)», в том числе тариф на перевозку пассажиров в размере 10 рублей (пункт 1 Приказа).

Заявитель, полагая, что пункт 1 Приказа от 16.05.2006 № 112 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов (цен)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень включены перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.

Утвержденным постановлением главы администрации области от 3 июня 2004 года N 83-пг Порядком государственного регулирования тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом (далее – Порядок) определены основные требования к формированию, установлению и применению предельных тарифов на услуги, оказываемые всеми субъектами регулирования на территории Иркутской области по регулируемым видам деятельности.

В качестве регулирующего органа в указанном постановлении указан орган исполнительной власти Иркутской области, осуществляющий государственное регулирование тарифов (цен) в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями;

Не может быть принят судом во внимание довод заявителя о его праве самостоятельно устанавливать провозную плату со ссылкой на пункт 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, которым предусмотрено, что провозная плата за перевозки пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров устанавливается перевозчиками, а в случаях предоставления субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления дотаций на осуществление перевозок пассажиров и их багажа по указанным маршрутам за счет средств соответствующих бюджетов устанавливается перевозчиками по согласованию с субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, поскольку заявителем не прият во внимание пункт 1 данной статьи, в соответствии с которым порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Договор перевозки относится к категории возмездных. За оказываемую ему услугу по транспортировке пассажир обязан уплатить перевозчику провозную плату. Ее размер определяется соглашением сторон договора, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации). Тарифы - системы зафиксированных в нормативном порядке цен на перевозку грузов, пассажиров и багажа и дополнительных сборов за выполнение операций, связанных с такими перевозками. Применение обязательных тарифов обеспечивает распространение одинаковых цен на всех потребителей услуг транспорта общего пользования (статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации), что характерно для публичного договора (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пункт 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, регулируя вопросы установления провозной платы распространяется на работы и услуги, оказываемые перевозчиком, не предусмотренные тарифами.

Также не основан на нормах права довод заявителя об отнесении вопроса установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа к компетенции собрания кредиторов ОАО «Киренский речной порт».

В соответствии с пунктами 2.3. – 2.4., 3.1. Порядка государственное регулирование тарифов осуществляется исходя из экономически обоснованных затрат и прибыли хозяйствующего субъекта. Конкретные размеры предельных тарифов по регулируемым видам деятельности устанавливает регулирующий орган на период навигации. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемым видам деятельности производится хозяйствующими субъектами исходя из действующих норм и нормативов расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд и прогнозируемых цен и тарифов.

Какие – либо конкретные методы определения тарифов и их описание Порядок не содержит, в связи с чем не ограничено право регулирующего органа по применению индексов роста цен по Прогнозу показателей инфляции за 2006 год по данным Минэкономразвития Российской Федерации как способе определения экономически обоснованных затрат перевозчика.

Как следует из материалов дела применение индексов роста цен произведено Комитетом цен с учетом представленных заявителем данных о фактических затратах ОАО «Киренский речной порт».

Пунктами 4.1. - 4.4. определен порядок установления тарифов по перевозке грузов, пассажиров и багажа, которым предусмотрено, что при обращении об установлении или об изменении предельных тарифов на услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа хозяйствующие субъекты направляют в регулирующий орган следующие документы: а) сопроводительное письмо с указанием причин для установления или об изменении предельных тарифов; б) годовые данные бухгалтерской и статистической отчетности на последнюю отчетную дату, в том числе: - копия бухгалтерского баланса и приложение к нему (форма N 5), форма N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" и расшифровка к ней, форма N 5-з "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)"; - статистическая форма N Б-3 "Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта"; в) справка о планируемых объемах перевозок грузов на навигацию (таблица N 3 Приложения к настоящему Порядку); г) договор (проект договора) с администрацией области (города, района) при выделении из бюджетов субсидий на пассажирские перевозки речным транспортом (таблица N 1, таблица N 2 Приложения к настоящему Порядку); д) расчет потребности транспортных средств с учетом объемов перевозимых грузов, расписанием движения пассажирских судов и приказ об их закреплении по маршрутам (таблица N 4 Приложения к настоящему Порядку); е) расчетные эксплуатационные затраты и доходы по прогнозу на навигацию и фактические за предшествующую навигацию (таблица N 5 Приложения к настоящему Порядку); ж) постатейное обоснование величины затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации; и) расчет предельных повышающих коэффициентов к тарифам Прейскуранта на навигацию (таблица N 6 Приложения к настоящему Порядку). к) справка об использовании амортизационных отчислений; л) копии протоколов (договоров) согласования цен на топливо, основные материалы.

Регулирующий орган с учетом представленных на рассмотрение материалов, в течение 30 дней принимает решение о необходимости установления, увеличения предельного уровня тарифов либо о его снижении или применении прежнего предельного уровня тарифов (предельных повышающих коэффициентов). Решение оформляется приказом регулирующего органа.

При этом, уточнение отчетных или расчетных данных (направление запроса о предоставлении дополнительных материалов) является правом регулирующего органа, а не его обязанностью. Кроме того, отсутствие какого – либо из документов, указанных в пункте 4.1. Порядка, в данном случае - копий протоколов (договоров) согласования цен на топливо, не является основанием для невозможности установления тарифа, тем более, что как следует из представленной заявителем в Комитет цен Пояснительной записке к данным о затратах т/х «Хатанга» на 2006 год ОАО «Киренский речной порт» цены определялись исходя из действующих цен на АЗС г. Киренска и цены, принятой в расчетах Администрации Киренского района.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Согласно части первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью четвертой той же статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

ОАО "Киренский речной порт" с заявлением о признании недействительным приказа № 112 от 16.05.2006 обратилось в арбитражный суд 13.09.2006.

Исследовав собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что о принятии оспариваемого приказа заявителю было известно по крайней мере в не позднее 29.05.2006, что следует из пояснений представителя заявителя в судебном заседании, письма заявителя от 29.05.2006 № 135, адресованного Комитету цен, в котором содержаться возражения по размеру установленного тарифа. Факт пропуска срока для обращения с заявлением в арбитражный суд заявитель не оспаривает, причины пропуска срока им не названы, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока заявитель в суд не обращался.

Таким образом, заявителю было известно о существовании данного приказа более чем за три месяца до подачи в арбитражный суд заявления о признании его недействительным. Следовательно, на момент обращения в суд срок подачи заявления был пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

С учетом указанных обстоятельств, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170; 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным Приказа Комитета цен Иркутской области за № 112 от 16.05.2006 «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и грузов, осуществляемых ОАО «Киренский речной порт» на внутригородских паромных переправах г. Киренск на навигацию 2006 года (включая перевозку пассажиров на теплоходе «Хатанга» в период весеннего ледохода и осеннего ледостава)» в части установления предельного тарифа на перевозку пассажиров - отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.И. Самойлова