АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-21056/2011
01.03.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.03.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кононенко Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тайшетскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 20.07.2011 г. № 02-06/86
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явились,
от ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности;
установил: Отдел вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тайшетскому району (далее – ОВО ОМВД России по Тайшетскому району, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области (далее – инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.07.2011 г. № 02-06/86.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направил, в представленном заявлении от 15.02.2012 г. № 65/412 поддержал заявленные требования. По мнению заявителя, услуги вневедомственной охраны по обеспечению безопасности имущества собственников относятся к услугам, возложенным на государственные органы. Исполнение которых, является прямой, строго регламентированной обязанностью органа внутренних дел, а не коммерческо-предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения, подлежащей налогообложению налогом на прибыль организаций.
Представитель налогового органа требования заявителя не признала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения. В своем пояснении ответчик указал, что заявителем в нарушение статей 247, 249, 274 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 - 2009 годы не учитывалась сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлением иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 22.02.2012 г. до 09 час. 00 мин. 22.02.2012 г. После окончания перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей сторон.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом на основании решения от 22.03.2011 г. № 02-06/15 проведена выездная налоговой проверка налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2009 г.
Проверкой установлена неуплата налога на прибыль организаций за 2008 и 2009 годы в общей сумме 146 540 руб. 87 коп., в результате занижения налоговой базы.
По результатам проверки составлен акт от 15.06.2011 г. № 02-06/36, на основании которого, с учетом представленных налогоплательщиком возражений от 23.06.2011 г., вынесено решение от 20.07.2011 г. № 02-06/86 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ОВО ОМВД России по Тайшетскому району привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 29 308 руб. 18 коп.
На сумму неуплаченного налога инспекцией по состоянию на 20.07.2011 г. начислены пени в размере 45 866 руб. 34 коп.
Решением налогового органа налогоплательщику предложено: уплатить доначисленные штрафы и пени в вышеуказанных суммах, налог на прибыль организаций в сумме 146 540 руб. 87 коп., в том числе: 37 390 руб. 03 коп. в федеральный бюджет, 109 150 руб. 84 коп. в бюджет субъекта Российской Федерации; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета; представить уточненные декларации по НДС за период 1 кв., 2 кв., 3 кв., 4 кв. 2008 г., 1 кв., 2 кв., 3 кв., 4 кв. 2009 г. с отражением оборотов по строкам 010_02 сумма доходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) раздела 9 – операции, не подлежащие налогообложению.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (Управление).
Решением Управления от 03.10.2011 г. № 26-16/07425 апелляционная жалоба ОВО ОМВД России по Тайшетскому району оставлена без удовлетворения, решение инспекции – без изменения.
Заявитель, считая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области от 20.07.2011 г. № 02-06/86 не соответствует законодательству о налогах и сборах, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 248Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 252Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статьи 270Налогового кодекса Российской Федерации). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьи 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Положениями статьи 321.1Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей в период спорных правоотношений) установлены особенности ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 321.1Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерациииными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 321.1Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
Статьями 7 и 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 «О милиции» определено, что подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности и, следовательно, входят в систему государственных органов исполнительной власти.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 589 от 14.08.1992 г. (с изменениями от 04.08.2005 г.) основной задачей подразделений вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на договорной основе.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи 35 Закона «О милиции» и Положением о вневедомственной охране, финансирование и содержание вневедомственной охраны осуществлялось за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих на основе договоров.
То есть, по существу, был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Однако Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О милиции» внесены изменения, согласно которым из статьи 35 исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 г. N 489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации» в Положение о вневедомственной охране N 589 внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 названного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников.
В соответствии с действующей редакцией Положения о вневедомственной охране N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10 Положения).
Поскольку подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан за плату, то есть на возмездной основе, указанные средства являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год (статья 24 Федерального закона от 19.12.2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», статья 6 Федерального закона от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Таким образом, из указанных выше норм следует, что налог на прибыль организаций с суммы доходов, полученных от граждан и организаций в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества должен быть уплачен налогоплательщиком до перечисления этих средств в бюджет.
Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 10.01.2012г. № ВАС-16876/11 по делу №А23-376/2011.
Как следует из материалов дела, ОВО ОМВД России по Тайшетскому району налог на прибыль организаций за 2008 -2009 годы не исчислялся и в бюджет не уплачивался.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей, в силу пункта 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75Налогового кодекса Российской Федерации).
Проверив имеющиеся в материалах дела расчеты пеней и штрафа суд считает, что инспекцией обоснованно на сумму неуплаченного налога на прибыль организаций за 2008-2009 годы в размере 146 540 руб. 87 коп. начислены пени в размере 45 866 руб. 34 коп. и налоговые санкции в сумме 29 308 руб. 18 коп.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области от 20.07.2011 г. № 02-06/86 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.А. Сонин