ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-21061/19 от 16.02.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                         Дело  № А19-21061/2019

«24» февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2021 года.

 Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о  признании  незаконным бездействия,

третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Байкальский музей Иркутского научного центра» (адрес: 664520, <...>); Администрация Листвянского муниципального образования – Администрация городского поселения (адрес: 664520, <...>)

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от третьих лиц: не явились;

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (далее – заявитель, Учреждение, ЛИН СО РАН) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом в Иркутской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным бездействия, выраженное в регистрации прав Российской Федерации на земельные участки ЗУ 1, ЗУ 2, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенном в отзыве и дополнении к нему.

В судебном заседании 09.02.2021г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 16.02.2021г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, а также заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

ЛИН СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенный по адресу: <...>.

На указанном земельном участке помимо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве оперативного управления расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, а именно: 16-ти квартирные жилые дома № 2,3,4, переданные на баланс муниципального предприятия ЖКХ Иркутского района во исполнение Постановления Президиума СО РАН от 04.12.2000г. №344 «О передаче в муниципальную собственность жилых домов»; здание Байкальского музея Иркутского научного центра и принадлежащие музею территории, дендропарк, трансформаторная; гаражи физических лиц. Разрешенное использование земельного участка производственная и жилая зона.

В связи с указанным, у заявителя возникла необходимость осуществить раздел названного земельного участка.

После согласования с ФАНО России раздела земельного участка (протокол  Комиссии от 15.11.2016г. №24-РИ/16), ЛИН СО РАН 12.12.2016г. обратился в адрес ответчика с заявлением о разделе земельного участка на основании схемы раздела земельного участка.

Управление отказало заявителю в утверждении схемы раздела земельного участка, в качестве основания для отказа указало, что земельный участок может быть разделен в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Листвянским муниципальным образованием разработан проект межевания территории по ул. Академическая в рп Листвянка Иркутского района, который утвержден Постановлением Администрации Листвянского МО от 13.02.2018г. №16. Утвержденный проект межевания территории  по ул. Академическая в рп Листвянка Иркутского района Администрацией Листвянского муниципального образования 15.02.2018г. направлен в адрес Управления.

Заявитель считает, что только Управление по смыслу части 1 статьи 33 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» является заинтересованным лицом в разделе земельного участка исключительно на основании утвержденного проекта межевания территории.

В акте от 20.03.2019г. №В-У-2019-03 Управлением предложено заявителю обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030111:0093 в связи с его разделом  в соответствии с проектом межевания территории.

ЛИН СО РАН письмом от 26.04.2019г. №15356-11-388 обратился в Управление з разъяснениями в частности указав, что согласно позиции ответчика, выраженной в письмах от 17.05.2018г. №6-38/9178, от 28.05.2018г. №6-38/10129, проект межевания территории по ул. Академической в рп Листвянка Иркутского района, утвержденной Постановлением Администрации Листвянского МО от 13.02.2018г. №16, выполнен с нарушением требований статьи 11.9 Земельного  кодекса Российской Федерации. В своем обращении заявитель обозначил следующие вопросы: устранены ли Администрацией Листвянского МО указанные нарушения; в чем целесообразность направления проекта межевания территории институтом.

Управление в письме от 27.05.2019г. №СНВ-38/10809 подтвердило, что нарушения не устранены, при этом, предложив институту подготовить межевой план по образованию земельных участков.

ЛИН СО РАН полагает, что управление бездействует по приведению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством, которое выражается в не обжаловании проекта межевания территории по ул. Академической рп Листвянка Иркутского района, утвержденного Постановлением Администрации Листвянского МО от 13.02.2018г. №16; как заинтересованное лицо не обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030111:0093 в связи с его разделом в соответствии с проектом межевания территории.

Заявитель,  расценив данные обстоятельства как бездействие Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р. <...> принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук.

13.12.2016г. в адрес Управления поступило заявление ЛИН СО РАН от 12.12.2016г. №15356-9317-966 с просьбой принять решение об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093.

Письмами от 27.04.2017г. №15356-9317-298 и №15356-9317-339 ЛИН СО РАН направил в адрес Управления дополнительные документы необходимые для принятия решения об образовании земельного участка путем раздела спорного земельного участка.

Письмом от 09.06.2017г. №ФПВ-38/6625 Управление проинформировало ЛИН СО РАН о том, что после устранения замечаний Территориальный орган вернется к рассмотрению вопроса об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018г. по делу №А19-17662/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2018г. по тому же делу, признано недействительным решение Территориального органа от 09.06.2017г. №ФПВ-3 8/6625 как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

На Управление возложена обязанность рассмотреть по существу заявления от 27.04.2017г. №15356-9317-298, №15356-9317-339 ЛИН СО РАН в соответствии с действующим законодательством.

Письмом от 15.02.2018г. №185 Администрацией Листвянского муниципального образования в адрес Управления направлен проект межевания территории по ул. Академическая в р. п. Листвянка Иркутского района, утвержденный постановлением Администрации Листвянского муниципального образования от 13.02.2018г. №16.

На основании постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018г. по делу №А19-17662/2017 Территориальным органом были рассмотрены по существу заявления ЛИН СО РАН от 27.04.2017г. №15356-9317-298, №15356-9317-339.

Письмом от 17.05.2018г. №6-38/9178 Управление отказало ЛИН СО РАН в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, на основании подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1)    проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

         2)    проектная документация лесных участков;

3)     утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации говорит, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно подпункту 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В связи с чем, Управлением было принято решение об отказе в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10.10.2018г. по делу №А19-18996/2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019г. и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.04.2019г. по тому же делу, отказано в удовлетворении требований ЛИН СО РАН о признании незаконным решения от 17.05.2018г. №6-38/9178 об отказе в разделе земельного участка.

Кроме того, письмом от 28.05.2018г. №6-38/10129 Управление обратилось в адрес главы Листвянского муниципального образования с просьбой проинформировать о причинах не отнесения земельного участка, занятого гаражами в границы образуемых земельных участков, а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в проект межевания территории по ул. Академическая в р. п. Листвянка Иркутского района в части включения данного земельного участка в границы образуемых земельных участков.

Ответ на письмо Территориального органа от 28.05.2018г. №6-38/10129 от главы Листвянского муниципального образования в адрес Управления не поступал.

В период с 11.03.2019г. по 20.03.2019г. Территориальным органом проводилась внеплановая проверка целевого использования федерального земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, по результатам которой был составлен акт от 20.03.2019г. №В-У-2019-03.

Согласно акту проверки от 20.03.2019г. №В-У-2019-03 ЛИН СО РАН было предложено обратится в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:030111:0093 в связи с его разделом в соответствии с проектом межевания территории.

В связи с чем, письмом от 26.04.2019г. №15356-11-388 ЛИН СО РАН обратилось в адрес Территориального органа с просьбой разъяснить дальнейшие действия.

Письмом от 27.05.2019г. №СНВ-38/10809 Управление проинформировало ЛИН СО РАН о том, что сведения о внесении изменений в проект межевания территории не поступали.

Кроме того, Территориальный орган указал на то, что в целях приведения земельно-имущественных отношений в соответствие с требованиями законодательства необходимо на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:030111:0093, подготовить межевой план по образованию земельных участков путем раздела земельного участка и обратиться в Территориальный орган с заявлением о выдаче доверенности на представление интересов Российской Федерации.

Таким образом, ЛИН СО РАН как заинтересованное лицо вправе обратится от имени Российской Федерации в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 15.01.2020г. в адрес Территориального органа поступило обращение главы администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения (вх. №38-778 от 15.01.2020г.) с просьбой выдать доверенность для регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образуемые земельные участки при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р. п. Листвянка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Листвянского муниципального образования от 13.02.2018г. №16.

Письмом от 10.02.2020г. №38-СН/2150 Управление проинформировало администрацию Листвянского МО о том, что для подготовки доверенности на подачу заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки в соответствии с проектом межевания территории администрации Листвянского МО необходимо представить: заявление о выдаче доверенности с приложением копии паспорта лица, в отношении которого необходима подготовка доверенности, а также межевой план по образованию земельных участков, подготовленный в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

03.03.2020г. в адрес Управления поступило заявление администрации Листвянского МО от 03.03.2020г. №260 с просьбой выдать доверенность для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, образуемые из земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Листвянского муниципального образования от 13.02.2018г. №16.

19.05.2020г. Территориальным органом была выдана доверенность №38-СН/6448 на имя ФИО3 с правом представлять интересы Управления по вопросу постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, образуемые из земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:030111:92; 38:06:030111:93; 38:06:030111:5, расположенные по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р. п. Листвянка в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Листвянского муниципального образования от 13.02.2018г. №16.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» говорит о том, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Пункт 13 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об утверждении проекта межевания территории.

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сказано, что в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Часть 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» говорит о том, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Судом установлено, что из спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 согласно проекту межевания территории путем раздела образовано пять земельных участков, в связи с чем, заявитель и уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие выраженное в не регистрации двух земельных участков образованных из земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093. Однако обстоятельства раздела спорного земельного участка на существо спора влияния не имеют.

Учитывая изложенное,Территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом в Иркутской области действовало исключительно в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав и законных интересов заявителя, как и бездействие не допущено.

Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение  об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, удовлетворению не подлежат.   

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

         Судья                                                                                                           Л.А. Куклина