ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-21184/19 от 27.01.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                           Дело  №А19-21184/2019

«03» февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  27.01.2020.

Решение  в полном объеме изготовлено   03.02.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» (ИНН <***>)

к Байкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

о признании незаконным постановления № В-290 от 14.08.2019,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 06.08.2019, паспорт;

от ответчика: ФИО2 – доверенность № ПМ/02-6887 от 16.10.2019, паспорт, диплом,

установил:

Общества с ограниченной ответственностью «Кавынах»  (далее – Общество, заявитель, ООО «Кавынах») обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Байкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее – административный орган, Росприроднадзор) об отмене постановления о назначении административного наказания  № В-290 от 14.08.2019.

Определением суда от 11.11.20219 произведена замена ненадлежащего ответчика  - Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на надлежащего - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Иркутской области и Байкальской природной  территории, в связи со сменой наименования ответчика.

В судебном заседании 20.01.2020 в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 27.01.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, в качестве основания отмены оспариваемого постановления указала на отсутствие использование им водного объекта, а так же на нарушения, допущенные административным органом при вынесении оспариваемого решения.

Представитель административного органа требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.

Дело рассмотрено по правилам, установленным главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Кавынах» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020300794580.

ООО «Кавынах» является владельцем Лицензии на право пользования недрами от 27.09.2000 № УДЭ 00593 БР (далее - Лицензия) (выдана на основании совместного решения Правительства и Комитета природных ресурсов по РБ МПР России от 27.09.2000 № 62/100) с целевым назначением и видами работ: поиск, разведка и добыча золота россыпи руч. Кавынах (Нюрундукан) в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия с одновременной добычей вышеуказанных полезных ископаемых. Участок недр имеет статус горного отвода площадью 30,2 га. Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Республике Бурятия 27.09.2000г. Дополнением от 27.05.2013 № 2 к лицензии УДЭ 00593 БР на право пользования недрами с целью поисков, разведки и добычи россыпи руч. Кавынах (Северо-Байкальский район Республики Бурятия) (зарегистрировано Управлением по недропользованию по Республике Бурятия 27.05.2013 № 399) внесены изменения в Лицензию в части срока окончания действия лицензии (продлена до 31.12.2019).

ООО «Кавынах» утверждено Дополнение к Проекту отработки россыпи золота руч. Кавынах (Нижний участок) в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия 07.04.2013 (далее - Дополнение к проекту), Протоколом заседания территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами на территории Республики Бурятия (ТКР) от 09.04.2013 № 43 Дополнение к проекту согласовано.

На основании ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», запроса Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (вх. от 26.06.2019 № 2415), распоряжения Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.06.2019 № 133-р (в ред. распоряжения 136-р) специалистом Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Байкальское управление) с 02.07.2019 по 06.07.2019 принято участие в проверочных мероприятиях, проводимых Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Бурятия в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия, в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ). По результатам проверки в адрес управления направлено письмо Следственного управления по Республике Бурятия от 30.07.2019 № 11902810033520108 для принятия мер по выявленным нарушениям в пределах компетенции.

В рамках участия в проверке органов полиции проведен осмотр лесного (земельного) участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, расположенного в Республике Бурятия, муниципальное образование «Северо-Байкальский район», в границах Северо - Байкальского лесничества, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 40, 41 (категория защищенности: леса, расположенные в водоохранных зонах, на площади - 47,66 га; вид разрешенного использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых, площадь всего участка составляет 476 939 кв.м., категория земель: земли лесного фонда), где расположен участок отработки золота ручья Кавынах (Нижний участок). Эксплуатационные работы на рассматриваемом участке осуществляет ООО «Кавынах» на основании Договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых от 07.12.2019 № 136-18 (срок действия договора до 31.12.2019 года).            

Вдоль рассматриваемого участка протекает ручей Кавынах. Согласно данным из государственного водного реестра ручей Кавынах обладает следующими характеристиками: код водного объекта 16040000112216300000982, Ангаро-Байкальский бассейновый округ, длина водотока - 12 километров, левый приток реки Нюрундукан в 12 километрах от устья.

 При  осмотре земельного участка (квартал 826, выделы 36, 40, 41) начальник участка ФИО3 пояснил, что русло ручья Кавынах изменено, отведено в сторону.

В ходе осмотра установлено, что ООО «Кавынах» осуществляет пользование водным объектом (ручей Кавынах) без договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование, т.е. допускается самовольное использование водного объекта - ручей Кавынах для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов без разрешительных документов, что является нарушением п.1 ч. 2. п. 6, 7 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.08.2019 по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Байкальского управления  Росприроднадзора№В-260 от  14.08.2019 ООО «Кавынах» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Полагая, что постановление Байкальского управления Росприроднадзоране соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение, в котором имеет формы и признаки водного режима.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных названным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

На основании  ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.

Также в соответствии с п. 3, 6. 7 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: строительства и реконструкции гидротехнических сооружений; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса.

Ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения, административная ответственность за которое установлена приведенной нормой, являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием водного объекта. Объективная сторона выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих использование водного объекта без документов.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП Российской Федерации  доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно статье 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Как следует из текста оспариваемого постановления, Обществу вменяется нарушение пунктов п.1 ч. 2. п. 6, 7 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, а именно: заявитель осуществляет пользование водным объектом (ручей Кавынах) без договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование, т.е. допускается самовольное использование водного объекта - ручей Кавынах для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов без разрешительных документов, право пользования водным объектом не оформлено.

Эксплуатационные работы на спорном участке осуществляет ООО «Кавынах» на основании Договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых от 07.12.2019 № 136-18 (срок действия договора до 31.12.2019 года).

Общество считает, что факт  правонарушения, выразившегося в самовольном заборе  воды из ручья Кавынах,  административным органом не доказан. В подтверждение указанного довода Общество ссылается на  заключение Федерального агентства по рыболовству (Байкальский филиал) от 13.09.2018 №03-76, согласно которому водный режим ручья Кавынах  непостоянен и зависит от  количества атмосферных осадков и интенсивности таяния снежного покрова. По исследованиям  ручья в августе 2018 года – на нижнем участке водотока ручья протяженностью 1,5 км. от устья ручья сток  воды  из ручья  отсутствует, ихтиофауны в ручье  нет.

Вместе с тем, довод заявителя о том, что водный режим руч. Кавынах непостоянен, не свидетельствует об отсутствии водного объекта как такового, кроме того, согласно данным из государственного водного реестра ручей Кавынах обладает следующими характеристиками: код водного объекта 16040000112216300000982, Ангаро-Байкальский бассейновый округ, длина водотока - 12 километров, левый приток реки Нюрундукан в 12 километрах от устья. Таким образом, ручей Кавынах является водным объектом. 

Кроме того, исследование ручья Кавынах, проведенное в августе 2018 года, результаты которого отражены в  заключение Федерального агентства по рыболовству (Байкальский филиал) от 13.09.2018 №03-76, проводились с целью определения рыбохозяйственного значения ручья Кавынах, а не для подтверждения является ли спорный ручей водным объектом.  Между тем, из указанного заключения не следует, что водоток в ручье полностью прекращен, или что ручей Кавынах не является водотоком, водным объектом.  В заключение исследования указано, что ручей Кавынах соответствует рыбохозяйсвтенному водному объекту второй категории, что подтверждает позицию административного органа. Таким образом, довод Общества, что русло ручья Кавынах в спорный период было пересохшим, в связи, с чем Общество не могло осуществлять забор воды из ручья, не принимается судом во внимание, поскольку указанное не влияет на статус ручья Кавынах  как водного объекта, который имеет не постоянный водный режим.

Кроме того, заявитель указывает на то, что Общество осуществляет добычу россыпного золота механическим способом в границах горного отвода, указанный способ не предполагает применение буровзрывчатых работ, и не связаны с водным объектом- ручей Кавынах.

Действительно, добыча золота ведется Обществом бульдозерным и бульдозерно-экскаваторным-автотранспортным способом,  с вывозом песка на промывочную площадку, с целью промывки песков в замкнутом цикле на оборотном водоснабжении, что указанно в дополнение к проекту №1 отработки россыпи золота руч. Кавынах (Нижний участок), вместе с тем к дополнению к проекту  предусмотрены буровзрывные работы.  Так же, в данном проекте указано, что для защиты  разрабатываемых полигонов от паводковых вод предусматривается строительство  следующих гидротехнических сооружений: русловодные каналы, нагорные канавы, русловодные дамбы. Для обеспечения отвода стока ручья  предусматривается строительство  русловодных дамб.

Общество считает, что имеющиеся отстойники, дамбы на ручье возведены на ручье до начала осуществления работ Обществом на спорном участке.

Вместе с тем, протоколом осмотра места происшествия  от 03.07.2019, а именно, пояснениями ФИО3,  факт того, ООО «Кавынах» для добычи золота пользуется ручьем, а именно: на осматриваемом участке  изменено русло ручья Кавынах – пересохшее русло отведено от производства горных работ, что предусматривается вышеуказанным проектом. Вместе с тем, как было выше установлено, ручей Кавынах – это водный объект, который имеет не постоянный водный режим. Кроме того, из представленных фотокопий к протоколу осмотра видно, что на разрабатываемом участке возведена руслоотводная дамба и руслоотводные каналы, которые наполнены водой.

Общество в пояснениях ссылается, что в проекте отработки россыпи золота руч. Кавынах (Нижний участок) в Северо - Байкальском районе Республики Бурятия предусмотрено строительство гидротехнических сооружений, однако такие сооружения необходимы для обеспечения безопасности карьера, а не для использования ручья Кавынах.

Вместе с тем, как указано в проекте отработки россыпи золота - золотоносная россыпь находиться  в бассейне ручья Кавынах.

Обществом в материалы дела представлено заключение, выданное Ангаро-Байкальским территориальным управлением (далее Росрыболовство), согласно которому     согласовывались следующие действия общества на руч. Кавынах при осуществлении деятельности   по отработки россыпи золота, а именно: строительство следующих гидротехнических сооружений:

- руслоотводных дамб, обеспечивающих отвод поверхностных вод в водоотводные каналы;

- водоотводного канала, обеспечивающего пропуск воды поверхностных водотоков, за пределами площади производства горных работ. Длина канала - 1580 м, ширина по дну - 5,5 м, глубина заполнения - 0,3 м;

- нагорных канав, обеспечивающих пропуск дождевых вод из расчета на максимальный паводковый расход обеспеченностью 5 %. Длина нагорной канавы № 1 - 1210 м, № 2 - 790 м, ширина по дну - 4,5 м, глубина заполнения -0,3 м.;

- водоудерживающей плотины очистных сооружений, обеспечивающей создание необходимого запаса технологической воды и размещения отходов производства (эфелькые отвалы);

- разделительной (эфелеотбойной) дамбы, обеспечивающей отделение илоотстойника от технологического отстойника, а также отделение рабочей зоны от илоотстойника;

- проходка разрезных водосборных и дренажных канав. Строительство водоудерживающих плотин ведется последовательно на каждой приборостоянке.

Так же согласно указанному заключению следует, что Росрыболовство указывает обществу на необходимость соблюдения технологии и ограничения сроков работ в водном объекте с учетом нерестового периода на ручье Кавынах, поскольку указанный ручей пересыхает в летнее время, и постоянный сток сохраняется только на однокилометровом участке от устья ручья, именно на этой площади обитает молодь хариуса, таким образом, указанное так же подтверждает, что Общество осуществляет пользование водным объектом, который является водным объектом рыбохозяйственного значения. 

Суд принимает во внимание, что на ручье Кавынах на протяжении длительного времени велась золотодобыча, имеются отстойники, руслоотводные каналы, постройка которых осуществлялась не только Обществом, но и в период осуществления своей деятельности Общество пользовалось водным объектом, что подтверждается материалами дела,  в результате этой деятельности помимо природных фактов, произошли изменения в гидрологическом режиме водотока, что указано в заключение Федерального агентства по рыболовству (Байкальский филиал) от 13.09.2018 №03-76.

Также не обоснован довод заявителя об отсутствии доказательств забора воды из водного объекта (руч. Кавынах), поскольку материалами дела подтверждается нахождение насосного оборудования для забора воды, необходимого для разработки месторождения в соответствии с исследованным техническим проектом (п.п. 11.2.3. Дополнения к проекту отработки россыпи золота руч. Кавынах (Нижний участок) в Северо - Байкальском районе Республики Бурятия), фотокопиями приложенные к протоколу осмотра.

Вместе с тем, доказательств, того что общество обращалось в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия с заявлением о предоставлении водного объекта (ручей Кавынах) в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование или договора в пользование, в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, сведения, полученные в ходе проверки, подтверждают факт использования Обществом водного объекта (ручей Кавынах).

Вместе с тем, судом установлено существенное нарушение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения Общества к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении.

Из положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.

Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3), указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания, в нем делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).

Толкование указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Судом установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении представитель ООО «Кавынах» не присутствовал. 

В качестве доказательства извещения лица, привлекаемого к ответственности, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении  Управление указывает на то, что  уведомление №72 от 31.07.2019 о времени и месте составления протокола (на 07.08.2019 по адресу: <...>, каб. 203) направлено заявителю по адресу 671700, <...>, которое получено заявителем 06.08.2020. Так же административный орган направил указанное уведомление на электронную почту  Общества, которое поступило заявителю 05.08.2019.

В связи с поздним получением уведомления  (06.08.2019) о составлении протокола  в отношении общества, назначенного на 07.08.2019, заявителем было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении и ознакомлении Общества с материалами дела.

Административным органом направлены Обществу материалы административного дела, однако не в полном объеме, без протокола осмотра от 03.07.2019 и объяснения Заболотского, на которые ссылается Управление.

Определением №В-260 от 07.08.2019г. административным органом назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении №В-260 на 14.08.2019 в 15-00 в г.Улан-Удэ. Данное определение было направлено на электронную почту общества 13.08.2019, а так же почтовым отправлением, которое получено Обществом 12.08.2019.

До г.Улан-Удэ (место рассмотрения административного дела) из места нахождения ООО «Кавынах» возможно добраться только авиасообщением. Из аэропорта пгт.Нижнеангарска самолеты летают только по определенным дням, билеты необходимо приобретать заранее,  мест в продаже не было на 05.08., 06.08., 07.08,13.08., 14.08.

В связи с отсутствием авиа билетов и невозможностью явиться на рассмотрение материалов проверки, для предоставления пояснений по выявленному административным органом нарушению,  Общество 13.08.2019 на электронную почту административного органа было направлено ходатайство об ознакомлении с объяснениями ФИО3, протоколом осмотра места происшествия от 03.07.2019, явившихся основанием для составления протокола об административном правонарушении от 07.08.2019г. №В-260.

Вместе с тем, указанные документы не были предоставлены обществу для ознакомления, материалы проверки рассмотрены так же  без участия заявителя.

Административный орган считает, что общество надлежащим образом уведомлено о составлении протокола административного правонарушения, рассмотрении материалов проверки, ходатайство об отложении не могло быть удовлетворено, в связи с истечением сроков привлечения заявителя к ответственности.

Однако общество было уведомлено о рассмотрении составления протокола за 1 день, материалов проверки за два дня до назначенной даты и не имело возможности присутствовать в указанное время, в связи отдаленностью и  с отсутствием авиабилетов.

Обществом указывает на необходимость ознакомления с протоколом от 03.07.2019 и объяснением Заболотского, поскольку не присутствовало при осмотре земельного участка, Общество не является стороной по уголовному делу, протокол осмотра места происшествия от 03.07.2019, объяснения Заболотского, на которые ссылается административный орган у Общества отсутствует. Указанные документы так же не были представлены в материалы дела с материалами об административном правонарушении в ходе рассмотрении дела, со ссылкой, что указанные документы находятся в Следственном комитете,  однако спорные документы были представлены в суд только 27.01.2020 (протокол от 03.07.2019).

В пункте 2.2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006г. № 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление  в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.

Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами  в соответствии с КоАП РФ.

Частью 1 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена возможность участия в производстве по административному делу защитника в целях оказания юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено административное дело. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4).

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 (с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011г. № 71)  «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые выразились в позднем извещением Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении протокола об административном правонарушении,  не ознакомлении Общества с документами, на основании которых был установлен факт  водопользования ООО «Кавынах».

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вышеуказанные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении носят существенный характер, неустранимый при рассмотрении дела. Нарушают право на защиту  Заявителя.

Нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Всем существенным доводам ответчика, заявителя  судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения сторон судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления № В-290 от 14.08.2019 незаконным и удовлетворения требований Общества с ограниченной ответственностью «Кавынах».

Руководствуясь статьями 167–170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

 заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  № В-290 от 14.08.2019 о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в  Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                      О.Л. Зволейко