АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-21253/2015
29.03.2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.03.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2016 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салмановой Г.Д, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЯРОСАМА ТРЭЙД» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 666686, <...>)
к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 666683, <...>)
о признании незаконным решения комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Усть-Илимска (протокол № 10 от 08.12.2015) об отказе в допуске к конкурсному отбору участников конкурса на предоставление субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса и обязании ответчика устранить нарушения прав заявителя путем принятия в установленном порядке решения о предоставлении субсидии (гранта) ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЯРОСАМА ТРЭЙД»
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности,
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЯРОСАМА ТРЭЙД» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА (далее - Администрация) о признании незаконным решения комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Усть-Илимска (протокол № 10 от 08.12.2015) об отказе в допуске к конкурсному отбору участников конкурса на предоставление субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса и обязании ответчика устранить нарушения прав заявителя путем принятия в установленном порядке решения о предоставлении субсидии (гранта) ООО «ЯРОСАМА ТРЭЙД».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования оспорил по существу, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
16.09.2015г. на официальном сайте муниципального образования г. Усть-Илимск опубликовано извещение о приеме документов для участия в конкурсном отборе на получение начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса в связи с реализацией мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» на 2015-2018гг., муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2019 годы, утвержденной постановлением администрации города Усть-Илимска от 20.12.2011 г. № 1032. Данное извещение также было опубликовано в газете «Усть-Илимск официальный» № 35 (69) от 16.09.2015.
Заявитель 13.11.2015г. обратился в отдел по развитию предпринимательства и инновациям Администрации с заявлением на участие в конкурсном отборе на получение гранта.
По результатам осуществления отбора и определения субъектов малого и среднего предпринимательства на предмет соответствия установленным требованиям Комиссией по предоставлению субсидий составлен протокол №10 от 08.12.2015г.
В соответствии с пунктом 9 указанного протокола Общество большинством голосов членов комиссии не было допущено к участию в конкурсном отборе участников конкурса (л.д. 158 т. 2).
Письмом Администрации № 08-17/233 от 10.12.2015 Обществу сообщено о том, что ему отказано в предоставлении субсидии в связи с нарушением подпункта 7 пункта 8 Положения о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 13.10.2014г. № 848 (л.д. 58 т. 1). Указанное письмо получено заявителем 23.12.2015, что подтверждается отметкой в данном письме.
Заявитель полагая, что отказ в предоставлении субсидии (гранта) не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании пунктов 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации от 20.12.2011 № 1032 утверждена муниципальная программа муниципального образования город Усть-Илимск «Экономическое развитие и инновационная экономика города Усть-Илимска на 2012-2016 годы».
Рассмотрение заявлений субъектов малого предпринимательства, принятие решений о возврате заявления, отбор и определение субъектов – получателей субсидий осуществляется комиссией по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Усть-Илимск (далее - комиссия) в соответствии с Положением о комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденным постановлением Администрации города Усть-Илимска от 08.11.2011г. № 886 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 28 Положения решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который в течение 5 дней со дня подведения итогов конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования. Участники конкурса письменно извещаются о принятом решении в течение пяти дней со дня его принятия.
В свою очередь категории и критерии отбора получателей субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий определены в Положении о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденном постановлением Администрации № 848 от 13.10.2014.
Названное Положение разработано в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», приказом Минэкономразвития России от 01.07.2014 № 411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ», ведомственной целевой программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г. Усть-Илимск на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Усть-Илимск от 25.12.2012 № 998, в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют условиям, указанным в части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в форме предоставления субсидий (грантов) за счет средств федерального бюджета и бюджета Иркутской области.
Судом установлено, что 13.11.2015 Обществом в комиссию было подано заявление на участие в конкурсном отборе на получение гранта в размере 500 000 руб. на создание собственного бизнеса по торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, розничной торговли, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет). К указанному заявлению Обществом были приложены следующие документы: решение единственного учредителя от 02.11.2015 № 1; приказ о приеме работника на работу от 10.11.2015 № 1; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; паспорт; сведения по форме КНД 1110018; книга учета доходов и расходов; штатное расписание; пояснительная записка об отсутствии платежных документов; пояснительная записка об отсутствии документов бухгалтерской отчетности; акт сверки по форме 21-ПФР; копия диплома о высшем образовании; свидетельство о заключении брака; согласие на обработку персональных данных; бизнес-проект; перечень расходов, понесенных для реализации бизнес-проекта, с приложение подтверждающих документов; смета расходов для реализации бизнес-проекта; согласие на предоставление сведений, составляющих налоговую и иные виды тайн; договор займа от 11.11.2015 № 2; квитанция банка.
Указанные документы были приняты ответчиком, что подтверждается оттиском штампа Администрации в указанном заявлении (л.д. 119 т. 2).
Согласно подпункту 7 пункта 8 Положения о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 13.10.2014г. № 848, для участия в конкурсном отборе участник конкурса представляет пакет документов и том числе – лицензии и (или) разрешения на осуществление видов деятельности, необходимых для реализации бизнес-проекта.
При этом пунктом 15 названного Положения установлено, что в случае, если отдельные документы не могут быть предоставлены участником конкурса по причине их отсутствия, участником конкурса оформляется пояснительная записка с указанием причин их непредставления.
Как следует из материалов дела по результатам рассмотрения поданных документов, Обществу было отказано в допуске к конкурсному отбору участников конкурса в связи с нарушением подпункта 7 пункта 8 Положения о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 13.10.2014г. № 848, а именно – заявителем не была представлена лицензия и (или) разрешения на осуществление видов деятельности, необходимых для реализации бизнес-проекта. Также заявителем не была представлена и пояснительная записка с указанием причин непредставления лицензии и (или) разрешения.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы
Факт непредставления указанных документов заявителем не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что заявителем не были представлены документы, необходимые для участия в конкурсном отборе участников конкурса.
Ссылка заявителя на то, что лицензия на осуществление деятельности, для осуществления которой он обращался за получением субсидии, не требуется, что им давились устные пояснения комиссии по данному факту, не освобождает его от исполнения требований, установленных действующими нормативными правыми актами (в том числе требования о предоставления лицензии, а при ее непредставлении - пояснительной записки).
Довод заявителя о том, что согласно подпункту 10 пункта 5 Положения о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 13.10.2014г. № 848, непредставление пояснительной записки с указанием причин непредставления лицензии и (или) разрешения на осуществление видов деятельности, необходимых для реализации бизнес-проекта, не указано в качестве основания для отказа в получении гранта, поэтому отказ Администрации является незаконным, судом отклоняется в связи со следующим.
Действительно в подпункте 10 пункта 5 названного Положения указано, что не имеют право на получение гранта юридические лица, не представившие документы, определенные пунктами 8, 9, 12 за исключение случаев, установленных пунктом 13 Положения. При этом условие о предоставлении пояснительной записки с указанием причин непредставления лицензии (разрешения) предусмотрено пунктом 15 Положения.
Из системного токования пунктов 8, 15 следует, что для допуска к участи в конкурсном отбое участник должен представить лицензию и (или) разрешение на осуществление видов деятельности, необходимых для реализации бизнес-проекта, а при их отсутствии (даже в случае если такие документы не требуются для осуществления деятельности) – пояснительную записку с указанием причин их непредставления.
Суд считает обоснованным вывод ответчика о том, что отсутствие таких документов лишает заявителя права на получение субсидии, в связи с непредставлением документов, предусмотренных действующими нормативными правыми актами.
Игнорирование заявителем требования о предоставлении пояснительной записки не позволяет уполномоченному органу, в условиях ограниченности финансовых средств, в пределах которых выделяются субсидии, принять законное и обоснованное решение по результатам рассмотрения заявок о предоставлении субсидий, с учетом значительного количества лиц, участвовавших в конкурсном отборе (более 50 согласно протоколу № 11 от 09.12.2015).
Действующим законодательством не предусмотрено право муниципальных органов освобождать заявителей от предоставления отдельных документов, необходимых для предоставления субсидии.
Таким образом, суд считает, что Обществом не были представлены все необходимые для получения субсидии (гранта) документы, что в силу пункта 1 части 5 статьи 14 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства и подпункта 10 пункта 5, подпункта 7 пункта 8, пункта 15 Положения о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидий (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 13.10.2014 № 848, является безусловным основанием для отказа в оказании финансовой поддержки, поэтому отказ ответчика в допуске Общества к конкурному отбору участников конкурса, является законным и обоснованным.
Вместе с тем доводы ответчика о предоставлении заявителем в составе конкурсной заявки недостоверных сведений, судом отклоняются, так как данные обстоятельства не были указаны в качестве основания для принятия оспариваемого решения и документально не подтверждены, носят голословный характер.
Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка, иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда не влияют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья А.А. Пугачёв