ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-21293/12 от 05.04.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-21293/2012

12.04.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена  05.04.2013   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   12.04.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым Э.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис»  

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

о  признании незаконными и отмене постановлений от 12.11.2012г. №№ АТ-247/1, АТ-247/2 

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1- директор, ФИО2 - доверенность №11 от 23.01.2013

от административного органа: ФИО3- доверенность №2/02-5/75 от 12.11.2012

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис»   (далее –  общество, организация)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене  постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган, Росприроднадзор) от 12.11.2012г. №№ АТ-247/1, АТ-247/2  о привлечении к административной ответственности по статьям 8.2 и 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представители общества требования, изложенные в заявлении поддержали, пояснив, что организация не осуществляет хозяйственную деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, в связи с чем у административного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых постановлений.

Ответчик заявленные требования не признал, пояснив, что общество привлечено к ответственности законно и обоснованно.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в  судебном заседании объявлялся перерыв с 04.04.2013г. до 09 час. 20 мин. 05.04.2013г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителей от заявителя - Вовк А.В., доверенность №11 от 23.01.2013, от ответчика - Вотто И.Ю., доверенность №2/02-5/75 от 12.11.2012.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.    

Общество с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис»   зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043800538100. Основной вид деятельности является сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества.

В период с  18.09.2012 года по 26.09.2012 года на основании распоряжения Росприроднадзора по Иркутской области от 12.09.2012г. №234-р была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис» с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований действующего природоохранного законодательства.

В ходе проведенной   проверки  установлено следующее.

В процессе деятельности ООО «Холодрыбсервис» образуются отходы - мусор от бытовых помещений организаций несортированный,  ртутные лампы (отработанные и брак); при натурном  обследовании территории общества обнаружены отходы лома металла навалом в смеси на открытой площадке без покрытия, не имеющей маркировки.

Не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год, что является нарушением абзаца 3 ст.11, п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, приказа Министрества природных ресурсов и экологии РФ № 30 от 16.02.2010.

  На отходы, образующиеся в процессе деятельности ООО «Холодрыбсервис» не разработаны паспорта 4 класса опасности, не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, что является нарушением требований ч.2 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.006.1998 № 89 – ФЗ.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не осуществляется первичный учет образования отходов в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 сентября 2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», что является нарушением п.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления обществом не ведется,  результаты   производственного   экологического   контроля   в   соответствующий   орган исполнительной    власти,    осуществляющий    государственный    экологический    контроль    не предоставляются, чем нарушены требования ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Руководитель организации и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушено требование ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. По результатам проверки составлен акт №АТ-247  от 09.10.2012г.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Иркутской области в отношении  ООО «Холодрыбсервис» составлены протоколы от 29.10.2012г. №АТ-247/1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ  и от 29.10.2012г. №АТ-247/2 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ

Постановлением о назначении административного наказания № АТ-247/1 от 12.11.2012г. общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Постановлением о назначении административного наказания № АТ-247/2 от 12.11.2012г. общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

 Заявитель, полагая, что постановление административного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

На основании части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей  8.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на   юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения  являются также  юридические лица.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья  определяет Федеральный закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (абзац 14).

В соответствии со статьей 9 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности.

В соответствии со статьей 11 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно п. 3 статьи 18 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пунктом 3 статьи 14 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено составление паспорта на отходы I - IV класса опасности.

В соответствии с п.  1 статьи 15 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В пункте 1 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления).

Статьей 19 Закона об отходах установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 39 Закона).

Согласно п. 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п.2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Также в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В ходе проверки было установлено, что в процессе деятельности ООО «ХОЛОДРЫБСЕРВИС» образуются отходы - мусор от бытовых помещений организаций несортированный,  ртутные лампы (отработанные и брак); при натурном  обследовании территории общества обнаружены отходы лома металла навалом в смеси на открытой площадке без покрытия, не имеющей маркировки.

Не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год, что является нарушением абзаца 3 ст.11, п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, приказа Министрества природных ресурсов и экологии РФ № 30 от 16.02.2010.

На отходы, образующиеся в процессе деятельности ООО «Холодрыбсервис» паспорта - 4 класса опасности не разработаны, отнесение отходов к конкретному классу опасности не подтверждено, что является нарушением требований ч.2 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.006.1998 № 89 – ФЗ.

ООО «Холодрыбсервис» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (в виде размещения в установленные законом сроки является нарушением п.1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ; п.1 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557.

Не осуществляется первичный учет образования отходов в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 сентября 2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», что является нарушением п.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления обществом не ведется,  результаты   производственного   экологического   контроля   в   соответствующий   орган исполнительной    власти,    осуществляющий    государственный    экологический    контроль    не предоставляются, чем нарушены требования ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Руководитель организации и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушено требование ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Вместе с тем, из оспариваемых постановлений административного органа не следует, что общество занималось в проверяемом периоде сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением указанных отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Согласно части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п.2 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения; о наличии лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Ряд указанных обстоятельств административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не был установлен.

Из материалов дела усматривается, чтопри натурном  обследовании территории общества обнаружены отходы лома металла навалом в смеси на открытой площадке без покрытия, не имеющей маркировки. В судебном заседании заявитель пояснил, что на территории общества отсутствует отходы лома металла. На территории расположены склады и нежилые помещения. Один из складов демонтирован (слад лежит в разобранном виде). Демонтированный склад административным органом был признан как отходы лома металла. Данный факт установлен на территории,  принадлежащей согласно договору аренды ООО «Керамика» (договор аренды от 01.03.2012, акт от 30.09.2012 №000437, счет от 03.09.2012 №437). Указанные доводы заявителя административным органом не опровергнуты. Оспариваемое постановление  не содержит данных о том, что данный вопрос был исследован и ему дана надлежащая оценка.

Проверкой установлено, что в результате деятельности общества образуются  отходы ртутных ламп (отработанные и брак), однако, документальных доказательств, тому, что общество  фактически  ведет деятельность по обращению с  отработанными  ртутьсодержащими лампами в материалах проверки не имеется.

Представленный административным органом договор от 22.07.2010 №238А/2010 заключенный между заявителем и  ИП ФИО4 не свидетельствует об образовании у общества  отходов ртутных ламп, срок действия договора закончился 31.12.2010. В нарушении статьи 65 АПК РФ акт по утилизации 30 ртутьсодержащих ламп от 26.05.2011 №А101 административным органом не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что общество ртутьсодержащие лампы давно не использует, в момент проверки и в настоящее время используются светодиодные лампы. Данные доводы заявителя административным органом не опровергнуты.

Таким образом, документальных доказательств, того, что общество фактически ведет деятельность по обращению с  отработанными  ртутьсодержащими лампами в материалах дела не имеется.

В соответствии с частями 1  и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьями 28.2 и 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности должны быть отражены в числе прочего событие административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Административный орган не представил доказательств  того, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом №89-ФЗ. Вывоз отходов, накапливающихся в результате хозяйственной деятельности  общества, осуществляется ООО «Контакт Плюс» на    основании договора от  01.01.2008 №329/01-08, объектом размещения отходов является Полигон ТБО.

Из представленных в материалы дела документов следует, что проверяющий не исследовал, какие и в каком количестве отходы образуются в результате деятельности общества, не указаны ни вид деятельности, в результате которой образуются отходы, ни их наименование.

Как следует из материалов дела, вывод о том, что общество является участником отношений в области обращения с отходами производства и потребления, накапливая на своей территории образующиеся отходы, сделан административным органом на основании договора ООО «Холодрыбсервис» с ООО «Контакт Плюс» от  01.01.2008 №329/01-08 об оказании услуг по транспортировке отходов 4-5 классов опасности с территории общества в места размещения, ответа на запрос о вывозе отходов за период с 2011 по 2012, договора по утилизации отходов от 22.07.2010 №238А/2010.

Приведенные основания не могут быть приняты судом в качестве бесспорного доказательства наличия в данном случае состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что  лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, ни в акте проверки, ни в протоколе, ни в постановлении  административным органом конкретно  не установлено, что данные отходы возникли при осуществлении деятельности по обращению с отходами, а также  на территории ООО «Холодрыбсервис», не указаны  класс опасности, кроме того, в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" приведены условия, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым и средним предприятиям. Административным органом не проводилась проверка на предмет  соответствия общества названным условиям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом осуществления ООО «Холодрыбсервис» деятельности по сбору, накоплению, размещению отходов, а следовательно, и обязанности  по составлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; по оформлению паспорта на отходы I-IV класса опасности; по профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса; по наличию порядка осуществления  производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный о  федеральными органами  исполнительной власти в области обращения с отходами; по представлению статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2011г.; по организации учета образования отходов, по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (в виде размещения в установленные законом сроки).

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что в нарушение положений статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ административный орган не выяснил и не установил все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу применительно к вмененному обществу правонарушению, не собрал и не представил  в материалы дела объективные и убедительные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения.

Согласно части 4  статьей 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи  211 АКП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом указанных обстоятельств, требования заявителя в части признания незаконным и отмены постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от  12.11.2012г. № АТ—247/1 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа 100 000 рублей подлежат удовлетворению.

Требования заявителя в  части признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от  12.11.2012г. № АТ—247/2 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис» к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа 50 000 рублей, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 17.07.2006. «Об установлении сроков уплаты платы за негативное  воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006. за №8077, установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Из материалов дела следует, что административный орган связывает обязанность общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с размещением заявителем отходов образующихся в результате своей деятельности. Иных видов негативного воздействия на окружающую природную среду Управлением не выявлено.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае административный орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что общество осуществляет размещение отходов потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ.

Сведений об осуществлении заявителем специализированной деятельности по размещению отходов, равно как и об оказании им в процессе осуществляемой деятельности какого-либо иного по смыслу статьи 16 Закона № 7-ФЗ вредного воздействия на окружающую среду, в материалы дела не представлено.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, административный орган, указывая на нарушение ООО «Холодрыбсервис» требований природоохранного законодательства в части исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, не установил наличие у общества данной обязанности.

При изложенных обстоятельствах, не представляется возможным установить событие правонарушения, предусмотренного  статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Таким образом, административный орган в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого заявителю.

Отсутствие события вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Таким образом, основания для привлечения общества к административной ответственности по  статье 8.41 КоАП РФ отсутствуют.

Согласно части 2 статьи  211 АКП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом указанных обстоятельств, требования заявителя в части признания незаконным и отмены постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от  12.11.2012г. № АТ—247/2 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис» к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа 50 000 рублей подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                            решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от  12.11.2012г. № АТ—247/1 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа 100 000 рублей.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от  12.11.2012г. № АТ—247/2 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Холодрыбсервис» к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. 

Судья                                                                                                                     А.А. Сонин