ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-21294/15 от 26.05.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                 

02 июня 2016 г.                                                                                            Дело № А19-21294/2015

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 мая 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 02 июня 2016г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Палкиным Д.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГОРАВТО»  (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665806, <...> корпус 12/1)

к Администрации Ангарского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 665830, <...>)

третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665830, <...>)

о взыскании 4 316 035 руб. 32 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещено;

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГОРАВТО»   (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Ангарского городского округа (далее – ответчик) о взыскании убытков в размере 4 316 035 руб. 32 коп.

В обоснование иска указано на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам № 1, № 5 на территории города Ангарска.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения по существу иска.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснил, что в целях возмещения затрат по выполнению перевозок по социально-значимым маршрутам между истцом и ответчиком не было заключено соглашение о предоставлении субсидий по договору об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении по маршруту № 5 «Автостанция – микрорайон Юго-Восточный». Протокол комиссии по предоставлению субсидии в целях возмещения затрат (части затрат) по социально-значимому маршруту № 5 не составлялся.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, истец является транспортной организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом на платной основе.

Между ООО «ГорАвто» и Администрацией города Ангарска 01.07.2014 заключен договор № 04-2014 об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении по маршруту перевозок № 1 «Микрорайон Цементный – Студенческая»

Впоследствии, на основании Закона Иркутской области от 10.12.2014 № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» между Администрацией города Ангарска и Управлением по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и связи администрации Ангарского городского муниципального образования  (далее – УСЖКХТ АГО) было заключено соглашение о перемене заказчика, по которому все права и обязанности по договору об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении № 04-2014 от 01.07.2014 перешли к УСЖКХТ АГО.

Между ООО «ГорАвто» и УСЖКХТ АГО 19.08.2015 был заключен краткосрочный договор об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении по маршруту регулярных пассажирских перевозок № 5 «Автостанция – Микрорайон Юго-Восточный» № 07/2015.

Между истцом и ответчиком 21.04.2015 заключено соглашение о предоставлении субсидий обществу с ограниченной ответственностью «ГорАвто» в целях возмещения затрат (части затрат) в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам на территории города Ангарска № С-25/2015 № 53-57-119/1511 (далее  - соглашение), предметом которого является предоставление  истцу бюджетных средств в размере 6 362 340 рублей в форме субсидий на возмещение затрат (части затрат) в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимому городскому маршруту № 1 «Микрорайон Цементный – Студенческая» на территории города Ангарска. Субсидии из бюджета города Ангарска предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Ангарска, утвержденном решением Думы города Ангарска от 06.01.2015 № 319-36гД «О бюджете города Ангарска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с муниципальной программой «Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска», утвержденной постановлением администрации города Ангарска от 30.09.2014 № 1344-г (в редакции постановления администрации города Ангарска от 07.11.2014 № 1661-г, от 19.02.2015 № 129-г, от 25.03.2015 № 202-г), подпрограммой «Развитие городского пассажирского транспорта в городе Ангарске» на 2015-2018 годы, в рамках основного мероприятия «Повышение транспортной доступности для населения города Ангарска и жителей отдаленных микрорайонов города Ангарска» (пункты 1.2, 1.3 соглашения).

В соответствии с пунктом 2.3 соглашения получатель обязан предоставлять ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, главному распорядителю бюджетных средств, следующие документы:

- отчет о фактическом выполнении транспортной работы – пробег с пассажирами, согласно приложению № 2 к соглашению;

- расчет субсидий за выполненный объем транспортной работы, по форме согласно приложению № 3 к соглашению;

- отчет о выполненных рейсах по спутниковой навигационной системе ГЛОНАС;

- счет и счет-фактуру на предоставление субсидий.

Согласно пункту 2.1.1 соглашения главный распорядитель бюджетных средств обязан перечислить получателю субсидию, указанную в пункте 1.2 соглашения, на основании предъявленных получателем документов, указанных в пункте 2.3.2  соглашения.

Истец  в рамках исполнения обязательств по краткосрочному договору об оказании регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении по социально значимому маршруту регулярных пассажирских перевозок № 5 «Автостанция-Микрорайон Юго-Восточный»  15.09.2015 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидий из бюджета города Ангарска на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам на территории города Ангарска.

 Ка указывает истец в исковом заявлении ответчик от заключения соглашения о предоставлении субсидий в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимому маршруту № 5 «Автостанция-Микрорайон Юго-Восточный» уклонился.

Истец в период августа по декабрь  2015г. осуществлял перевозку  пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам: № 1 «Микрорайон Цементный – Студенческая» ,  № 5 «Автостанция-Микрорайон Юго-Восточный»

В целях получения субсидии в счет возмещения расходов за период с августа по декабрь года в размере 4 316 035 руб. 32 коп. (1 725 867 руб. по маршруту № 1 за период часть сентября по декабрь 2015г.; 2 590 168 руб. 32 коп. по маршруту № 5 за период август-декабрь 2015г.) истец представил ответчику  отчеты о выполненных рейсах за период с августа по декабрь 2015 года; расчеты суммы субсидий за период с августа по декабрь 2015 года; акты, счета-фактуры, путевые листы.

Ответчиком не оспаривается объем, качество оказанных услуг по перевозке в спорный период.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.

С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать не только факт оказания им услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, но и наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за соответствующие услуги, факт неисполнения им должным образом обязанности по выплате субсидии, а также ее размер.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В силу статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым названным Кодексом.

Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ).

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1 статьи 86 БК РФ).

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2 статьи 86 БК РФ).

Постановлением Администрации города Ангарска от 04.03.2015 № 453-г в целях создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения отдаленных микрорайонов города Ангарска по маршрутам регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении с уровнем пассажиропотока, не обеспечивающим рентабельную работу транспортных предприятий, обеспечения доступности транспортных услуг на территории города Ангарска для всех категорий граждан,  утвержден Перечень социально значимых городских автобусных маршрутов на территории города Ангарска на 2015 год (приложение № 1), а также утвержден объем оказываемы услуг:

N п/п

Номер маршрута

Наименование маршрута

Количество транспортных средств в сутки, зима (буд./суб./воскр.)

Количество транспортных средств в сутки, лето (буд./суб./воскр.)

Количество рейсов 2015 г., рейсов

Протяженность маршрута, км

Пробег с пассажирами 2015 г., тыс. км

1

1

Микрорайон Цементный - Студенческая

4/4/4

4/4/4

21900

13,0

284,7

2

5

Автостанция - микрорайон Юго-Восточный

4/4/4

4/4/4

16189

18,9

306,0

Согласно пункту 2  постановление Администрации города Ангарска от 04.03.2015 № 453-г вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

В целях создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения отдаленных микрорайонов города Ангарска по маршрутам регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении с уровнем пассажиропотока, не обеспечивающим рентабельную работу транспортных предприятий, обеспечения доступности транспортных услуг на территории города Ангарска для всех категорий граждан Постановлением Администрации города Ангарска от 04.03.2015 № 150-г утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам на территории города Ангарска (далее – Порядок).

Постановление Администрации города Ангарска от 04.03.2015 № 453-г вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года (пункт 2 постановления).

В соответствии с пунктом 3 Порядка Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели решением Думы города Ангарска от 06.01.2015 N 319-36гД "О бюджете города Ангарска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по муниципальной программе "Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры города Ангарска", подпрограмме "Развитие городского пассажирского транспорта в городе Ангарске" на 2015-2018 годы, в рамках основного мероприятия "Повышения транспортной доступности для населения города Ангарска и жителей отдаленных микрорайонов города Ангарска", с учетом планово-расчетного норматива субсидирования 1 километра пробега с пассажирами, утвержденного постановлением администрации города Ангарска и объема транспортной работы, определенной в километрах пробега с пассажирами.

Пунктом 4.5 Порядка установлено, что осуществляющие перевозки пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам на территории города Ангарска в установленном администрацией города Ангарска порядке

Согласно пункту 11 Порядка Норматив субсидирования 1 километра пробега с пассажирами по субсидируемым маршрутам на текущий финансовый год рассчитывается как отношение разности между плановыми доходами от перевозки пассажиров с подтверждением пассажиропотока и прогнозными затратами к объему транспортной работы, определенному в километрах пробега с пассажирами, и утверждается постановлением администрации города Ангарска.

Постановлением Администрации города Ангарска от 16.04.2015 № 292-г «Об утверждении норматива субсидирования на пассажирские перевозки по социально-значимым городским автобусным маршрутам на территории города Ангарска» утвержден норматив субсидирования 1 километра пробега с пассажирами по социально значимым городским автобусным маршрутам на территории города Ангарска на 2015 год в размере 22,35 рублей.

Постановление Администрации города Ангарска от 16.04.2015 № 292-г вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года (пункт 2 постановления).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 64, статей 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 названного Кодекса об относимости и допустимости доказательств.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания убытков, поскольку Администрация обязана возместить убытки, образовавшиеся в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров по социально значимым городским автобусным маршрутам на территории города Ангарска.

Кроме того, заключая указанные договоры, муниципальный орган должен был анализировать и прогнозировать вероятность наступления последствий, в том числе связанных с тем, что расходы перевозчика составят больший размер, чем предусмотрено в правовых актах и бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете Ангарского городского округа.

Вместе с тем, перевозчик, исходя из принятых на себя обязательств по договорам, не имел права отказаться от исполнения обязательств по перевозке пассажиров. Общество является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на платной основе, на которое не возложено бремя расходов по реализации функций органа местного самоуправления. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Незаконное виновное бездействие Администрации выражается в том, что лицу, реально осуществившему перевозку граждан на территории муниципального района, в отсутствие спора о затратах и расходах перевозчика в спорный период не возмещены расходы, понесенные в связи с перевозкой пассажиров.

Расчет убытков ответчиком документально не опровергнут (статья 9, 65 АПК РФ).

Недостаточность финансовых ресурсов у публичного образования не должна ущемлять право Общества на возмещение затрат по перевозке пассажиров общественным транспортом.

Доводы ответчика о том, что в целях возмещения затрат по выполнению перевозок по социально-значимым маршрутам между истцом и ответчиком не было заключено соглашение о предоставлении субсидий по договору об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении по маршруту № 5 «Автостанция – микрорайон Юго-Восточный»; Протокол комиссии по предоставлению субсидии в целях возмещения затрат (части затрат) по социально-значимому маршруту № 5 не составлялся; на выводы суда не влияют, поскольку услуги по перевозке осуществлялись истцом по инициативе, с ведома и одобрения ответчика в рамках ранее сложившихся между ними гражданско-правовых отношений, от продолжения которых ответчик не отказывался.

Вопросы организации транспортного обслуживания населения по маршрутам № 1, № 5 г. Ангарска в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям ответчика, поэтому необходимые для их решения денежные средства были включены в расходы бюджета г. Ангарска (п. 18 Решение Думы г. Ангарска Иркутской области от 06.01.2015 № 319-36гД «О бюджете города Ангарска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», приложение № 1 к Решению).

Постановлением Администрации г. Ангарска от 04.03.2015 № 153-г маршруты № 1, № 5 утверждены как социально значимые городские автобусные маршруты на территории г. Ангарска на 2015г.

По существу, за счет предоставления истцом услуг по перевозке ответчик выполнял возложенные на него публичные функции, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований.

Поэтому отсутствие между истцом и ответчиком соглашения, при наличии заключенного краткосрочного договора № 07/2015 от 19.08.2015, не может служить основанием к отказу в компенсации истцу не возмещенных ему затрат (расходов) на осуществление перевозок по автобусным маршрутам № 1, № 5 г. Ангарска, которые являются социально-значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию по утвержденным регулярным маршрутам и установленным тарифам в отношении всех, кто желает воспользоваться правом на проезд.

Заявленные расходы истцом подтверждены, ответчиком возражения относительно заявленного размера не представил.

Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному иску составляет 44 580 руб.  

Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд платежным поручением № 608 от 28.12.2015 уплачена государственная пошлина в размере 44 580 руб. 00 коп.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 44 580 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Администрации Ангарского городского округа в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГОРАВТО» убытки в размере 4 316 035 руб. 32 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 44 580 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                             А.Ф. Ханафина