АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-21301/2014
« 25 » февраля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 февраля 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Ангарского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665830,<...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***> , место нахождения: 664025, <...>),
о признании недействительным в части решения от 29.09.2014 № 2048,
при участии в заседании представителей
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 14.01.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: не явились;
установил:
Администрация Ангарского муниципального образования (далее – Администрация АМО) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – УФАС по Иркутской области) о признании недействительным решения от 29.09.2014 № 2048 в части: признания аукционной комиссии нарушившей часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе; передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Представитель Администрации АМО в судебном заседании заявленные требования о признании недействительным решения УФАС по Иркутской области от 29.09.2014 № 2048 в оспариваемой части поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
УФАС по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв по делу.
Из материалов дела следует, что Комиссией УФАС по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассмотрена жалоба ООО «Эльбрус» на действия аукционной комиссии Администрации АМО (далее - аукционная комиссия), связанные с рассмотрением заявок, поданных на участие в электронном аукционе (реестровый номер извещения 0134300042614000318) на право заключения муниципального контракта «Дополнительные работы по строительству объекта капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест», расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, рабочий <...> метров в юго-западном направлении от дома № 7».
По результатам рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), УФАС по Иркутской области принято решение от 29.09.2014 № 2048, согласно которому аукционная комиссия признана нарушившей часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 2 резолютивной части решения), материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности (пункт 5 резолютивной части решения).
Заявитель, полагая, что решение от 29.09.2014 № 2048 в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы членов аукционной комиссии Администрации АМО, тем самым нарушает права и законные интересы Администрации АМО как уполномоченного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 16.02.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 18.02.2015. После перерыва в судебное заседание явился представитель заявителя ФИО1
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, установлены положениями пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с названной нормой (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона) первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается.
Постановлением Администрации АМО от 23.01.2014 № 39-па «Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Ангарского муниципального образования и утверждении Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» администрация Ангарского муниципального образования наделена полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Ангарского муниципального образования (уполномоченный орган). Вышеуказанным постановлением утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в силу пункта 2.9 которого до начала проведения закупки уполномоченный орган создает комиссию по осуществлению закупок для определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Уполномоченным органом постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 30.01.2014 № 70-па утвержден Порядок работы комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. В силу пункта 2.1. Порядка персональный состав комиссии определяется уполномоченным органом.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг является комиссией уполномоченного органа, т.е. администрации Ангарского муниципального образования. Включение в состав комиссии ее членов осуществляется в силу их должностных обязанностей.
Для осуществления закупки дополнительных работ по строительству объекта капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест», расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, рабочий <...> метров в юго-западном направлении от дома № 7» постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 25.08.2014 № 1053-па была создана комиссия по осуществлению закупок для определения поставщика на выполнение вышеуказанных работ.
28.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), размещено извещение о проведении электронного аукциона (реестровый номер извещения 0134300042614000318), а также аукционная документация о закупке дополнительных работ по строительству объекта капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест», расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, рабочий <...> метров в юго-западном направлении от дома № 7».
Процедура рассмотрения первых частей заявок состоялась 19.09.2014.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0134300042614000318 от 19.09.2014 на участие в электронном аукционе было подано восемнадцать заявок, в том числе заявка, поданная ООО «Эльбрус», которой был присвоен порядковый номер «1».
По результатам рассмотрения заявок участнику закупки ООО «Эльбрус» решением аукционной комиссии было отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании требований пункта 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, ввиду того, что участником закупки (ООО «Эльбрус») по позиции «Земля» Ведомости материалов не представлено сведений ни о наименовании места происхождения товара ни о наименовании производителя товара.
ООО «Эльбрус», полагая, что его заявка соответствовала требованиям документации, об электронном аукционе, а также содержала все необходимые сведения, обратилось в УФАС по Иркутской области с жалобой на действия аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Эльбрус» антимонопольный орган признал доводы ООО «Эльбрус» необоснованными, однако, в ходе исследования заявок, поданных другими участниками закупки, установил, что заявки, которым присвоены порядковые номера «8» и «12», также не соответствовали требованиям документации об электронном аукционе.
В частности, Иркутским УФАС России установлено, что в заявке с порядковым номером «8» участник закупки в качестве наименования производителя товара по предлагаемым материалам указал: «Иркутский завод нерудных материалов», «Топкинский бетон», «Теплит», «Стройлес» и т.д.
В заявке с порядковым номером «12» участник закупки в качестве наименования производителя товара по предлагаемым материалам указал: «Сибна»; «Бетонофф», «Ангара-Лес», и др.
Учитывая, что заявки участников с порядковыми номерами 8, 12, не выполнивших требования документации об электронном аукционе, а также требования пункта 3 части 66 статьи 66 Закона о контрактной системе, подлежали отклонению, а согласно протоколу рассмотрения заявок решением аукционной комиссии заявки «8» и «12» признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и участники закупки, их подавшие, допущены к участию в электронном аукционе, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии содержится нарушение требования части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, документацией об электронном аукционе предусмотрено, что участник аукциона в своей заявке должен указать наименование производителя товара.
Производитель - предприятие, организация, компания, лицо, производящие, изготавливающие продукцию, товары, оказываемые услуги.
Нормативного понятия «наименование производителя товара» действующее законодательство Российской Федерации не содержит.
Как следует из заявок с порядковыми номерами «8», «12» производитель товара был указан, при этом отсутствие указания на его организационно-правовую форму не может быть расценено как несоответствие заявок требованиям документации об электронном аукционе. УФАС по Иркутской области, на которое как на орган, принявший оспариваемое решение, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложена обязанность представления доказательств законности решения, не приведено доказательств существования названных производителей товара с разными организационно-правовыми формами, и как следствие, наличие риска расхождений в производимых ими товарах.
Таким образом, указание в заявках производителей товара без отражения их организационно-правовой формы не может быть расценено как неисполнение требования о предоставлении в заявке сведений о наименовании производителя товара и свидетельствует о выполнении соответствующими участниками аукциона требований пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указание информации о производителях товаров без организационно-правовой формы юридического лица не является грубым нарушением, влекущим в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Участниками аукциона с заявками под номерами 8 и 12 была предоставлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе, о производителях товара, но без указания организационной-правовой формы.
Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ внесены изменения, в том числе, в подпункт «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: слова "места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" заменены словами "страны происхождения".
Таким образом, с 31.12.2014 в пункте 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе отсутствует требование об указании в первой части заявки наименования производителя товара.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Ввиду устранения обязанности указывать подобного рода информацию, не может быть применена и ответственность за отсутствие соответствующей информации.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение УФАС по Иркутской области от 29.09.2014 № 2048 в оспариваемой не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах заявленные требования Администрации АМО подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области №2048 от 29.09.2014 в части:
признания аукционной комиссии, нарушившей часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 2);
передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности (пункт 5).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова