ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-21574/15 от 30.05.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

   Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                          Дело  №А19-21574/2015

«24» июня 2016г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  30.05.2016 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 24.06.2016 года.

            Арбитражный  суд  Иркутской областив составе  судьиКуклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Семеновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»

к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области

о  признании  недействительным предписания № 73/1/1 от 18.09.2015

при участии в заседании:

от заявителя:  ФИО1, ФИО2 -  представители по доверенности,

от ответчика: ФИО3– представитель по доверенности,

                                                             установил:

  Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее  ФГУП «Почта России») обратилось с заявлением о признании  недействительным предписания  Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области (далее – управление)  от 18.09.2015 №73/1/1.

Представители заявителя требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.

Представитель ответчика против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 23 мая 2016 объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 30 мая 2016 года. После  объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе, в присутствии тех же представителей сторон.

  Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей, участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

  На основании  распоряжения  заместителя главного государственного инспектора  Иркутской области по пожарному надзору  от  30  июля 2015 года № 73  с целью исполнения плана проведения проверок на 2015 год   в период  с  24 августа 2016 года по 18 сентября 2015 была проведена плановая  проверка в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» объектов защиты, расположенным в   Иркутской области  по  адресам: <...>;  <...>;  <...>; <...> Победы 24;   <...>; <...>; <...>;  <...>;  <...>;   <...> <...>;  <...>; <...>;  <...>; <...>;  <...>;  Заларинский район, п. Тыреть 1-ямкр-н Солерудник 45;   <...>;   <...>;  <...>;  <...> Победы 48;  <...>;   г. Саянск, мкр. Строителей, 33В;  <...>;    <...>;  <...>; <...>;  <...>;  <...>;  <...>. 46;  <...>;   <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>; <...>; <...>; <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>;  <...>; Осинский район, с. Ирхидей; Осинский район, с. Рассвет;  Осинский район, с. Обуса; Осинский район, с. Бильчир; Осинский район, с. Ново-Ленино; Осинский район, пос. Приморский;  Осинский район, с. Русские-Янгуты;  Осинский район, с. Унгин; Осинский район, с. Усть-Алтан;  Осинский район, с. Хокта;  Осинский район, с. Бурят-Янгуты.

Как следует из акта проверки от 18.09.2015 №73  в результате надзорных мероприятий органом пожарного надзора выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных  муниципальными правовыми актами о пожарной безопастности.

В целях устранения выявленных нарушений  государственным инспектором Иркутской области по пожарному надзору заявителю ФГУП «Почта России» 18.09.2015 выдано предписание № 73/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Полагая,  что предписание  от 18.11.2015 № 73/1/1  вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ФГУП «Почта России"  в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, ФГУП «Почта России"   обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,  организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон 26.12.2008г. № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона 26.12.2008г. № 294-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу статьи 9 Федеральный закон 26.12.2008г. № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1); плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2); плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3).

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель  уведомляются  органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Последовательность и сроки действий по осуществлению надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности определены также в Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору  за выполнением требований пожарной безопасности (далее – Административный регламент), утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012г. № 375 (зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2012г. № 24901),

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента органы государственного пожарного надзора и государственные инспектора по пожарному надзору в соответствии с компетенцией проводят проверки на объектах надзора с учетом критериев  и требований,  изложенных в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, и принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры  по их результатам в отношении, в том числе, юридических лиц.

Согласно пункту 19 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: планирование проверок в органах государственного пожарного надзора; проведение плановых проверок в отношении лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 Административного регламента.

В силу пункта 25 Административного регламента исполнение государственной функции по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности включает в себя, в том числе: проведение проверок, оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам; регистрация и учет проверок.

 Согласно пункту 26 Административного регламента выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных пунктом 25 Административного регламента, заканчивается составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур в том числе выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений) и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия);

По правилам пункта 33 и 34 Административного регламента юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Пунктом 53 Административного регламента предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа государственного пожарного надзора либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа государственного пожарного надзора.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, пункта 59 Административного регламента предписание по результатам проверки выдается в случае обнаружения в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности со стороны проверяемого лица.

Заявленные ФГУП «Почта России» требования мотивированы тем, что в распоряжении  о плановой выездной проверки  от 30 июля 2015 №73  отсутствуют указания  на наименование филиала юридического лица,  указаны только адреса размещения объектов. Также заявитель указал на нарушение срока  проведения плановых выездных проверок - не чаще  одного раза в три года, на отсутствие  информации о проведении выездной плановой проверки объектов филиала,  проверка объектов филиала не зарегистрирована в автоматизированной системе «Единый реестр проверок». Кроме того ответчиком, по мнению заявителя нарушен срок уведомления о проверке.

Довод заявителя  о  несоблюдении сроков  проведения плановых выездных проверок (не чаще  одного раза в три года) суд находит несостоятельным.

Как усматривается из распоряжения  № 101 от 17.03.2014 плановая проверка проведена в отношении  иных объектов  защиты ФГУП «Почта России» и по иным адресам, которые не поименованы в распоряжении о проведении проверки  № 73 от 30.07.2015.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

В соответствии с пунктом 17 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора в области государственного пожарного надзора.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994  № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

В статье 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлены особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Так, предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю  и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).

Таким  образом  по смыслу приведенных выше норм статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ в их системном толковании с соответствующими нормами Закона N 294-ФЗ орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку соблюдения обязательных требований на эксплуатируемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем объектах защиты, к числу которых согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, к которому установлены или должны быть установлены требования противопожарной безопасности.

Таким образом, предмет проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора связан не с субъектом деятельности (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), как указано в Законе № 294-ФЗ, а с объектом деятельности - объектом защиты. Данная особенность связана со спецификой охраняемых отношений - защита жизни и здоровья граждан и имущества от пожаров.

По смыслу положений статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно в ходе их эксплуатации и независимо от того, каким именно лицам и на каком праве они принадлежат. Именно поэтому статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что в ежегодном плане проведения плановых проверок дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого планируется проведение мероприятий по контролю.

Доводы заявителя  об окончании  28  апреля 2014 года последней плановой  выездной проверки  в отношении объектов УФПС Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России», которым  подвергнуты 159 объектов почтовой связи обособленных структурных подразделений ФГУП «Почта России» и начале новой проверки до истечения 3-х лет в отношении объектов УФПС Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России» по распоряжению от 30.07.2015 не основан на законе.

Учитывая данные обстоятельства, суд не усматривает в действиях Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области в этой части  нарушений вышеприведенного законодательства.

Вместе с тем как следует из  представленных в материалы дела распоряжения № 73 от 30.07.2015 пунктом 7  установлен срок проведения проверки, а именно: с 24 августа 2015 года по 18 сентября 2015.

Пунктом 9 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в уведомлении о проведении плановой проверки должно быть указано о начале проведения плановой проверки.

 Пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что к   грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе: частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Из распоряжения от 30 июля 2015 года №73 следует, что срок проведения проверки установлен с 24 августа  2015 г. по 18 сентября  2015 г. Таким образом  ФГУП «Почта России» о предстоящей проверке должно  быть уведомлено не позднее 18 августа 2015 г. путем направления  распоряжения о проведении проверки.

Распоряжение от 30 июля 2015 года № 73 о проведении плановой  выездной проверки объектов  ФГУП «Почта России» получено заявителем  (почтовый идентификатор 66400389056395)  21 августа 2015 года, что  не оспаривается ответчиком, доказательств более раннего вручения в материалы дела не представлено.

Довод ответчика о том, что фактически  проверка началась с  02.09ю2015 . т.е. позже 24 августа 2015 года  по истечении 7 рабочих дней после получения копии распоряжения ФГУП «Почта России» о проведении  плановой проверки, в пределах временного диапазона,  определенного пунктом 7 распоряжения, судом отклоняется.

Согласно  пункта 9.2 выше указанного распоряжения  на ФГУП «Почта России» возложена обязанность предоставить в Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области  перечень документов,  перечисленных в пункте 9.2.1 распоряжения,  представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно – до 24.08.2015.  

Письмом от 24 августа 2015 года ФГУП «Почта России»  были представлены документы (согласно приложению),   истребуемые  надзорным органом.

Данное обстоятельство опровергает довод ответчика о начале проверки 02.09.2015, поскольку фактически проверка начата с даты истребования пакета документов для проверки.

  Так же суд обращает внимание на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» установлены правила регулирующие порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

Единый реестр проверок содержит в себе сведения об контрольно-надзорном органе, должностных лицах, проводивших проверку, о проверяемомюридическом лице. В нем указываются цели, задачи, предмет и срок проверки, правовые основания ее проведения, подлежащих проверке обязательных требованиях; наконец, сами результаты проверки и принятые меры также отражаются в реестре.

Письмом заместителя главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору от 03.07.2015 № 43-3104-19, направленным Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации, введен запрет на проведение всех плановых и внеплановых проверок без их регистрации в автоматизированной системе "Единый реестр проверок".

Однако в нарушении данного запрета проверка объектов УФПС Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России» не была зарегистрирована в автоматизированной системе "Единый реестр проверок".

 Не уведомление юридического лица (законного представителя юридического лица)  в установленные законом сроки о проведении плановой проверки является грубым процессуальным нарушением и существенно нарушает права и законные интересы предприятия, в связи с чем, влечет недействительность результатов проверки и вынесенного на их основании предписаний.

С учетом изложенного суд считает, что  действия сотрудников Главного управления МЧС России по Иркутской области Управление надзорной деятельности и профилактической работы по проведению внеплановой проверки объектов ФГУП «Почта России» не соответствуют требованиям настоящего закона, нарушают права и законные интересы Предприятия.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя,   суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.       

Из материалов дела усматривается, что заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением платежным поручением №3622 от 24 декабря 2015 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., в связи с чем с Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»  подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

решил:

требование удовлетворить.

Признать недействительным выданное  Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области  № 73/1/1 от 18.09.2015,  как несоответствующее Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Взыскать с Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

 Судья                                                                                                 Л.А. Куклина