АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-21574/2015
«24» июня 2016г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.05.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.06.2016 года.
Арбитражный суд Иркутской областив составе судьиКуклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Семеновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»
к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области
о признании недействительным предписания № 73/1/1 от 18.09.2015
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, ФИО2 - представители по доверенности,
от ответчика: ФИО3– представитель по доверенности,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее ФГУП «Почта России») обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области (далее – управление) от 18.09.2015 №73/1/1.
Представители заявителя требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 23 мая 2016 объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 30 мая 2016 года. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе, в присутствии тех же представителей сторон.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей, участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору от 30 июля 2015 года № 73 с целью исполнения плана проведения проверок на 2015 год в период с 24 августа 2016 года по 18 сентября 2015 была проведена плановая проверка в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» объектов защиты, расположенным в Иркутской области по адресам: <...>; <...>; <...>; <...> Победы 24; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; Заларинский район, п. Тыреть 1-ямкр-н Солерудник 45; <...>; <...>; <...>; <...> Победы 48; <...>; г. Саянск, мкр. Строителей, 33В; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>. 46; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; Осинский район, с. Ирхидей; Осинский район, с. Рассвет; Осинский район, с. Обуса; Осинский район, с. Бильчир; Осинский район, с. Ново-Ленино; Осинский район, пос. Приморский; Осинский район, с. Русские-Янгуты; Осинский район, с. Унгин; Осинский район, с. Усть-Алтан; Осинский район, с. Хокта; Осинский район, с. Бурят-Янгуты.
Как следует из акта проверки от 18.09.2015 №73 в результате надзорных мероприятий органом пожарного надзора выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами о пожарной безопастности.
В целях устранения выявленных нарушений государственным инспектором Иркутской области по пожарному надзору заявителю ФГУП «Почта России» 18.09.2015 выдано предписание № 73/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Полагая, что предписание от 18.11.2015 № 73/1/1 вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ФГУП «Почта России" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ФГУП «Почта России" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон 26.12.2008г. № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона 26.12.2008г. № 294-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу статьи 9 Федеральный закон 26.12.2008г. № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1); плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2); плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Последовательность и сроки действий по осуществлению надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности определены также в Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее – Административный регламент), утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012г. № 375 (зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2012г. № 24901),
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента органы государственного пожарного надзора и государственные инспектора по пожарному надзору в соответствии с компетенцией проводят проверки на объектах надзора с учетом критериев и требований, изложенных в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, и принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их результатам в отношении, в том числе, юридических лиц.
Согласно пункту 19 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: планирование проверок в органах государственного пожарного надзора; проведение плановых проверок в отношении лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 Административного регламента.
В силу пункта 25 Административного регламента исполнение государственной функции по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности включает в себя, в том числе: проведение проверок, оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам; регистрация и учет проверок.
Согласно пункту 26 Административного регламента выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных пунктом 25 Административного регламента, заканчивается составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур в том числе выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений) и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия);
По правилам пункта 33 и 34 Административного регламента юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Пунктом 53 Административного регламента предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа государственного пожарного надзора либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа государственного пожарного надзора.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, пункта 59 Административного регламента предписание по результатам проверки выдается в случае обнаружения в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности со стороны проверяемого лица.
Заявленные ФГУП «Почта России» требования мотивированы тем, что в распоряжении о плановой выездной проверки от 30 июля 2015 №73 отсутствуют указания на наименование филиала юридического лица, указаны только адреса размещения объектов. Также заявитель указал на нарушение срока проведения плановых выездных проверок - не чаще одного раза в три года, на отсутствие информации о проведении выездной плановой проверки объектов филиала, проверка объектов филиала не зарегистрирована в автоматизированной системе «Единый реестр проверок». Кроме того ответчиком, по мнению заявителя нарушен срок уведомления о проверке.
Довод заявителя о несоблюдении сроков проведения плановых выездных проверок (не чаще одного раза в три года) суд находит несостоятельным.
Как усматривается из распоряжения № 101 от 17.03.2014 плановая проверка проведена в отношении иных объектов защиты ФГУП «Почта России» и по иным адресам, которые не поименованы в распоряжении о проведении проверки № 73 от 30.07.2015.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с пунктом 17 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора в области государственного пожарного надзора.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
В статье 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлены особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Так, предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
Таким образом по смыслу приведенных выше норм статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ в их системном толковании с соответствующими нормами Закона N 294-ФЗ орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку соблюдения обязательных требований на эксплуатируемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем объектах защиты, к числу которых согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, к которому установлены или должны быть установлены требования противопожарной безопасности.
Таким образом, предмет проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора связан не с субъектом деятельности (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), как указано в Законе № 294-ФЗ, а с объектом деятельности - объектом защиты. Данная особенность связана со спецификой охраняемых отношений - защита жизни и здоровья граждан и имущества от пожаров.
По смыслу положений статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно в ходе их эксплуатации и независимо от того, каким именно лицам и на каком праве они принадлежат. Именно поэтому статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что в ежегодном плане проведения плановых проверок дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого планируется проведение мероприятий по контролю.
Доводы заявителя об окончании 28 апреля 2014 года последней плановой выездной проверки в отношении объектов УФПС Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России», которым подвергнуты 159 объектов почтовой связи обособленных структурных подразделений ФГУП «Почта России» и начале новой проверки до истечения 3-х лет в отношении объектов УФПС Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России» по распоряжению от 30.07.2015 не основан на законе.
Учитывая данные обстоятельства, суд не усматривает в действиях Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области в этой части нарушений вышеприведенного законодательства.
Вместе с тем как следует из представленных в материалы дела распоряжения № 73 от 30.07.2015 пунктом 7 установлен срок проведения проверки, а именно: с 24 августа 2015 года по 18 сентября 2015.
Пунктом 9 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в уведомлении о проведении плановой проверки должно быть указано о начале проведения плановой проверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе: частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Из распоряжения от 30 июля 2015 года №73 следует, что срок проведения проверки установлен с 24 августа 2015 г. по 18 сентября 2015 г. Таким образом ФГУП «Почта России» о предстоящей проверке должно быть уведомлено не позднее 18 августа 2015 г. путем направления распоряжения о проведении проверки.
Распоряжение от 30 июля 2015 года № 73 о проведении плановой выездной проверки объектов ФГУП «Почта России» получено заявителем (почтовый идентификатор 66400389056395) 21 августа 2015 года, что не оспаривается ответчиком, доказательств более раннего вручения в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что фактически проверка началась с 02.09ю2015 . т.е. позже 24 августа 2015 года по истечении 7 рабочих дней после получения копии распоряжения ФГУП «Почта России» о проведении плановой проверки, в пределах временного диапазона, определенного пунктом 7 распоряжения, судом отклоняется.
Согласно пункта 9.2 выше указанного распоряжения на ФГУП «Почта России» возложена обязанность предоставить в Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области перечень документов, перечисленных в пункте 9.2.1 распоряжения, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно – до 24.08.2015.
Письмом от 24 августа 2015 года ФГУП «Почта России» были представлены документы (согласно приложению), истребуемые надзорным органом.
Данное обстоятельство опровергает довод ответчика о начале проверки 02.09.2015, поскольку фактически проверка начата с даты истребования пакета документов для проверки.
Так же суд обращает внимание на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» установлены правила регулирующие порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
Единый реестр проверок содержит в себе сведения об контрольно-надзорном органе, должностных лицах, проводивших проверку, о проверяемомюридическом лице. В нем указываются цели, задачи, предмет и срок проверки, правовые основания ее проведения, подлежащих проверке обязательных требованиях; наконец, сами результаты проверки и принятые меры также отражаются в реестре.
Письмом заместителя главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору от 03.07.2015 № 43-3104-19, направленным Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации, введен запрет на проведение всех плановых и внеплановых проверок без их регистрации в автоматизированной системе "Единый реестр проверок".
Однако в нарушении данного запрета проверка объектов УФПС Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России» не была зарегистрирована в автоматизированной системе "Единый реестр проверок".
Не уведомление юридического лица (законного представителя юридического лица) в установленные законом сроки о проведении плановой проверки является грубым процессуальным нарушением и существенно нарушает права и законные интересы предприятия, в связи с чем, влечет недействительность результатов проверки и вынесенного на их основании предписаний.
С учетом изложенного суд считает, что действия сотрудников Главного управления МЧС России по Иркутской области Управление надзорной деятельности и профилактической работы по проведению внеплановой проверки объектов ФГУП «Почта России» не соответствуют требованиям настоящего закона, нарушают права и законные интересы Предприятия.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением платежным поручением №3622 от 24 декабря 2015 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., в связи с чем с Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требование удовлетворить.
Признать недействительным выданное Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области № 73/1/1 от 18.09.2015, как несоответствующее Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Взыскать с Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Иркутской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья Л.А. Куклина