ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-2173/13 от 21.03.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-2173/2013

26.03.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.03.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26.03.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пугачевым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «АЛЮС» (ОГРН <***>; ИНН <***>; <...>)

о признании недействительной государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «АЛЮС» (ОГРН <***>)

третьи лица:

ФИО1,

нотариус ФИО2

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился

от ответчика – не явился

от третьих лиц – не явились

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области (далее Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «АЛЮС» (далее ООО «АЛЮС»).

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, отзыв не представил, заявленные требования не оспорил.

ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.

Нотариус ФИО2 в представленном отзыве пояснила, что 10.11.2011 г. в Тулунской нотариальной конторе была засвидетельствована подлинность подписи ФИО1, при обращении ФИО1 было представлено решение о создании ООО «АЛЮС» и устав общества, личность обратившегося была установлена по паспорту.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

17.11.2011 г. Инспекцией зарегистрировано ООО «АЛЮС» (ОГРН <***>; ИНН <***>).

Инспекцией впоследствии было установлено, что ООО «АЛЮС» по адресу, указанному в учредительных документах (<...>) не находится.

Инспекцией был опрошен учредитель ООО «АЛЮС» ФИО1, который пояснил, что документы о создании общества он не подавал и не подписывал.

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации ООО «АЛЮС».

Суд считает, что требование заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие при государственной регистрации юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии со ст. 12 названного Федерального закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.

Доводы заявителя со ссылкой на пояснения ФИО1 о том, что последний к нотариусу не обращался и не подавал заявление о государственной регистрации общества, опровергаются материалами дела.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 был представлен в регистрирующий орган пакет документов, необходимый для государственной регистрации ООО «АЛЮС».

Согласно отзыву нотариуса ФИО2 10.11.2011 г. в Тулунской нотариальной конторе была засвидетельствована подлинность подписи ФИО1 на заявлении в регистрирующий орган о государственной регистрации ООО «АЛЮС», при обращении ФИО1 было представлено решение о создании и устав общества, личность обратившегося была установлена по паспорту.

Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии волеизъявления ФИО1 на государственную регистрацию ООО «АЛЮС» и не свидетельствует о недостоверности сведений представленных им при государственной регистрации.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах

Закон дает определение места нахождения юридического лица и устанавливает порядок постановки на учет в налоговом органе. Однако императивно обязанность внесения изменений в учредительные документы и совершения других действий, являющихся предметом настоящего спора, для юридического лица не установлена.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках полномочий, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», имеют право принимать меры реагирования в случае выявления нарушений законодательства юридическими лицами.

Так, согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

На основании п. 1 ст. 25 названного Федерального закона непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность за представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Таким образом, налоговый орган вправе применить соответствующие меры реагирования в случае обнаружения нарушений, связанных с регистрацией юридических лиц, но только в предусмотренном законом порядке.

В данном случае заявитель не представил доказательства правомерности обращения в суд, не подтвердил наличие соответствующих полномочий.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 123, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья В.И. Колосов