ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22057/2017 от 13.02.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                        Дело  №А19-22057/2017

«20» февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 13.02.2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20.02.2018 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Загерсон А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области»

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска

о признании  незаконным  в части решения от 04.10.2017г. № 30-01-48/171,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Волков В.В. – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от  Управления Пенсионного фонда: Суханова Н.В. – представитель по доверенности, представлен паспорт; Вяткина А.Л. – представитель по доверенности, представлено удостоверение

установил:

Федеральное казенное учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области» (далее – Учреждение, страхователь, плательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее – Управление Пенсионного фонда, заинтересованное лицо) от 04.10.2017г. №30-01-48/171 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части пунктов 1, 3.2 решения от 04.10.2017г. от №30-01-48/171 в части привлечения и обязанности уплатить штраф в размере 23 889 рублей 43 копейки; обязанности начисления и обязанность уплаты пени в размере 10116 рублей 59 копеек; обязанности начисления и обязанность уплаты недоимки в размере 119 447 рублей 14 копеек; также просил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и отразить по строке 120 формы РСВ -1ПФР за 2016 год сумму начисленных взносов в размере 119 447 рублей 14 копеек, представить корректирующие формы индивидуальных сведений и уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, о признании незаконным решение от 04.10.2017г. от №30-01-48/171.

Представитель  Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области» в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представители Управления Пенсионного фонда в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве; указали, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно.

В судебном заседании 08.02.2018г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 13.02.2018г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием тех же сторон.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, а также заслушав сторон, участвующих в деле, суд установил следующее.

Федеральное казенное учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1103850034276; ИНН 3849013206.

В период с 17.04.2017г. по 16.06.2017г. на основании решения заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска от 17.04.2017г. проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отношении Учреждения. По итогам проверки составлен акт №30-01-47/163 от 15.08.2017г.

По результатам рассмотрения акта проверки №30-01-47/163 от 15.08.2017г., было принято решение №30-01-48/171 от 04.10.2017г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением № 30-01-48/171 от 04.10.2017г. Учреждение привлечено в ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 23 889 рублей 43 копейки, в том числе: за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 1 021 рубль 68 копеек; за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 22 630 рублей 90 копеек; за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ФФОМС) в размере 236 рублей 85 копеек; а также начислены пени по состоянию на 31.12.2016г. в сумме 10 116 рублей 59 копеек, в том числе: на страховую часть пенсии в размере 414 рублей 02 копейки; по дополнительному тарифу в размере 9 606 рублей 59 копеек; в ФФОМС в размере 95 рублей 98 копеек; и предложено Учреждению уплатить недоимку в сумме 119 447 рублей 14 копеек, из них: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ на страховую пенсию в размере 5 108 рублей 40 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу в размере 113 154 рубля 52 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1 184 рубля 22 копейки. Всего общая сумма к взысканию по оспариваемому решению составила 153 453 рубля 16 копеек.

Полагая, что решение Управления Пенсионного фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательное социальное страхование, представляющее собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование как работающих, так и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»), выступает в качестве основной организационно-правовой формы реализации указанных прав граждан. При этом предполагается уплата лицами, признаваемыми страхователями, обязательных платежей на обязательное социальное страхование - страховых взносов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абзац второй); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные   платежи,   персональным   целевым   назначением   которых   является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой).

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляют финансовую основу для предоставления застрахованным лицам страхового обеспечения, и возложение на страхователей, в том числе на организации, обязанности по их уплате является необходимым элементом правового механизма, гарантирующего реализацию конституционных прав застрахованных лиц.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также – фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) (действующего в проверяемом периоде).

Основным видом деятельности Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области» является финансовое обеспечение объединений, соединений, воинских частей и учреждений.

Федеральное казенное учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области» обслуживает воинские части, в отношении которых начисление выплат работникам, уплата страховых взносов и представление отчетности осуществляется централизовано в составе бухгалтерского учета, платежей и отчетности по страховым взносам головной организации  по месту ее нахождения.

В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ Федеральное казенное учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации  по Иркутской области» относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

На основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

По результатам проверки установлено, что плательщиком страховых взносов в 2015, 2016 году занижена база для начисления страховых взносов в отношении выплат материальной помощи в связи со смертью родственников, в сумме превышающей 4 000 рублей Садовец В.Л. в размере 9 200 рублей и Ворсиной И.В. в размере 14 020 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметов которых является выполнение работ, оказание услуг.

Работодатель в рамках трудовых отношений, после заключения трудового договора не только оплачивает труд работника, но и осуществляет выплаты социального характера. Следовательно, выплаты социального характера также осуществляются в рамках трудовых отношений.

Одновременно с этим часть 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ не содержит условий для определения объекта обложения страховыми взносами в зависимости от характера выплат, осуществляемых плательщиком страховых взносов, в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Следовательно, с учетом положений части 1 статьи 7 Федерального закона        № 212-ФЗ, в качестве объекта обложения страховыми взносами, необходимо определять выплаты, начисляемые в пользу физического лица, в связи с наличием у плательщика обязанности по осуществлению данной выплаты в рамках трудовых отношений независимо от характера осуществляемой выплаты.

Таким образом, суд пришел к выводу, что выплаты, в том числе, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и выплачиваемые в соответствии с условиями коллективного договора являются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиком страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Поэтому выплаты работнику в связи со смертью других близких родственников (брата, сестры, дедушки, бабушки, свекрови, тещи и др.) подлежат обложению страховыми взносами как обычная материальная помощь, то есть в соответствии пунктом 11 части 1 статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ обложению подлежит материальная помощь свыше 4 000 рублей в год.

По результатам проверки пенсионным фондом установлено, что плательщиком страховых взносов в 2014, 2015, 2016 годах не включены в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Федерального закона №212-ФЗ, выплаты работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в размере   1 938 904 рублей 58 копеек.

Согласно статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) (действующий в спорном периоде).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом, к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII «Общие профессии» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, относятся электрогазосварщики (позиция 232000000-19756), электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906), аккумуляторщики (позиция 23200000-10047), а также в соответствии со списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», непосредственно занятые на работах в структурных подразделениях воинских частей системы Министерства обороны РФ авиационные техники всех наименований.

Из буквального толкования норм статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что отсылка к положениям подпунктов 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ сделана в Федеральном законе №212-ФЗ лишь в отношении части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплат.

Страховые взносы в пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона №212-ФЗ.

Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.

При этом, исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлена статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников прав на досрочную пенсию, т.е. независимо от того: более или менее 80% занят работник на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда.

Суд считает, что в указанное время включаются периоды выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а для лиц, осуществляющих работу при помощи машин и механизмов, также период выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. Может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Следовательно, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, исчисление стра­ховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тари­фам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознагра­ждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии положения­ми части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

Таким образом, в случае надлежащим образом оформленной частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных часов на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Частичная занятость — занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда в случае, если часть рабочего времени работник был занят на работах с нормальными условиями труда.

В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым ра­ботником.

Согласно статье 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению между работником и работодателем мо­гут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Как следует из положений статей 57, 91, 93, 100 Трудового кодекса Российской Федерации ре­жим рабочего времени является существенным условием трудового договора и может быть как полным  так и неполным. Неполное рабочее время является элементом режима рабоче­го времени и времени отдыха, в связи с чем, такой режим рабочего времени должен быть установлен в Правилах трудового распорядка, либо в трудовом договоре, заключаемом с конкретным работником.

В трудовых договорах, должностных инструкциях сотрудников, по которым исчис­ление страховых взносов по дополнительному тарифу не производилось, отсутствуют ука­зания на неполное рабочее время либо о выполнении этими работниками работы в нор­мальных условиях труда, отличной от работы в особых условиях труда.

Кроме этого, в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условия­ми труда , если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательным для включения в трудовой договор.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с измене­нием организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по ини­циативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предсто­ящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причи­нах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работни­ка в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца.

В ходе проверки, проведенной пенсионным органом представленных Учреждением трудовых договоров, у каждо­го вышеуказанного работника выявлены условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные обстоятельства правомерно не вы­звали сомнений  у  проверяющего в соблюдение норм трудовых прав работников.

Кроме того суд обращает внимание, что в ходе проведения проверки, пенсионным фондом дополнительно выставлено требование о предоставлении необходимых для проверки доку­ментов от 15.05.2017г. № 30-01-49/085/1.

Согласно данному требованию у Учреждения, в числе прочих, истребованы документы по аттестации рабо­чих мест и/или специальной оценке условий труда действовавшей в 2014, 2015, 2016 годах в воинских частях, состоящих на обслуживании  у Учреждения.

Заявителем, в ответ на указанное требование, представлена аттестация рабочих мест по условиям труда только в отношении арсе­нала (комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов) войсковой ча­сти 58661.

В представленных выписках из приказа о повышении должностных окладов гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условия­ми труда четко прописано основание для повышения окладов, а именно результаты аттестации, утвержденные 27.12.2013г., что подтверждает выводы пенсионного фонда о наличии результатов атте­стации и факте ее проведения.

Согласно действующему пенсионному законодательству, лица, занятые на работах, предусмотренных подпунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (подпунктами 1-18 части 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ) могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии при условии занятости в течение полного рабочего дня в определенных профессиях, должностях, производствах, предусмотренных Списками, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ периоды работы с особыми условиями труда, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии по старости при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, а так­же если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, для установления права на досрочное назначение пенсии за выпол­нение работ с вредными, тяжелыми и особыми условиями труда необходимо соблюдение следующих условий: постоянная занятость в течение полного рабочего дня на указанных работах; уплата дополнительного тарифа; установление рабочему месту застрахованного лица опасного и (или) вредного клас­са условий труда по результатам специальной оценки.

Согласно части 8 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение, периодов занятости на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 названного Федерального закона до проведения специальной оценки условий труда, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Таким образом, суд пришел к выводу, что отсутствие специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, не означает, что страховые взносы по дополнительному тарифу не могут начисляться. В рассматриваемом случае основным условием является занятость работника на работах с особыми условиями труда.

Следовательно, суд считает правомерным вывод пенсионного органа о том, что страхователь обязан исчислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Федерального закона №212-ФЗ с выплат указанным работникам, занятым на работах с особыми условиями труда.

Согласно данным проведенной проверки Учреждением страховые взносы по дополнительному тарифу не исчислялись в отношении данных сотрудников как пропорционально отработанному времени, так и за полный рабочий день.

Из акта выездной проверки следует, что неуплаченные страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам войсковой части 86753, а именно: акку­муляторщику Новоселову A.M. и электрогазосварщику, занятому на резке и ручной сварке Красавину А. И. исчислены, исходя из полной занятости работника в течение месяца на ра­ботах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ в соответ­ствии с табелем учета рабочего времени, представленным страхователем в ходе проверки.

Согласно коллективному договору регулирования социально-трудовых отношений между работниками и командиром (работодателем) войсковой части 86753 Минобороны России, и утвержденных приложений №5, №11, №16 профессии аккумуляторщик и электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке включены в перечень профессий, долж­ностей и работ, на которых повышаются должностные оклады (тарифные ставки), предо­ставляется дополнительный оплачиваемый отпуск и право на бесплатное получение моло­ка в связи с вредными условиями труда.

Кроме того, согласно приложению №20 профес­сия электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке имеет право на досрочное на­значение трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда.

В ходе проведенной проверки, Учреждением в отношении аккумуляторщика Новоселова A.M. были представлены копии следующих документов: инструкция по охране труда, трудовой договор, табель учета использования рабочего времени в должности аккумуляторщика, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Согласно трудовому договору работа в должности аккумуляторщика является основной, пунктом 9 трудового договора предусмотрена бесплатная выдача молока за работу с вредными условиями труда.

В пункте 1.7 инструкции по охране труда аккумуляторщика указаны опасные и вредные факторы, которые могут действовать на работника в процессе выполнения работ: электрический ток, серная кислота, едкий калий, свинец и его соединения, водород, а так же последствия воздействия вышеперечисленных факторов.

Также Учреждением в отношении работника Красавина А.И. были представлены копии документов, подтверждающие занятость в должности электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке: должностная инструкция, трудовой договор, табель учета использования рабочего времени в должности электрогазосварщика, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

В должностной инструкции электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке прописаны функциональные обязанности и виды работ, в том числе: подготовка к работе электрогазосварочных аппаратов и изделий для сварки; проведение работ по электрогазовой сварке; первичный контроль за качеством сварки.

Согласно должностной инструкции электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке должен знать устройство и принцип действия обслуживаемых электросварочных машин и аппаратов для дуговой сварки переменного и постоянного тока, газосварочной и газорезательной аппаратуры, газогенераторов, электросварочных автоматов и полуавтома­тов, кислородных и ацетиленовых баллонов, редуцирующих приборов и сварочных горелок и т.д.

В соответствии с представленными Учреждением табелям учета использования рабочего времени по данным работникам, пенсионным фондом установлено, что в них проставлены 8-часовые рабочие дни. При этом, сколько из этих 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда работодатель не указал, что свидетельствует о полной занятости указанных сотрудников на работах с вредными условиями труда.

В период проведения проверки Учреждением были представленные письменные возражения, к которым также не были представлены документы по раздельному учету рабочего времени на работах с особыми и нормальными условиями труда. Данные документы не представлены и в ходе рассмотрения дела в суде.

Более того, в расчетных листках начисление оплаты труда производилось за работу исходя из полной занятости вышеуказанных работников на работах в должностях электрогазосвар­щика, занятого на резке и ручной сварке и аккумуляторщика.

Также, согласно акту выездной проверки, неуплаченные страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам войсковой части 58661-57 аккумуляторщику Кузнецову О.А. и электросварщику ручной сварки Голышеву С. А. исчислены, исходя из полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в соответствии с регистром учета рабочего времени во вредных условиях труда и журналом учета времени работы сотрудников во вредных и неблагоприятных условиях труда, представленным Учреждением в ходе проверки.

Согласно коллективному договору, арсенал (ракетного и артиллерийского вооружения,  1  разряда) (г. Иркутск) - войсковой части 58661-57, и утвержденных приложений №6, №12, №13, профессии аккумуляторщик и электросварщик ручной сварки включены в перечень профессий, должностей и работ, на которых повышаются должностные оклады (тарифные ставки), предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск и право на бесплатное получение молока в связи с вредными условиями труда.

Кроме того, согласно положения об отделе ремонта ракетно-артиллерийского вооружения №1 войсковой части 58661-57, профессия электросварщик ручной сварки имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда.

Учреждением в отношении аккумуляторщика Кузнецова О.А. были представлены копии следующих документов: должностная инструкция, трудовой договор, регистр учета рабочего времени во вредных условиях труда, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Согласно трудовому договору работа в должности аккумуляторщика является основной, пунктом 4.1 трудового договора установлена компенсационная выплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12% к тарифной ставке.

В соответствии с должностными обязанностями аккумуляторщика, согласно пред­ставленного в ходе выездной проверки положения, аккумуляторщик должен: выполнять простые и средней сложности работы по ремонту аккумуляторов и ак­кумуляторных батарей различных типов и ёмкостей; проводить текущий ремонт зарядных агрегатов; проводить смену электролита и сепарации в аккумуляторных батареях; проводить отливку свинцовых соединительных полос и наконечников; приготовлять электролит по установленной рецептуре; выявлять повреждение элементов батарей и устранять их и т.д.

Также, Учреждением в отношении электросварщика ручной сварки Толышева С.А. представлены копии следующих документов: функциональные обязанности, должностная инструкция, трудовой договор, журнал учета времени работы сотрудников во вредных и неблагоприятных условиях труда, паспорт сварочного аппарата, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Согласно пункту 3.5.2 трудового договора работнику за работу с вредными и (или) опасности условиями труда установлена надбавка к должностному окладу в размере 8%, а так же в функциональных обязанностях и должностной инструкции электросварщика ручной сварки предусмотрено право на льготную пенсию, повышение оплаты труда, дополнительный отпуск и выдача молока.

Аналогично, как и в войсковой ча­сти 58661 в отношении работников, так и в войсковой части 58661-57, в расчетных листках начисление оплаты труда производилось за работу исходя из полной занятости вышеуказанных работников на работах в должностях электросварщика ручной сварки и аккумуляторщика.

Согласно акту выездной проверки неуплаченные страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам войсковой части 35020 авиационным техникам по планеру и двигателям Аносову А.В., Крылову Н.А. и электрогазосварщику, занятому на резке и ручной сварке Сидоренко А.А. исчислены, исходя из полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ в соответствии с выпиской из журнала учета рабочего времени во вредных условиях и журналом учета рабочего времени.

Учреждением в отношении авиационного техника по планеру и двигателям Аносова А.В. были представлены копии следующих документов: должностные обязанности, трудовой дого­вор, журнал учета рабочего времени, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Согласно трудовому договору, работа в должности авиационного техника по планеру и двигателям является основной, пунктом 4.1 трудового договора установлена сокращен­ная продолжительность рабочего времени, пунктом 4.3 за работу во вредных и (или) особо вредных условиях труда предусмотрен дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней согласно коллективного договора, а так же в пункте 5.1.1 отражена надбавка к заработной плате за вредность 24%.

В соответствии с должностными обязанностями авиационного техника по планеру и двигателям Аносова А.В. работник должен: качественно и своевременно выполнять все виды работ и подготовок на закреплен­ной за ним авиационной технике; знать сорта применяемых на ВС топлива, масел, спец жидкостей и газов и правиль­но производить заправку (зарядку) систем ВС; знать правила применения средств технического обслуживания авиационной тех­ники; уметь выявлять и устранять неисправности авиационной техники.

Согласно представленному в ходе проверки Учреждением журналу учета рабочего времени данному работнику проставлены 8-часовые рабочие дни.

При этом, сколько из этих 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда работодатель не указывает, что свидетельствует о полной занятости ука­занных сотрудников на работах с вредными условиями труда. К письменным возражениям плательщик страховых взносов также не представил документы по раздельному учету ра­бочего времени на работах с особыми и нормальными условиями труда.

В отношении авиационного техника по планеру и двигателям Крылову Н.А. были представлены копии следующих документов: функциональные обязанности, трудовой договор, выписка из журнала учета рабочего времени во вредных условиях, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Согласно трудовому договору работа в должности авиационного техника по планеру и двигателям является основной, пунктом  4.1 трудового договора установлена сокращенная продолжительность рабочего времени,  пунктом 4.3 за работу во вредных и (или) особо вредных условиях труда предусмотрен дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней согласно коллективному договору, а также в пункте 5.1.1 отражена надбавка к заработной плате за вредность 24%.

В соответствии с функциональными обязанностями авиационного техника по планеру и двигателям Крылова Н.А. работник должен: качественно и своевременно выполнять все виды работ и ремонта; уметь выявлять и устранять неисправности, обнаруженные на AT; знать правила применения средств технического обслуживания AT.

В отношении работника Сидоренко А.А., Учреждением были представлены документы подтверждающие занятость в должности электрогазосварщика, занятые на резке и ручной сварке: обязанности, трудовой договор, журнал учета рабочего времени, паспорт сварочного аппарата, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Согласно трудовому договору Сидоренко А.А. работа в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке является основной.

В должностной инструкции электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке данного работника прописаны функциональные обязанности и виды работ, в том числе: сварка трубопроводов; наплавка дефектов корпусов, крышек, валов и т. д.; резка деталей по разметке из металла толщиной более 60 мм; сварка конструкций из уголка, швеллера и прочего сортамента.

Согласно представленному в ходе проверки Учреждением журналу учета рабочего времени данному работнику проставлены 8-часовые рабочие дни.

При этом, сколько из этих 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда работодатель не указывает, что свидетельствует о полной занятости указанных сотрудников на работах с вредными условиями труда. К письменным возражениям плательщик страховых взносов также не представил документы по раздельному учету рабочего времени на работах с особыми и нормальными условиями труда.

Таким образом, исходя из вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что пенсионным органом сделан правомерный вывод, что работники в течение полного рабочего дня фактически были заняты на работах в должностях согласно трудовых договоров:

-Красавин А.И., Сидоренко А.А. в должности «электрогазосварщика, занятые на резке и ручной сварке» согласно наименованию позиции 23200000-19756 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.;

-Голышев С. А. в должности «электросварщик ручной сварки» согласно наимено­ванию позиции 23200000-19906 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.;

-Новоселов A.M., Кузнецов О.А., в должности «аккумуляторщика»  согласно на­именованию позиции 23200000-10047 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми услови­ями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.;

- Аносов А.В., Крылов Н.А., в должности авиационного техника по планеру и двига­телям в соответствии со списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», непосредственно занятые на работах в структурных подразделениях воинских частей системы Министерства обороны Российской Федерации авиационные техни­ки всех наименований.

Каких-либо доводов, направленных на оспаривание выводов Управления Пенсионного фонда в указанной части, заявителем не приведено.

На основании всего вышеизложенного арбитражный суд приходит к  выводу о соответствии решения Управления Пенсионного фонда от 04.10.2017г. №30-01-48/171 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах требованиям Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Оснований полагать, что вышеуказанным решением нарушены права и законные интересы Учреждения в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, у суда не имеется.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В этой связи, в удовлетворении требований заявителя по настоящему делу следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                           решил:

в удовлетворении требований отказать.

         Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

         Судья                                                                                  Л.А. Куклина