ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-2205/15 от 09.04.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ    

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                                       Дело  № А19-2205/2015

« 15 »  апреля  2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2015 г.

            Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665452, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>),

третье лицо: ФИО1 (г. Иркутск),

о признании незаконными  решения от 03.02.2015 № 58, предписания от 03.02.2015 № 6,

при участии в заседании представителей

от заявителя: ФИО2 - представитель по доверенности от 24.11.2014 № 482;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: ФИО3 – представитель по доверенности от 26.11.2014 № 11067;

от третьего лица (ФИО1): не явились;

                                                                          установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское (далее – КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по Иркутской области) о признании незаконными решения от 03.02.2015 № 58, предписания от 03.02.2015 № 6. 

Представитель КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское в судебном заседании требования о признании незаконным решения УФАС по Иркутской области от 03.02.2015 № 58 поддержал, представил заявление об отказе от заявленных требований в части признания незаконным предписания от 03.02.2015 № 6.   

Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании требования о признании незаконным решения от 03.02.2015 № 58 не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве по делу.

ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв по делу.  

 Из материалов дела следует, что КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское объявлен аукцион (извещение № 241214/0077753/05) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования «Город Усолье-Сибирское». Извещение о проведении торгов в форме аукциона размещено 25.12.2014.

30.12.2014 ФИО1 обратилась в КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское с заявлением о разъяснении аукционной документации в части соответствия адресов рекламных мест, выставленных на аукцион, адресам, указанным в схеме размещения рекламных мест, а также о продлении срока приема заявок на участие в аукционе.

В связи с нарушением порядка проведения торгов, необоснованным сокращением срока подачи заявок и непредставлением разъяснения аукционной документации ФИО1 обратилась в УФАС по Иркутской области с жалобой на данные действия организатора открытого аукциона - КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское.

 Решением УФАС по Иркутской области от 03.02.2015 № 58 жалоба ФИО1 на действия организатора открытого аукциона - КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское при проведении аукциона (извещение № 241214/0077753/05) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкции на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования «город Усолье-Сибирское», в части довода о несвоевременной (за пределами срока подачи заявок на участие) дачи разъяснения ФИО1 о местах расположения рекламных конструкций, выставляемых на аукцион, признана обоснованной.

На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 03.02.2015 № 6, согласно которому аукционной комиссии предписано совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем отмены протоколов рассмотрения поступивших заявок на участие в аукционе (извещение № 241214/0077753/05) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования «город Усолье-Сибирское»; организатору торгов предписано в срок до 06.02.2015 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем продления срока подачи заявок по 06.02.2015, о чем в срок до 09.02.2015 в УФАС по Иркутской области представить информацию.

Заявитель, полагая, что решение антимонопольного органа от 03.02.2015 № 58 и выданное на его основании предписание от 03.02.2015 № 6 не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В части требований о признании незаконным предписания УФАС по Иркутской области от 03.02.2015 № 6 КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское заявило отказ от заявленных требований.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.   

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции  до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

От КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское поступило заявление о частичном отказе от заявленных требований от 09.04.2015, согласно которому заявитель отказывается от требований, заявленных к УФАС по Иркутской области, в части признания незаконным предписания от 03.02.2015 № 6. 

 Рассмотрев заявление КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское, суд считает возможным принять отказ от части заявленных требований, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. 

Согласно пункту 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по настоящему делу в части требований КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское о признании незаконным предписания УФАС по Иркутской области от 03.02.2015 № 6 подлежит прекращению. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно положениям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает по правилам данной статьи жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1). Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2). По  результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20).

На основании пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В силу пункта 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В рассматриваемом случае проведение аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования «Город Усолье-Сибирское», осуществлялось на основании «Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», утвержденного Постановлением администрации МО г. Усолье-Сибирское от 19.06.2012 № 1106.

Как установлено судом, согласно названному Положению и решению Городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30.06.2011 № 72/5 об установлении проведения торгов в форме открытого аукциона информация о проведении торгов была опубликована организатором в газете «Усольская городская газета» от 25.12.2014 № 52 (867), а также размещена в сети Интернет на официальном сайте торгов Российской Федерации http://torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации г. Усолье-Сибирское http://www.usolie-sibirskoe.ru/ 25.12.2014. На аукцион выставлено 9 лотов.

Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 28.02.2014 № 445 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Усолье-Сибирское».

В приложениях №№ 1, 2 к Постановлению администрации г. Усолье-Сибирское от 11.08.2014 № 1395 о внесении изменения и дополнений в постановление от 28.02.2014 № 445 приведен «адресный реестр установки и эксплуатации рекламных конструкций», начинающийся с № 115.

Не обнаружив в утвержденной схеме выставленные на аукцион с 1 по 9 лоты, а также в связи с тем, что срок подачи заявок выпадал на период праздничных выходных дней, ФИО1, как потенциальный участник аукциона, обратилась к организатору торгов с заявлением от 29.12.2014 о разъяснении аукционной документации в части соответствия рекламных мест, выставленных на аукцион, схеме размещения.

В ответ на данное обращение КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское в адрес ФИО1 направило письмо от 22.01.2015 № 91, в котором сообщило о соответствии рекламных мест, выставленных на аукцион, номерам рекламных мест, указанных в схеме размещения рекламных мест, а также указало на отсутствие нарушения срока опубликования извещения о проведении торгов.

КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское в обоснование своей позиции по делу указал, что обращение ФИО1 было им рассмотрено в 30-дневный срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

 Частями 2 и 4 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Согласно пункту 6.1 «Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», утвержденного Постановлением администрации МО г. Усолье-Сибирское от 19.06.2012 № 1106, на который имеется ссылка в заявлении КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское, лицо, желающее стать участником аукциона, имеет право до подачи заявки ознакомиться с установленным порядком проведения аукциона, а организатор аукциона обязан обеспечить ему возможность ознакомления с этими документами.

Следовательно, ответ (разъяснение) на запрос, поступивший от лица, желающего принять участие в аукционе, является обязанностью организатора аукциона в целях обеспечения возможности ознакомления с аукционной документацией лиц - участников аукциона, и оснований для применения в данном случае положений Федерального закона № 59-ФЗ в части сроков рассмотрения обращения лица, желающее стать участником аукциона, не имеется.

Являются обоснованными доводы Иркутского УФАС со ссылками на Постановление Президиума ВАС РФ №6274 от 22.11.2011 о том, что ФИО1 обладала статусом  участником аукциона,  обращалась за разъяснениями аукционной документации.

Торги (открытый конкурс, аукцион) являются инструментом для осуществления конкурентного отбора участников, обеспечения равного доступа на участие всех желающих с целью определения победителя основанного на принципах состязательности, прозрачности и открытости.

  В связи с затруднительностью определения рекламных мест, выставленных на торги(утвержденная схема размещения рекламных конструкций, определяющая в силу пункта 5.8 статьи 19 Закона о рекламе места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, не имела нумерации домов (зданий)), ФИО1 обратилась в КУМИ г. Усолье-Сибирское за разъяснением аукционной документации.

Из представленных материалов следует, что аукцион на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций назначен на 09.02.2015. Заявки на участие в аукционе (№ 241214/0077753/05) принимались с 25.12.2014 по 19.01.2015. Дата определения участников аукциона – 23.01.2015.

Комиссией УФАС по Иркутской области установлено, что ответ на обращение ФИО1 подготовлен 22.01.2015 и направлен ей по почте, несмотря на то, что ФИО1 просила направить разъяснение по электронной почте, учитывая дату окончания  подачи заявок (19.01.2015) и ее волеизъявление на участие в аукционе.

Подготовка и дача разъяснений по аукционной документации организатором торгов за пределами срока окончания приема заявок нарушает права ФИО1 на участие в аукционе и противоречит пункту 6.1 «Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», утвержденного Постановлением администрации МО г. Усолье-Сибирское от 19.06.2012 № 1106. 

Таким образом, дача подобного разъяснения  после даты окончания подачи  заявок на участие, противоречит смыслу и целям  обращения участника за разъяснением положений аукционной документации.

В связи с чем, оспариваемое решение от 03.02.2015 № 58 вынесено антимонопольным органом в соответствии с законом, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем,  у суда отсутствуют основания для признания указанного решения незаконным.   

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское о признании незаконным решения УФАС по Иркутской области  от 03.02.2015 № 58 удовлетворению не подлежат. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское о признании незаконным  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 58 от 03.02.2015 отказать.

Производство по делу в части признания незаконным предписания № 6 от 03.02.2015 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                              Н.Г. Позднякова