ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22109/12 от 25.02.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-22109/2012

«04» марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 4 марта 2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шубиной Т.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Верпето В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ИНН 3812079313, ОГРН 1043801756756)

об оспаривании предписания

при участии в заседании:

от заявителя: - Ефимова Ю.С. – представлены: доверенность, паспорт; Шевкунова Т.А. – представлены: доверенность, паспорт,

от Территориального управления: - Ресчиков В.Н. – представлены: доверенность, удостоверение,

установил:

Администрация города Иркутска (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее – ответчик, Территориальное управление) о признании незаконным предписания от 22.11.2012г. № 13 о принятии мер по возмещению незаконно выплаченных сумм - 1 464 210,0 руб. с последующим перечислением их в доход федерального бюджета.

 Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, указав, что при заключении муниципального контракта на приобретение жилых помещений, расположенных на территории г. Иркутска для детей-сирот, Администрация руководствовалась Постановлением Правительства Иркутской области от 24.09.2010 № 234-пп, определяющим порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области, в связи с чем ею не было допущено нарушений, указанных в оспариваемом предписании.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возразил, указав на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18 февраля 2013 года до 12 час. 00 мин. 25 февраля 2013 года.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей.

Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области в октябре 2012 г. в отношении Администрации города Иркутска проведена проверка использования бюджетных средств, полученных из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за 2011 год.

По итогам проверки составлен акт от 12.10.2012 г., в котором отражено, что Администрацией неверно произведен расчет стоимости 1 кв.м. жилых помещений муниципального контракта на приобретение жилых помещений для детей-сирот, что, по мнению ответчика, привело к переплате за счет средств федерального бюджета 1464210,0 руб.

По результатам проверки ответчиком внесено предписание № 13, согласно которому Администрация обязана принять меры по возмещению незаконно выплаченных сумм с последующим перечислением в доход федерального бюджета 1464210,0 рублей.

Администрация, полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании статьи 2 Закона Иркутской области от 29.06.2010 № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма (далее - государственные полномочия).

Согласно части 4 статьи 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления поселений законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений.

Указанным законом должны быть установлены соответствующие требованиям настоящей статьи порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление соответствующих государственных полномочий.

Во исполнение указанных норм Правительством Иркутской области принято постановление от 24.09.2010 № 234-пп «О Порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», которым установлен порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2010 № 234-пп органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области обеспечивают расходование субвенций в соответствии с целями, указанными в Законе Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» при размещении заказов на приобретение или строительство жилых помещений для муниципальных нужд муниципальных образований Иркутской области в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», начальная (максимальная) цена муниципального контракта на приобретение или строительство жилых помещений формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений, при этом стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой соответствующего муниципального образования Иркутской области на 1 июня текущего финансового года, и не может быть выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

При повторных размещениях заказов в установленном законодательством порядке на приобретение жилых помещений начальная (максимальная) цена муниципального контракта формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений, при этом стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой соответствующего муниципального образования Иркутской области за квартал, предшествующий размещению заказа, и не может быть выше средней цены одного квадратного метра общей площади вторичного рынка жилья по Иркутской области по соответствующей характеристике недвижимости, указанной в данных Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области за квартал, предшествующий размещению заказа.

Как следует из материалов дела Администрация города Иркутска во исполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями извещениями №№ 0134300079211001005, 0134300079211001006 от 19.09.2011 объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме № 1022/11 и № 1023/11 на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений в количестве 6-ти и 1-ой квартиры соответственно. В информационной карте от 19.09.2011г. открытого аукциона в электронной форме № 1022/11 начальная (максимальная) цена контракта указана 7045500 рублей из расчета 30500 руб за 1 кв.м.*33 кв.м.*7 квартир. Согласно информационной карте от 19.09.2011г. открытого аукциона в электронной форме № 1023/11 начальная (максимальная) цена контракта указана 915000 рублей из расчета 30500 рублей за 1 кв.м*30кв.м*1 квартиру.

Таким образом, Администрация, проводя аукцион в сентябре 2011 года, установила цену за 1 кв.м. в размере 30500 рублей, что соответствует требованиям абзаца 2 Постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2010 № 234-пп, учитывая, что стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная Постановлением Администрации города Иркутска от 27.04.2011 № 031-06-766/11, на 1 июня 2011г. (текущего года) составляла 30500 рублей.

В связи с тем, что аукционы в электронной форме № 1023/11 и № 1022/11 не состоялись Администрацией повторно размещен заказ на приобретение жилых помещений для детей-сирот и 09.11.2011 года в сети «Интернет» размещено извещение о проведении аукциона № 1209/11 на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений, расположенных на территории г. Иркутска. Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта указана в размере 7503210,00 рублей, из расчета 35226, 34 руб. за 1 кв.м.*35,5кв.м.*6 квартир.

При этом, устанавливая цену за 1 кв.м. Администрация учитывала, что согласно Справке Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области от 14.10.2011г. № 04-1445, а также Постановлению Администрации города Иркутска от 08.11.2011г. № 031-06-2515/11 средняя рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади жилого помещения в г. Иркутске для расчета стоимости жилого помещения, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждена в размере 37895 рублей.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случаях, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого аукциона. В случае, если аукцион признан не состоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 38 настоящего Федерального закона и контракт заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведении аукциона. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок указанного согласования должен быть не более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

В связи с тем, что повторный аукцион не состоялся, Администрация на основании части 1 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» направила документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в Службу финансового контроля Иркутской области, являющуюся уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Служба финансового контроля Иркутской области письмом от 12.12.2011г. № 85-37-2514/11 сообщила о возможности заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений (квартир 45/3, 40/3, 35/3, 30/3, 25/3, 20/3 в доме 2/3 по ул. Мельничная г. Иркутска) с гр. Самохой А.Б.

При этом, как указала Служба финансового контроля Иркутской области в письме от 12.12.2011г. № 85-37-2514/11, контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных аукционной документацией, цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении открытого аукциона № 1209/11 на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений, расположенных на территории г. Иркутска, то есть 7503210,00 рублей.

Указанное соответствует, положениям части 1 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация, заключая муниципальный контракт от 16.11.2011 № 010-64-2048/11 с продавцом Самоха Александром Борисовичем о покупке шести жилых помещений для детей-сирот, руководствовалась действующим законодательством.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что Администрацией нарушены положения статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Из материалов проверки, представленных Территориальным управлением, не следует, что Администрация вышла за пределы своих полномочий или еще каким-либо образом нарушила указанную норму.

Довод ответчика о том, что Администрацией при определении цены контракта нарушен пункт 11 статьи 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 № 50-ОЗ, судом отклоняется ввиду следующего.

Для исполнения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам Законодательным собранием Иркутской области принят закон от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», а также Закон Иркутской области от 22.06.2010 № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Кроме того, Правительством Иркутской области принято Постановление от 24.09.2010 № 234-пп «О Порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

При этом Закон от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке жилыми помещениями по договорам социального найма на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.

Постановление Правительства Иркутской области от 24.09.2010 № 234-пп «О Порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» устанавливает порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, в целях финансового обеспечения областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории Иркутской области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Закон № 50-ОЗ от 22.06.2010г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» устанавливает дополнительные гарантии прав таких детей на жилое помещение и регулирует отдельные вопросы их реализации в Иркутской области. Предметом регулирования указанного закона являются условия и порядок предоставления жилых помещений.

При этом Закон № 50-ОЗ от 22.06.2010г. (в том числе и пункт 11 статьи 4) не регламентирует порядок определения стоимости жилых помещений. Так до 25.11.2011 года действовала редакция пункта 11 статьи 4 указанного Закона, согласно которой детям-сиротам по договору социального найма предоставляется жилое помещение общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения может быть увеличен не более чем на 5 квадратных метров.

25.11.2011 года вступило в действие дополнение к пункту 11 статьи 4 Закона № 50-ОЗ от 22.06.2010г., согласно которому в случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение площадью 33 квадратных метра, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью более 33 квадратных метра при условии, что его стоимость не превышает стоимости жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра, рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой муниципального образования Иркутской области (городского округа или муниципального района), на территории которого предоставляются детям -сиротам жилые помещения, на 1 июня года, предшествующего текущему финансовому году, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Таким образом, введенная норма определяет условие, при котором возможно предоставление жилого помещения общей площадью более 5 квадратных метра, но не устанавливает порядок определения стоимости предоставляемого жилого помещения, или начальной цены муниципального контракта, в отличие от статьи 4 Постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2010 № 234-пп «О Порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

При таких условиях, суд приходит к выводу, что нарушение пункта 11 статьи 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 № 50-ОЗ не влечет таких последствий как возврат в бюджет денежных средств, уплаченных за площадь жилого помещения, превышающую 33 квадратных метра, а соответственно, предписание Территориального управления не соответствует действующему законодательству.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил  :

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 22.11.2012г. № 13, как несоответствующее Закону Иркутской области от 22.06.2010 № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Постановлению Правительства Иркутской области от 24.09.2010 № 234-пп «О Порядке расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации города Иркутска.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Шубина