ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22110/18 от 04.07.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                         Дело  № А19-22110/2018

«11» июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  04.07.2019 года. Решение  в полном объеме изготовлено  11.07.2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П., при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Бобокаловой Е.С., с использованием средств аудиозаписи,  рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011, <...>)

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (РОСИМУЩЕСТВО) В ЛИЦЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>),

МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>) 

о признании права собственности.

В судебном заседании участвуют представители:

от истца –  ФИО1 представитель по доверенности, паспорт;

от Росимущества – ФИО2 представитель по доверенности, паспорт;

от Министерства имущественных отношении Иркутской области  – ФИО3 – представитель по доверенности ,удостоверение.

установил:

Первоначально ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ ГОРОДА ИРКУТСКА (истец, налоговый орган, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (РОСИМУЩЕСТВО) В ЛИЦЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (территориальный орган, Росимущество); МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о

- признании незаконным, не соответствующим абз. 29 ч.11 ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ и п/п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, выразившееся в непринятии решения о принятии из собственности Иркутской области в собственность Российской Федерации (федеральную собственность) земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000020:1854, площадью 1 431 кв. метров;

- признании права федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000020:1854, площадью 1 431 кв. метров;

- обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае предоставить ИФНС России по Октябрьскому округу города Иркутска земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000020:1854, площадью 1 431 кв. метров на праве постоянного (бессрочного) пользования в рамках пп. 1 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ.

Заявлением от 13.06.2019, истец, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил предмет исковых требований; просил признать право  федеральной  собственности на  земельный  участок,  расположенный  по  адресу:  Иркутская  область, г.  Иркутск, кадастровый  номер 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м. 

Ходатайство об изменении предмета требований рассмотрено судом и удовлетворено, поскольку не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

При этом довод ответчика об одновременном изменении истцом предмета и основания иска судом не принимается.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ  истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Изменение иска является правом истца, однако осуществляется с учетом пределов, установленных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Кроме того, добросовестность использования процессуальных прав в любом случае подразумевает своевременное заявление сторонами процессуальных ходатайств (ч. 5 ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику, изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Следовательно, изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. При этом в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.

Ранее истцом заявлялось требование о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:1854. В заявлении об уточнении исковых требований истец просит признать право  федеральной  собственности на  земельный  участок с кадастровым  номером 38:36:000020:23249.

Обстоятельства, на которых инспекция основываем свои требования, то есть совокупность юридических фактов (факт приема-передачи здания, расположенного на спорном земельном участке из собственности Иркутской области в федеральную собственность; издание ответчиком соответствующего распоряжения и подписание соответчиками акта приема-передачи здания; передача здания в оперативное управление налоговому органу), не изменялись.

Таким образом, изменился именно предмет иска по настоящему делу, а не основания, в связи с чем заявление истца об уточнении иска судом удовлетворено.

В обоснование исковых требований истец указал, что поскольку административное здание (кадастровый номер 38:36:000020:2464) принадлежит Российской Федерации и передано в оперативное управление инспекции, к Российской Федерации перешло право собственности на земельный участок под таким зданием. Российская Федерация приобрела право собственности на рассматриваемый земельный участок в силу прямого указания закона (абз. 29 ч. 11 ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Росимущество с требованиями истца не согласился; указал, что принять решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:23249 из государственной собственности Иркутской области в собственность Российской Федерации с расположенными в его границах объектами недвижимости, находящимися в частной собственности, не представляется возможным; полагает, что Территориальный орган, отказав в передаче имущества, находящегося в собственности Иркутской области в федеральную собственность действовал в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством; просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ требование истца не оспорило; полагает, что имеются все основания для признания права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249; считает требования налогового органа правомерными и обоснованными.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.07.2018 до 15-30 часов. Информация о перерыве размещена в сети «Интернет» на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области. По окончании перерыва 04.07.2018 в 15-30 часов судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей истца и ответчиков.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

На основании Распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 21.03.2018 № 38/216-И в федеральную собственность из государственной собственности Иркутской области принято имущество: административное здание общей площадью 6 541 кв. метров, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000020:2464, которое впоследствии закреплено на праве оперативного управления за инспекцией. На момент передачи в федеральную собственность из собственности субъекта РФ (21.03.2018) данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:1854, площадью 1 431 кв. метр.

Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:1854 снят с кадастрового учета 10.09.2018, в связи с его преобразованием в земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249 путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.08.2018 № 1678/з.

Данный факт Министерством имущественных отношений Иркутской области не оспорен и подтвержден представителем в судебном заседании.

Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером  38:36:000020:23249 состоит из земель, входивших в состав земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1854 (1 431 кв.м.), с добавлением 86 кв.м.  из земель, государственная собственность на которые не разграничена, что отражено на схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.08.2018 №1678/з. Добавление части земель (86 кв.м.) к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000020:1854 связано с конфигурацией находящегося на данных землях здания (кадастровый номер 38:36:000020:2464), поскольку часть данного здания выходила за пределы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1854 и  находилась на  земельном  участке площадью 86 кв. м.

Данные обстоятельства явились основанием для уточнения 11.06.2019 инспекцией предмета искового заявления, как следствие, уточнением исковых требований в виде признания права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В соответствии с п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право оперативного управления имуществом.

В соответствии с абз. 1 и 5 п. 1 и п. 4 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право оперативного управления имуществом являются вещными правами наряду с правом собственности. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 Гражданского кодекса РФ.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этимимуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

В соответствия со ст. 305 Гражданского кодекса РФ права предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно сг. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его нрава, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, поскольку здание с кадастровым номером 38:36:000020:23249 является собственности Российской Федерации и закреплено за налоговым органом на праве оперативного управления, суд считает, что налоговый орган имеет право на обращение в суд с настоящим иском.

Часть 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 122-ФЗ) устанавливает порядок безвозмездной передачи из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества (абз. 15, 16 ч. и ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ).

Абзацами 19, 21 приведенной нормы закона предусматривается, что решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральнуюсобственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В государственную собственность Иркутской области по возмездной сделке ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Иркутскгипродорнии» было приобретено недвижимое имущество: Административное здание, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000020:2464 изанят указанным зданием земельный участок, по адресу: Иркутская область, город Иркутск, ул. Франка - Каменецкого, 32-6, кадастровый номер   38:36:000020:1854 (в настоящее время 38:36:000020:23249).

Указанное имущество по государственному контракту от 2 марта 2018 года № 02ЕП-2018 было передано в аренду ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.

Письмом от 14.03.2018 № 02-51-3523/18 министерство с приложением необходимых документов направило в МТУ Росимущества в Иркутской области Республике Бурятия и Забайкальском крае предложение принять решение о передаче указанного  имущества из  государственной  собственности  Иркутской области федеральную собственность.

Распоряжением МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия Забайкальском крае от 21 марта 2018 года № 38/216-и было принято решение принятии в федеральную собственность административного здания, 22 марта 2018 год утвержден акт приема - передачи имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, в федеральную собственность.

На основании указанного акта приема-передачи имущества был зарегистрировано право федеральной собственности на административное здание. При этом земельный участок   не был принят в государственную собственность Российской Федерации и право на него в ЕГРН сохранилось за Иркутской областью.

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (п/п 5 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Абзац 29 части 11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ содержит императивную норм; согласно которой, права на находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеприведенных норм гражданского и земельного законодательства уполномоченный орган по распоряжению государственным имуществом Иркутской области, передав, а уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом, приняв объект, указанный в распоряжении от 21.03.2018 № 38/216-И, находящийся на соответствующем земельном участке, распорядились и земельным участком, на котором расположен объект.

С учетом того, что административное здание (кадастровый номер 38:36:000020:2464) принадлежит Российской Федерации и передано в оперативное управление инспекции, оснований полагать, что к Российской Федерации не перешло право собственности на земельный участок под таким зданием, не имеется.

Суд считает, что Российская Федерация приобрела право собственности на рассматриваемый земельный участок в силу прямого указания закона (абз. 29 ч. 11 ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Таким образом, право собственности на земельный участок возникает с даты, устанавливаемой в решении о передаче имущества, принимаемым  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, то есть дата, с которой возникает право собственности на переданное имущество от одного публично-правового собственника другому, является и датой возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположено передаваемое имущество.

В частности, данный правовой подход сформирован в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.12.2013 № ВАС-18746/13 (дело № А12-5143/2013).

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что право федеральной собственности на земельный участок возникло одновременно с правом федеральной собственности на здание с кадастровым номером 38:36:000020:2464, расположенным на данном земельном участке, то есть при принятии территориальным органом Росимущества соответствующего решения (распоряжение от 21.03.2018 №38/216-и) и подписания акта приема-передачи здания (акт от 22.03.2018 года).

Довод МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия Забайкальском крае о том, что принять решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:23249 из государственной собственности Иркутской области в собственность Российской Федерации с расположенными в его границах объектами недвижимости, находящимися в частной собственности, не представляется возможным судом, не может быть принят судом во внимание.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:23249, на данном земельном участке расположен один объект недвижимости, а именно: здание, закрепленное за инспекцией на праве оперативного управления. Таким образом, вопрос о наличии (отсутствии) прав третьих лиц (в виде автомобильной автостоянки) урегулирован путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.08.2018 № 1678/з.

При этом доказательств  того, что спорный  земельный  участок или  его часть  принадлежит на любых  основаниях  третьим  лицам,  МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия Забайкальском крае суду  представлено  не было.

По сути  позиция ответчика  сводится к  защите  кажущегося  нарушения  прав  третьих   лиц  в  ущерб  законным интересам   истца.

Кроме того, согласно п. 1.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного Кодекса РФ.

Таким образом, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ прямо предписано, что если земельный участок может быть предоставлен на основании сервитута, то предоставление такого земельного участка в собственность или аренду собственникам размещенных на нем строений недопустимо. При этом,  закрепление  спорного  земельного  участка  в  собственности  Российской Федерации  и  оперативном  управлении истца не  нарушает прав  третьих  лиц  (в  случае их   появления),  поскольку  необходимая  часть земельного  участка может быть предоставлен на основании сервитута.

Судом установлено, что в силу закона (ч. 11 ст.154 ФЗ РФ от 22.08.2004 №122-ФЗ) с 22.03.2018 право федеральной собственности уже возникло на земельный участок, поскольку 22.03.2018 в федеральную собственность принято здание, расположенное на данном земельном участке, следовательно, собственники автостоянки могут приобрести лишь право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) на основании п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ, ст. 39.23 Земельного Кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, требования  ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ ГОРОДА ИРКУТСКА о признании права федеральной  собственности на  земельный  участок,  расположенный  по  адресу:  Иркутская  область, г.  Иркутск, кадастровый  номер 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 198  Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования  удовлетворить.

Признать право  федеральной  собственности на  земельный  участок,  расположенный  по  адресу:  Иркутская  область, г.  Иркутск, кадастровый  номер 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                            Гурьянов О. П.