ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22162/2021 от 31.01.2021 АС Иркутской области

      АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск       

31 января  2021 года                                                                            Дело № А19-22162/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28.01.2022.

Полный текст решения изготовлен 31.01.2022.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества "Почта России" (131000, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в лице Управления Федеральной почтовой связи Иркутской области (664011, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664056, <...>)

о признании незаконным постановления № 2484 от 23.09.2021,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:  ФИО1 – доверенность, паспорт, диплом,

от ответчика: ФИО2 – доверенность, удостоверение,

установил:

Акционерное общество "Почта России" (далее – Общество, АО "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным постановления № 2484 от 23.09.2021.

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал, представитель Управления Росреестра по Иркутской области требования не признал.

В судебном заседании 24.01.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 28.01.2022, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:06:150102:135, площадью 1860, 00 кв.м, расположенный по адресу  <...>, находится в собственности  АО «Почта России».

30.06.2021 в адрес Управления поступило обращение Министерства имущественных отношений Иркутской области о проведении проверки соблюдения требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в отношении образованного на аукцион земельного участка с кадастровым номером 38:36:150:102:4177, расположенного в <...>.

На основании задания  №197 от 22.07.2021 Управлением проведено выездное обследование земельного участка, расположенного  по адресу с кадастровым номером 38:36:150:102:4177, расположенного в <...>, по результатам которого составлен акт   обследования №130  от 28.07.2021, протокол  инструментального обследования от 28.07.2021.

Согласно акту обследования в границе земельного участка с кадастровым номером 38:36:150:102:4177, расположено деревянное ограждение протяженностью  21 м.

Часть земельного участка площадью 72 кв. м. расположена за ограждённой деревянным забором территорией, на котором расположено строение (деревянный туалет) площадью 2 кв.м.

Также установлено, что ограждение земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:135 с северо-восточной стороны располагается за границами участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Управлением сделан вывод, что АО «Почта России» дополнительно использует часть земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:4177 площадью 72 кв.м, земельный участок, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 95,55 кв.м, расположенный смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:06:150102:135.

По итогам выявленных нарушений, в отношении АО «Почта России» составлен протокол № 2484 об административном правонарушении 14.09.2021, на основании которого, после рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания от 23.09.2021. АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии части земельного участка с кадастровым номером 38:36:150102:4177, площадью 72 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область. Иркутский район, Смоленское муниципальное образование, <...> и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 95,55 кв.м, расположенного смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:06:150102:135, путем огораживания, ограничения свободного доступа третьих лиц, ответственность за которое предусмотрена ст.  7.1 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях (далее - КоАП РФ). АО «Почта России» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Заявитель, полагая, что оспариваемое постановление административного органа не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований общество указало, что ограждение установлено  задолго до образования и постановки на кадастровый учет земельного участка  с кадастровым номером  38:06:150102:135. На земельном участке с кадастровым номером 38:36:150102:4177 обществом  не производится высадка сельскохозяйственных культур, деревьев, не складируется  различное имущество, не принимаются действия по воспрепятствованию доступа законных владельцев.

Управление Росреестра по Иркутской области с требованиями заявителя не согласилось, указало на законность и обоснованность оспариваемого постановления. дополнительно указало на пропуск срока для обжалования постановления в суд.

Рассмотрев довод ответчика  о пропуске заявителем срока на подачу заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 71) при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 № 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.  

Обжалуемое постановление о назначении административного наказания получено АО «Почта России» 08.10.2021 вх. № АУО-07/52119. В Арбитражный суд Иркутской области заявитель обратился 18.10.2021 (конверт) и поступило в  суд 27.10.2021 (штамп канцелярии), то есть в  пределах срока на обжалование.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону вменяемого правонарушения образует факт использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

В силу требований подпунктов 1, 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственникам другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, аренде, на праве пожизненного наследуемого владения или безвозмездном пользовании.

В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, юридическим лицам земельные участки могут принадлежать на каком-либо из указанных прав, и эти права должны подтверждаться соответствующими документами.

Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен пунктом 1 статьи 8 ГК РФ, согласно которому основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со статьей 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего кодекса.

В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки проведенной административным органом, проведено административное обследование земельного участка, результаты которого отражены в протоколе инструментального обследования от 28.07.2021 и акте выездного обследования № 130 от 28.07.2021. Установлено, что ограждение земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:135 с северо-восточной стороны располагается за границами участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Сделан вывод, что АО «Почта России» дополнительно использует часть земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:4177 площадью 72 кв.м, земельный участок, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 95,55 кв.м, расположенный смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:06:150102:135.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 38:06:150102:135 до 29.10.2019 находился в собственности Российской Федерации, и использовался обществом на основании договора аренды,  а с 29.10.2019 находится в собственности АО «Почта России».

Как следует из материалов дела, АО «Почта России» вменяется в ответственность самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером 38:36:150102:4177, площадью 72 кв.м и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 95,55 кв.м, расположенного смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:06:150102:135.

Использование АО «Почта России» указанных земельных участков осуществляется против воли собственника, более того, государственный орган, в компетенцию которого входит распоряжение данным земельным участком выразил свою волю на прекращение нарушений права, что подтверждается письмом министерства имущественных отношений Иркутской области № 03-51-1669/21-14 от 30.06.2021.

Общество ссылается на неопределенность границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:135, указывает, что площадь данного земельного участка является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, а сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Однако, характеристики земельного участка с кадастровым номером38:06:150102:135, указанные АО «Почта России» имели актуальность до декабря 2011 года.         

27.09.2010 решением Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области принято решение № 3800/610/10-16041, согласно которому в отношении объекта недвижимости, с кадастровым номером 38:06:150102:135 выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об описании местоположения границ (сведения о  характерных точках границ земельного участка). В связи, с чем принято решение   исключить   ошибочно   внесенные   сведения   об   описании местоположения границ (сведения о характерных точках границ земельного участка).

В результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:135 подготовлен межевой план, который утвержден Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

Указанные изменения прошли государственный кадастровый учет и зарегистрированы за № 38-0-1-52/3201/2011-629.

После регистрации сведений об уточнении границ, земельный участок с кадастровым номером 38:06:150102:135 получил описание местоположения с координатами характерных точек границ.

Таким образом, на момент перехода к АО «Почта России» права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150102:135, последний имел границы, координаты и описание.

Также следует отметить, что согласно заключению кадастрового инженера (лист 8 межевого плана) и чертежу земельного участка (лист № 11 межевого плана) на момент уточнения границ земельного участка, на месте расположения существующего в настоящее время деревянного забора была межа (тропинка). Данный вывод исходит из следующего.

АО «Почта России» в обоснование незаконности постановления о назначении административного наказания, указывается на тот факт, что при регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150102:135 выписка из ЕГРН не содержит точных сведений о площади. В выписке содержится указание на площадь 1860+/- 30 кв.м.

Вместе с тем, согласно части 13 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Согласно пункту   37   части   III   Приложения   №   2   к   Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в реквизите №1 раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» межевого плана, указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей, который применялся при осуществлении кадастровых работ.

Методы определения координат характерных точек указаны в пункте 3 Приложения № 1 к Приказу Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места».

В межевом плане земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:135 (лист № 4) указано, что при определении координат характерных точек границ земельного участка использовался метод спутниковых геодезических наблюдений.

В пункте 4 Приложения № 1 к Приказу Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 указано, что для оценки точности определения координат (местоположения) характерной точки рассчитывается средняя квадратическая погрешность.       

Координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:150102:135 определены методом спутниковых геодезических наблюдений с определением средней квадратической погрешности положения характерных точек границ равной 30.

Погрешность является законодательно закрепленным и допустимым значением, к тому же занимаемая АО «Почта России» без установленных на то прав площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:150102:4177 и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:06:150102:135, значительно больше 30 кв.м.

Таким    образом,    доводы    АО    «Почта    России»    являются несостоятельными и не находят своего документального подтверждения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном случае административным органом доказано событие правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выраженного в самовольном занятии обществом части земельного участка с кадастровым номером 38:36:150102:4177, площадью 72 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область. Иркутский район, Смоленское муниципальное образование, <...> и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 95,55 кв.м,

В рассматриваемом случае каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований земельного законодательства в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях АО "Почта России" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 КоАП РФ.

В силу статей 2.1, 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).

Нарушений административным органом процессуальных требований при производстве административного дела судом не установлено.

Арбитражный суд, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности административного правонарушения относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере использование земли в Российской Федерации, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен. Административный штраф, назначен административным органом с учетом обстоятельств и положений ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, в размере 100 000 руб., т.е. в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного  статьей 7.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Акционерного общества "Почта России" о признании незаконным и отмене постановления   удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                          Зволейко О.Л.