ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22179/16 от 08.02.2017 АС Иркутской области

Арбитражный суд Иркутской области

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

Дополнительное здание суда:

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск

«15» февраля 2017 года Дело №А19-22179/2016

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КОНТАКТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 19.09.2016г. №18286А об отказе в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.02.2017г. без номера;

от инспекции: ФИО2 – представитель по доверенности от 28.12.2016г. №05-10/0036133, ФИО3 – представитель по доверенности от 11.01.2017г. №05-10/0000456; ФИО4 – представитель по доверенности от 08.11.2016г. №05-10/0029712; ФИО5 – представитель по доверенности от 10.01.2017г. №05-10/0000341,

установил:

  ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КОНТАКТ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 19.09.2016г. №18286А «об отказе в государственной регистрации».

В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 11 час. 30 мин. 02.02.2017г. до 11 час. 30 мин. 08.02.2017г.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель общества заявленные требования поддержал.

Представители инспекции требования не признали, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КОНТАКТ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

ООО «КОНТАКТ» 12.09.2016г. обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части адреса государственной регистрации организации.

По результатам рассмотрения данного заявления Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области принято решение от 19.09.2016г. №18286А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что новый адрес постоянно действующего исполнительного органа общества: <...> является адресом большого количества зарегистрированных юридический лиц связь с которыми невозможна (представители юридических лиц по адресу регистрации не находятся, почтовая корреспонденция возвращается с пометками «организация не находится», «истек срок хранения»).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.12.2016г. №26-13/021538 жалоба ООО «КОНТАКТ» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 19.09.2016г. №18286А «об отказе в государственной регистрации» оставлена без удовлетворения.

Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих доводов заявитель сослался на то, что основанием для использования адреса: <...> является договор аренды от 08.09.2016г. №92-16, заключенный с собственником помещения – ООО «Луч». При этом арендатор своевременно исполняет обязательства по арендной плате.

Кроме того, ООО «КОНТАКТ» заключило договоры с АО «Деловая Сеть-Иркутск» на предоставление услуг связи - организация канала связи и подключение маршрутизатора для предоставления доступа к сети Интернет по адресу: <...>, с ООО Вода Байкала» от 23.09.2016г. №67-16 о поставке питьевой природной воды «Вода Байкала» в бутылях по 18,9л. по указанному адресу.

Более того, общество получает почтовую корреспонденцию по спорному адресу, в том числе и судебную.

Регистрирующий орган не представил доказательств того, что ООО «КОНТАКТ» не намерено использовать адрес регистрации для осуществления связи, обследование помещения по адресу: <...> не проводилось, собственник помещения не опрашивался.

При изложенных обстоятельствах, общество полагает, что оспариваемое решение налогового органа нарушает его права и законные интересы.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

Согласно пп.«в» п.1 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с п.2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в том числе: подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

В силу п.4 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данных Федеральным законом.

Подпунктом «р» п.1 ст.23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается, в том числе при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных пп. «в» п.1 ст.5 данного Федерального закона.

В п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

При этом под адресом, в соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №443-ФЗ «О федеральной информационной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Объектом адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

В соответствии с п.44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014г. №1221 структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами: наименование страны (Российская Федерация); наименование субъекта Российской Федерации; наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; наименование населенного пункта; наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети; номер земельного участка; тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении.

При описании адреса используется определенная последовательность написания адреса, соответствующая последовательности адресообразующих элементов в структуре адреса, указанная в п. 44 данных Правил (п.45 вышеуказанных Правил).

Из анализа п.п.8-11 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов следует, что объекту недвижимости (офисному зданию, сооружению и т.д.) присваивается адрес в целом зданию (сооружению), в отличие от присвоения адреса многоквартирному дому (в случае присвоение адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям).

Таким образом, в Государственный адресный реестр вносится адрес многообъектного помещения (офисного здания), сооружения в целом.

Вместе с тем, согласно п.14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014г. №СА-4-14/1645@ «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25.01.2012г. №ММВ-7-6/25@ необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).

Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры). Отсутствие в указании таких элементов адреса как тип (вид) помещения, в котором располагается (офис, квартира), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом.

Как усматривается их материалов дела, ООО «КОНТАКТ» представило в регистрирующий орган заявление формы Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, согласно которому общество заявило новый адрес фактического нахождения: <...>.

В подтверждение данного обстоятельства, заявитель представил договор аренды от 08.09.2016г. №92-16, согласно которому ООО «Луч» (арендодатель) передает, а ООО «КОНТАКТ» (арендатор) принимает в аренду за плату нежилое помещение №3 (кабинет №109), обеспеченные электроэнергией, отоплением, водоснабжением и канализацией, общей площадью 20 кв.м., находящиеся в нежилом помещении на 1 этаже 5-этажного панельного дома, расположенного по адресу: <...>, принадлежащее арендодателю согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.09.2012г. 38АД №874398.

Данное помещение было передано арендодателем ООО «КОНТАКТ», что подтверждается актом приема-передачи нежилого помещения от 08.09.2016г. без номера.

В результате проведения проверки достоверности представленных для государственной регистрации сведений налоговым органом установлено, что адрес: <...> является адресом большого количества зарегистрированных юридический лиц – 156 организаций, при этом со значительной частью, т.е. с 79 организациями или 51%, связь невозможна (представители юридических лиц по адресу регистрации не находятся, почтовая корреспонденция возвращается с пометками «организация не находится», «истек срок хранения»).

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска по поручению Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 28.11.2016г. №26-13/020389 проведен осмотр объекта недвижимости с участием собственника помещения ООО «Луч».

В результате проведенного осмотра установлено, что на момент осмотра помещения должностные лица, сотрудники, представители ООО «КОНТАКТ» отсутствовали, дверь в помещение закрыта, имеется вывеска с названием организации. При этом собственник помещения подтвердил факт заключения договора аренды с ООО «КОНТАКТ» (протокол осмотра объекта недвижимости от 29.11.2016г. №1094).

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что сам по себе факт отсутствия представителей общества на момент проведения осмотра 29.11.2016г. по адресу, указанному в учредительных документах: <...>, не свидетельствует о том, что общество фактически не располагается по данному адресу и у него отсутствует намерение использовать данное помещение при осуществлении предпринимательской деятельности.

В подтверждение недостоверности сведений об адресе организации налоговый орган представил выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на организации, расположенные по адресу: <...>, связь с которыми невозможна, а также акты обследования помещения от 10.06.2016г. №471, 473, 472, копии конвертов с отметками органов почтовой связи «отсутствие адресата по указанному адресу», «истек срок хранения».

Данные документы, суд не может принять во внимание, поскольку они не могут однозначно свидетельствовать о том, что именно заявитель не будет получать почтовую корреспонденцию по новому адресу нахождения.

Налоговый орган в отзыве от 02.02.2017г. №05-10/0003120 указал на то, что ООО «КОНТАКТ» по адресу: <...> корреспонденцию не получает, что подтверждается уведомлением от 03.12.2016г.

Согласно данному уведомлению телеграмма от 01.12.2016г. №909/899 ООО «КОНТРАКТ» по адресу: <...>, каб.107 не доставлена, кабинет закрыт, адресат по извещению за телеграммой не является.

Вместе с тем, представителем общества представлен суду оригинал полученной телеграммы от 01.12.2016г. №909/899, согласно которой Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска просит явиться в налоговый орган для уточнения адреса. При этом текст телеграммы не содержит ни даты, ни времени когда необходимо явиться, ни номера кабинета.

Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон, суд полагает, что вышеуказанные документы не могут подтвердить факт отсутствия связи с обществом по новому адресу нахождения.

В ходе судебного разбирательства по делу, в подтверждение факта нахождения организации по спорному адресу обществом представилено: заказ №150102025-002 на предоставление услуг связи по адресу: <...>; договор с ООО «Вода Байкала» от 23.09.2016г. №67-16 о поставке питьевой природной воды «Вода Байкала» в бутылях по 18,9л. по указанному адресу; письма АО «Деловая сеть-Иркутск» без даты и номера, ООО «Луч» от 08.02.2017г. №57, индивидуального предпринимателя ФИО6 от 07.02.2017г. без номера.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вышеперечисленные документы свидетельствуют о намерении общества использовать адрес нового местонахождения (<...>) при осуществлении предпринимательской деятельности и расположения единоличного исполнительного органа ООО «КОНТРАКТ».

Довод налогового органа о том, что данные документы не были представлены в ходе проверки, суд не может принять во внимание, поскольку в силу п.4 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данных Федеральным законом.

Довод регистрирующего органа о том, что в отношении адреса: <...> принято решение от 10.08.2016г. №404 о внесении сведений об ограничении в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий, суд не может принять во внимание, поскольку само по себе внесение спорного адреса в перечень адресов массовой регистрации не свидетельствует о невозможности обратившегося за регистрацией юридического лица осуществлять деятельность по указанному адресу.

Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что налоговый орган не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что обществом указан в заявлении адрес нового места нахождения без намерения использовать его для осуществления связи с организацией.

В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО «КОНТАКТ» по новому месту нахождения, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 19.09.2016г. №18286А «об отказе в государственной регистрации» следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со ст.101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

Согласно со ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3000 руб. 00 коп.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

В связи с чем, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области относятся расходы по уплате Обществом с ограниченной ответственностью «КОНТАКТ» государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом заявления о признании незаконным решения налогового органа в сумме 3000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 19.09.2016г. №18286А об отказе в государственной регистрации, как несоответствующее положениям Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КОНТАКТ» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В.Деревягина