АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-22219/10-57
« 10 » ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.11.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.11.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Слимаковой О.Е.., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области
к Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН <***>, место нахождение 665651 <...>)
третье лицо – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» п. Березняки
о признании незаконным бездействия,
при участии представителей
от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;
от третьего лица: (Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ручеек» п. Березняки): не явились;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области (далее – налоговый орган, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2009 года по делу № А19-27295/09-24; неинформировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области о неисполнении Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Ручеек» п. Березняки исполнительного листа № 000584995 от 10 марта 2010 года; в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ручеек» п. Березняки (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) и обязании Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 28.12.2009 года по делу № А19-27295/09-24 в соответствии с исполнительным листом № 000584995 в порядке установленном действующим законодательством.
Определением суда от 12.01.2011 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-16946/10-57.
Определением от 17.10.2011 производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств послуживших поводом для его приостановления.
Судом установлено, что заявитель выбыл из правоотношения в связи реорганизацией на основании Приказа Федеральной налоговой службы России от 28.07.2011 года № ММВ-7-4/469 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области». Данным Приказом предусмотрена реорганизация Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области. При этом установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым заменить сторону - заявителя по делу, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области ее правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области.
Налоговый орган в судебное заседание суда своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик - Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района - в судебное заседание своего представителя не направил, отзыв по делу не представил.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направило, отзыв по делу не представило.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2009 года по делу № А19-27295/09-24 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ручеек» п. Березняки (далее – МДОУ детский сад «Ручеек» п. Березняки) недоимки и пени по единому социальному налогу удовлетворены, с МДОУ детский сад «Ручеек» п. Березняки взыскана задолженность по указанному налогу за 1-2 кварталы 2009 года и пени в сумме 161066 руб. 99 коп., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 50 руб.
На основании указанного решения 10.03.2010 судом налоговому органу выдан, в том числе и исполнительный лист № 000584995 о взыскании с МДОУ детский сад «Ручеек» п. Березняки задолженности по единому социальному налогу и пени в сумме 161066 руб. 99 коп.
Во исполнение решения арбитражного суда от 28 декабря 2009 года по делу № А19-27295/09-24 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области направила в финансовый орган заявление № 06-11/1/019096 от 09.06.2010 года с приложением соответствующих документов, которые согласно штампу входящей корреспонденции получены последним 15.06.2010 года.
Согласно требованию от 30.09.2010 года № 06-11/030357 налоговый орган запросил у Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района информацию об исполнении исполнительного листа № 000584995 от 10 марта 2010 года по решению арбитражного суда от 28 декабря 2009 года по делу № А19-27295/09-24, а также сведения о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должников. Согласно отметке финансового органа письмо получено 04.10.2010 года.
Данное требования налогового органа исполнено не было. На дату судебного заседания информация об исполнении (частичном исполнении) исполнительного листа № 000584995 от 10 марта 2010 года, ни в арбитражный суд, ни в налоговый орган не поступала.
Не согласившись с бездействиями ответчика, выразившиеся в неисполнении решения арбитражного суда, неинформировании налогового органа о неисполнении исполнительного листа и неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Согласно Положению о Финансовом управлении администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, утвержденному Постановлением мэра Нижнеилимского района от 07.11.2006 года № 466, Управление в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, осуществляет исполнение требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета (пункты 3.8, 4.33 Положения).
Таким образом, Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района является органом, осуществляющим исполнение требований исполнительных листов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета, в том числе МДОУ детский сад «Ручеек» п. Березняки.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист № 000584995 от 10 марта 2010 года, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2009 года по делу № А19-27295/09-24 взыскании с МДОУ детский сад «Ручеек» п. Березняки задолженности по единому социальному налогу и пени был направлен налоговым органом для исполнения в Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района и получен последним 15.06.2010 года. Следовательно, в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, подлежал исполнению должником в срок до 15.09.2010 года.
К исполнительному документу налоговый орган приложил надлежащим образом заверенную копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Таким образом, исполнительный лист № 000584995 от 10 марта 2010 года был принят финансовым органом к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде денежные средства по исполнительному листу не перечислены, исполнительный документ с отметкой о его исполнении в полном объеме в суд не возвращен (пункт 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каких-либо доказательств совершения своевременных (в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительного документа) действий, направленных на исполнение судебного решения, либо наличия уважительных причин невозможности его своевременного исполнения, финансовым управлением в материалы дела не представлено.
Бюджетный кодекс Российской Федерации наделяет Федеральное казначейство не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса).
Приостановление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса органом, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Финансового управления предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Финансового управления в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, по мнению суда, приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Приостановление вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса.
Суд полагает, что Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий исполнение требований исполнительных листов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета, должен был в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника.
В нарушение указанных требований, а также требований, содержащихся в абзаце 3 части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района не приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, и в установленный срок не проинформировало взыскателя о невозможности исполнения исполнительного листа № 000584995.
Неисполнение ответчиком, как главным распорядителем средств местного бюджета и как органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, вышеперечисленных обязанностей, установленных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительном листе № 000584995, не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены.
Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2005 № 8-П отметил, что требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, части 3 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 45, частей 1 и 2 статьи 46, статьи 52, статьи 53, пункта «в» статьи 71, пункта «б» части 1 статьи 72 и статьи 118 Конституции РФ, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений.
Однако финансовым управлением каких-либо действий, направленных на исполнение судебного акта в рамках имеющихся полномочий, предоставленных ему, в том числе, статьей 171, абзацем 5 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, предпринято не было.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно Положению о Финансовом управлении администрации Нижнеилимского муниципального района, утвержденному Постановлением мэра Нижнеилимского района от 07.11.2006 года № 466, Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района является постоянно действующим исполнительным органом администрации Нижнеилимского района, уполномоченным составлять проект бюджета муниципального образования, исполнять требования исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета (пункты 3.8, 4.33 Положения). Таким образом, ответчик является органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета.
С 01.01.2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района, как орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, должен обеспечить по запросу-требованию должника выделение ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
В отношении требования заявителя о признании незаконным бездействия, выразившего в неинформировании налоговой инспекции о неисполнении МДОУ детский сад «Ручеек» п. Березняки исполнительного листа № 000584995 от 10 марта 2010 года, арбитражный суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса. Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 242.2), судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статья 242.3), судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъектов Российской Федерации, по денежных обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (статья 242.4) и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (статья 242.5). В пункте 3 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 указано, что судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействиями) государственных органов (органом местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В этом же пункте разъяснено, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в пункте 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Таким образом, несвоевременное уведомление Финансовым управлением взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа и непринятие Финансовым управлением мер установленных законом, к должнику, не исполнившему исполнительный документ в указанный срок, в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), не только не соответствует нормам действующего законодательства, но и нарушает права и законные интересы взыскателя, ограничивая его в реализации государственных полномочий возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предусмотренная абзацем 3 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа управлением не исполнена.
Какие-либо доводы о наличии обстоятельств, опровергающих данные выводы, финансовым органом не приведены.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд считает, что бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившиеся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2009 года по делу № А19-27295/09-24 в соответствии с требованиями исполнительного листа № 000584995 от 10 марта 2010 года, не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 октября 2011 года по делу № А19-4946/2011.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2009 по делу № А19-27295/09-24, в неинформировании налогового органа о неисполнении исполнительного листа от 10 марта 2010 года N 000584995; в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ручеек» п. Березняки (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации,
Обязать Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-27295/09-24 в соответствии с исполнительным листом от 10 марта 2010 года № 000584995 в порядке и сроки, установленные статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л. В. Назарьева