ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22264/2021 от 20.12.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-22264/2021

22.12.2021

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 20.12.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 22.12.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Бабаевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рединым И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664011, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ГОРЬКОГО УЛИЦА, 31, ОГРН: 1073808028194, Дата присвоения ОГРН: 28.12.2007, ИНН: 3808170859)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛАБОРАТОРИЯ С" (664003, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ЛИТВИНОВА УЛИЦА, ДОМ 4, ОГРН: 1073812006806, Дата присвоения ОГРН: 20.09.2007, ИНН: 3812098877)

о расторжении договора,

при участии в судебном заседании:

от истца – не явились, извещены;

от ответчика – директор  Лачкарёв В.В., предъявлен паспорт, решение № 8
о продлении полномочий директора до 19.09.2022, сведения ЕГРЮЛ,

установил:

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области
с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛАБОРАТОРИЯ С" (далее – ответчик, Общество) о расторжении договора № 7159
на оказание услуг по сопровождению информационной системы «Учет лесопродукции
на пунктах приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» от 30.06.2021.

Определением суда от 03.11.2020 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

30.06.2021 между Министерством и Обществом заключен договор № 7159
на оказание услуг по сопровождению информационной системы «Учет лесопродукции
на пунктах приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» (далее также Договор).

В соответствии с пунктом 1.1 Договора ответчик принял на себя обязательства оказывать услуги по сопровождению Информационной системы, а истец уплачивать указанные услуги.

На момент заключения Договора министерство, в рамках опережающего правового регулирования, на основании закона Иркутской области от 30.11.2016 № 100-ОЗ
«Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины
на территории Иркутской области» (далее – Закон № 100-ОЗ) осуществляло функции
по его реализации (пп.пп. 17, 18 п. 8 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее – Положение о министерстве).

Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2021) внесены изменения в Лесной кодекс РФ, в том числе в части установления федерального государственного надзора в сфере приемки, переработки, перевозки и хранения древесины, учета сделок с ней; правового регулирования учета мест (пунктов) складирования древесины (складов древесины) и объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; а также правового регулирования учета древесины, обеспечивающего прослеживаемость ее оборота от лесосеки до переработки или вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС, необходимое для эффективного противодействия легализации незаконно поступившей в оборот древесины (статья 96.2 Лесного
кодекса РФ).

Таким образом, государственный надзор в сфере оборота древесины с 01.07.2021
осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства
(часть 1 статьи 96.2
Лесного кодекса РФ, пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в сфере
транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и
учета сделок с ними, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
№ 1099). Положения закона Иркутской области от 30.11.2016 № 100-ОЗ
с 01.07.2021 фактически дублируют нормы, введенные в Лесной кодекс РФ Федеральным
законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ.

Указом Губернатора Иркутской области от 30.07.2021 № 207-уг одобрен проект закона Иркутской области «О признании утратившим силу отдельных законов Иркутской области» (в том числе закона Иркутской области от 30.11.2016 № 100-ОЗ) и внесен
на рассмотрение Законодательного собрания Иркутской области. Указанный закон будет распространяться на правоотношения, возникшие с 01.07.2021.

Министерством ведется работа по внесению изменений в Положение
о министерстве, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области
от 27.02.2018 № 155-пп, в части признания утратившими силу подпунктов 17, 18 пункта 8 «Функции министерства».

21.09.2021 министерством в адрес ООО «Лаборатория С» направлено письмо
с предложением о расторжении Договора с приложением проекта соглашения
о расторжении договора. Ответчику предложено расторгнуть договор по соглашению сторон, подписать такое соглашение и направить по электронной почте с досылом оригинала на бумажном носителе посредством почтовой связи (№ 02-91-13558/21
от 21.09.2021).

24.09.2021 министерством получен ответ ООО «Лаборатория С» о несогласии
с расторжением Договора.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.

Истец в судебное не явился, представил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие.

Согласно части 2 статьи 156 АПК РФ стороны вправе известить арбитражный суд
о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Ответчик в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию, изложенную в ходе предварительного судебного заседания.

Дело рассмотрено судом на основании статьи 156 АПК РФ в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебных заседаний.

Исследовав материалы дела, установив имеющие значение для рассмотрения спора по существу обстоятельства, оценив доводы сторон, относимость, допустимость, достоверность представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии
со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться
в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В  соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми  актами,  а  также  из  действий  граждан 
и  юридических  лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами,
но в силу общих  начал  и  смысла  гражданского  законодательства  порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать,
в частности, из договоров и иных сделок.

В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав
и обязанностей.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться
от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Как следует из материалов дела между Министерством и Обществом заключен договор № 7159 на оказание услуг по сопровождению информационной системы «Учет лесопродукции на пунктах приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» (далее также Договор).

В соответствии с пунктом 1.1 Договора ответчик принял на себя обязательства оказывать услуги по сопровождению Информационной системы, а истец уплачивать указанные услуги.

Права и обязанности сторон установлены разделом 2 Договора.

Согласно пункту 8.3 Договора расторжение Договора допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ.

Расторжению договора посвящены положения главы 29 ГК РФ.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как установлено пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или
о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Материалами дела подтверждается, что до обращения в суд истец обращался
к ответчику с предложением расторгнуть Договор путем подписания соответствующего соглашения. В ответ на данное предложение Министерству направлен отказ Общества
от расторжения Договора указанным способом.

На дату заключения Договора Министерство исполняло функции по реализации закона Иркутской области от 30.11.2016 № 100-ОЗ, информация о предполагаемой отмене указанного закона у министерства отсутствовала. Решение о необходимости признать утратившим силу закон Иркутской области № 100-ОЗ от 30.11.2016 принято Губернатором Иркутской области 30.07.2021 (указ Губернатора Иркутской области
от 30.01.2021 № 207-уг).

В соответствии со статьей 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом
в течение трех месяцев.

Лесное законодательство на основании пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Из изложенного следует, что у Министерства отсутствовала объективная возможность предотвратить причины наступления последствий, которые привели
к необходимости исключения из функций министерства полномочий в сфере организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины и, как следствие, необходимости расторжения Договора.

Пунктами 14, 15 Положения о министерстве установлено, что министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета, расходует полученные из областного бюджета средства
в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

Суд соглашается с доводами истца о том, что поскольку Министерство не исполняет функций в сфере организации деятельности пунктов приема, переработки
и отгрузки древесины, дальнейшее исполнение Договора может повлечь нецелевое использование бюджетных средств.

Ответчик исковые требования не оспорил, в судебном заседании не возражал против их удовлетворения.

Поскольку сторонами не достигнуто соглашение о расторжении договора
во внесудебном порядке, а основания для расторжения договора имеются, требование истца суд признает правомерным обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям судом дана оценка,
что нашло отражение в данном судебном акте. Иные доводы и пояснения несущественны
и на выводы суда повлиять не могут.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть договор № 7159 на оказание услуг по сопровождению информационной системы «Учет лесопродукции на пунктах приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» от 30.06.2021, заключенный между Министерством лесного комплекса Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью "ЛАБОРАТОРИЯ С".

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                                                         А.В. Бабаева